2.3.9 Разговорный стиль речи
Задание 1. Прочитайте текст. Выделите специфические черты разговорного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические) в отрывке из рассказа В.Шукшина «Сельские жители».
- Сахару больше кладите в хмелину-то, вот и будет пиво. А на табаке его настаивать - это стыдоба...
- На самолете лететь - это надо нервы да нервы! Вот он поднимается - тебе сразу конфетку дают...
- Конфетку?
- А как же. Мол, забудься, не обращай внимания... А на самом деле это самый опасный момент. Или тебе, допустим, говорят: «Привяжись ремнями». – «Зачем?» - «Так положено». – «Хэх»... положено. Скажи прямо: можем навернуться, и все. А то – «положено».
- Господи, господи! - сказала бабка. - Так зачем же и лететь на нем, если так...
- В Свердловске, правда, сделаете посадку...
- Зачем?
- Надо. Там нас не спрашивают. Сажают, и все.
- Нам в Свердловске-то надо самим попроситься, чтоб посадили, или там всех сажают?..
- Вот так. Не тоскуй, Шурка. Летом поедем.
А я и не тоскую. Но ты все-таки помаленьку собирайся: возьмешь да надумаешь лететь.
- Шурк! - позвала бабка.
- А?
- Павла-то, наверно, в Кремль пускают?
- Наверно. А что?
- Побывать бы хоть разок там... посмотреть.
- Но ты тоже, бабонька, где там смелая, а тут испугалась чего-то, - сказал Шурка недовольно. - Чего ты испугалась-то?
- Спи, знай, - приказала бабка. - Храбрец. Сам первый в штаны наложишь.
Задание 2. Прочитайте текст. Укажите характерные черты разговорного стиля: а) фонетические (диалектные); б) лексические (разговорные, просторечные, грубо-просторечные), в) морфологические; г) синтаксические. Перепишите текст, заменив разговорные средства на нейтральные. Определите, чем различаются тексты В.Шукшина и ваш (оценочностью, образностью, экспрессивностью, индивидуальностью и т.д.).
- Вот гадаю, - продолжал дед Нечай, - Куда приткнуться? Прям хошь петлю накидывай. - А этто вчерашней ночью здремнул маленько, вижу: ты вроде идешь по ограде, яички в сите несешь. Я пригляделся, а это не яички, а цыплята живые, маленькие ишо...
- А шофер, Миколай Игринев, годок мне, и так уже старается поровней ехать, медлить шибко тоже нельзя: отступаем. Ну, подъезжаем к одному развилку, впереди легковуха. Офицер машет: стой, мол... Оказалось, офицер у их чижалораненый, а им надо в другую сторону. Ну, уместились кое-как. А тот, какого подсадили-то, часует, бедный. Голова в крове, все позасохло. Подумал ишо тогда: не довезем... Я голову его на коленки к себе взял – хоть поддержать маленько, да кого там!..
- Неужто сын? - тихо спросил дед Нечай...
- Кхм... - Мой дед швыркнул носом. Затянулся вчастую раз пять подряд...
- Почто не сказал - то?
- Скажи!... Так хоть какая-то надежа есть - без вести и без вести, а так ... совсем...
- Господи, господи, - опять вздохнул дед Нечай, - Сам-то хоть живой остался?
Задание 3. Подберите по словарю синонимов русского языка синонимы к следующим разговорным словам, отметьте их стилистическую окраску. Составьте 10 предложений с разговорными словами:
Авось, бабахнуть, баловень, бояка, вояка головомойка, дармоед, дележ, дремота, дотошный, жмот, живьем, забытье, здоровяк, зевака, кутерьма, мазня, невдомек, нытик, писака, остряк, плакса, пошляк, прохиндей, прощелыга, скарб, стряпня, толкотня, уморительный, халтура, безмозглый, бухнуться, краснобай, чинуша, чудила, чужак.
Задание 4. Замените название перечисленных предметов одним словом с суффиксом -к-, образуя его от прилагательного.
Газированная вода - …, сгущенное молоко - …, тушеное мясо - …, манная крупа - …, вечерняя газета - …., десятилетняя школа - …, зачетная книжка - …, маршрутное такси - …., непрерывная рабочая неделя - …, попутный транспорт - …, мореходное училище - ….
Задание 5. Объясните значения следующих фразеологизмов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю.
Быть на седьмом небе; не верить собственным глазам; ходить на задних лапках; разинуть рот; застыть на месте; и нашим и вашим; молчать как рыба; ходить вокруг до около; от мала до велика; играть в кошки-мышки; выйти сухим из воды; жить как кошка с собакой; черным по белому написано; дом – полная чаша; денег куры не клюют; только птичьего молока не хватает.
Задание 6. Воспроизведите жесты и дайте их описания, которые соответствуют содержанию приведенных предложений.
Меня это не касается. Пельмени лепят так, а манты - вот так. Все это не для меня. Пусть это останется между нами. Спасибо за оказанную честь. Позвольте поблагодарить за теплый прием. Я надеюсь, что мы с вами понимаем друг друга. По моим часам время уже истекло. Поторопитесь, мы в это время закрываемся. Не надо делать такие круглые глаза. Она сразу же скривила губы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Разговорный стиль. Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание грамматики и словаря, умения строить предложение, высказывание.
Вторая ступень владения языком – предполагает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст с учетом цели высказывания.
Овладение второй ступенью является более сложной, так как при этом изучаются языковые средства текстов.
Разговорный стиль функционирует в сфере бытовых неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная: беседа, разговор; возможна и письменная форма в жанрах: личных дневниках, записках, частных письмах, телефонных CMC. В текстах разговорного стиля в большей степени реализуется коммуникативная функция.
Основные свойства данного стиля: неофициальность, непринужденность, спонтанность, отсутствие отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимости от ситуации.
Поскольку разговорные тексты имеют в основном устную форму, особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. А орфоэпическая норма допускает неполное, неотчетливое произношение звуков, слогов, слов: здрасьте, пожалуста, порядочки, квартирища.
Для лексики характерно преобладание конкретных слов над абстрактными, широкое использование слов с эмоционально-оценочной и разговорно-просторечной окраской: зайка, лиса – о человеке; дрыхнуть, вкалывать. А также метафор (переносное значение слова на основе сходства, аналогии различных черт двух предметов, явлений и т.д.): винегрет, каша в голове – о путанице; размазня, тюфяк - о человеке. Часто используются речевые окказионализмы (слово, созданное в процессе речи по неупотребительной модели, используемое только в этом контексте): открывалка, открывашка.
На словообразовательном уровне эмоциональность и оценочность реализуется с помощью суффиксов субъективной оценки с эмоциональным значением: тетушка, жарища, худющий, шишкастый, фигуристый.
Тенденция к экономии языковых средств проявляется в том, что словосочетания могут заменяться одним словом: сгущенка, тушенка, коммуналка, маршрутка; а также образование новых слов путем усечения: препод, видео, напряг, бряк.
На уровне морфологии разговорный стиль характеризуется преобладанием глаголов над существительными, частым употреблением личных и притяжательных местоимений, частиц и междометий, особых звательных форм-обращений, типа - голубчик, гражданка, дорогуша.
В синтаксисе разговорных текстов также реализуются общие свойства: экспрессивность, оценочность, спонтанность, стремление к экономии языковых средств. Это проявляется в частом употреблении неполных, безличных и побудительных предложений. Но самыми распространенными предложениями являются простые короткие предложения.
Для текстового уровня характерны все основные типы речи – описание, повествование, рассуждение; композиционная структура в основном свободная, не фиксированная.
2. Невербальные или внеязыковые средства - язык жестов и телодвижений всегда вызывал особый интерес у людей. Всегда хотелось понять недосказанное, узнать, что скрывается за мимолетным взглядом. Язык телодвижений не только дает нам дополнительную информацию о других людях и о нас самих, но также сообщает самые различные сведения. В то время как слова передают только то, что собеседник сообщает сознательно, телодвижения зачастую невольно выдают недосказанное, затаенное, подсознательное, причем сам собеседник об этом может и не догадываться.
Так как язык телодвижений очень выразителен, нам следует использовать его осторожно. Во-первых, утверждение, что язык телодвижений позволяет нам «читать» личность как книгу, - это миф. Во-вторых, активное и умелое использование языка телодвижений не означает игнорирования слов.
Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движение тела, положение рук – невербальные или экстралингвистические средства общения. Их изучает кинесика - «движение». Особое внимание кинесика уделяет мимике и жестикуляции.
Мимика - «подражательный»: 1. Движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние; 2. Искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.
Мимика позволяет лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь расшифровывать, понимать мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
Жестикуляция. Самое удивительное то, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жесты используются не сами по себе, а сопровождают слово, служат для него своеобразной опорой, а иногда уточняют его.
Некоторые фразы, сказанные без жеста, например, по телефону, будут непонятны. Между тем механические жесты оратора, например, поправка галстука, отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего.
По своему назначению различают изобразительные, ритмические, эмоциональные, указательные и символические жесты. Изобразительные жесты используются в случаях, когда нужно усилить впечатление у слушателя дополнительно. Жест нагляднее, чем слово, он как бы изображает предмет, например, Как сыр, та-акой круглый и с дырочками.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи и при этом производятся вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Жесты, предающие оттенки чувств: удивление, волнение, радость, восторг, ненависть -называются эмоциональными. Указательные жесты требуются говорящему выделить какой-либо предмет из ряда однородных. Например, возьми эту книгу.
Жесты-символы связаны с абстракцией. Таковы жесты признательности, благодарности, сердечного отношения. Так, например, когда кого-то представляют - кто-то кивает головой, другой поднимает руки, третий кланяется, четвертый прижимает ладонь к груди. Такие жесты условны и называются они символическими.
Не случайно во многих языках существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест.
Основная литература
4 [275-289]; 9 [89-93]; 14 [106-110].
Дополнительная литература
21 [118-122].
Контрольные вопросы
1. Каковы основные признаки разговорного стиля?
2. Каковы языковые особенности преобладают в разговорном стиле?
3. Какие формы речи преобладают в данном стиле?
4. Какова сфера применения разговорного стиля?
5. Как делается анализ текста разговорного стиля?
6. Где функционирует разговорный стиль?
7. Что относится к невербальным (внеязыковым) средствам языка?
8. Какие виды невербальных средств языка вы знаете?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».