2.3.1 Анализ научного текста
Задание 1. Прочитайте текст, представляющий собой научное описание. Определите тему и озаглавьте текст. Составьте его логическую схему.
Главное отличие электрических печей от других сталеплавильных агрегатов состоит в
том, что для получения высоких температур в них используется электроэнергия, а не
энергия, получаемая при горении топлива.
Преимущество электрических печей состоит в том, что в них можно получать высоколегированные стали — нержавеющую, быстрорежущую и другие. Одна из важных особенностей электрической печи заключается в том, что в её рабочем пространстве можно создать восстановительную атмосферу.
Для выплавки стали применяют электрические печи двух типов: дуговые и индукционные.
Дуговые печи широко распространены как в РК, так и за рубежом. Дуговая печь состоит из цилиндрического кожуха, огнеупорной футеровки, съёмного свода, двух опорных станин, литых опорных секторов (салазок), угольных или графитовых электродов. Печь имеет загрузочное окно и жёлоб для выпуска готового металла.
В дуговой печи нагрев и плавление шихтовых материалов производятся за счёт тепла, выделяемого электрической дугой, которая образуется между электродами и металлом. Для футеровки подины основных дуговых печей применяют магнезитовый кирпич. Динасовый кирпич используется для футеровки подины кислых печей. Рабочий слой подины дуговой печи делается набивным. Для изготовления рабочего слоя подины используют огнеупорную массу. Для изготовления основной подины применяется магнезитовый порошок, смешанный со смолой. Для изготовления кислой подины используют смесь, в состав которой входят кварцевый песок, огнеупорная глина и другие добавки. Процесс создания рабочего слоя подины заключается в том, что смесь в подогретом состоянии наносят в несколько слоев на кирпичную кладку-подины печи.
Для выкладки стен печей с основной подиной применяют безобжиговый магнезитохромитовый кирпич в железных кассетах или блоки, которые приготовлены заранее. Для приготовления блоков используют смесь магнезитового порошка, обожжённого доломита и каменноугольного пека.
Свод печи имеет круглые отверстия для электродов. Электроды крепят в специальных электрододержателях, к которым по гибким кабелям подают электрический ток от трансформатора.
Дуговые печи с основной подиной получили широкое распространение. Это объясняется
тем, что при наличии основной футеровки из металла хорошо удаляются сера и фосфор.
1.1. Выпишите из текста термины, дайте им развёрнутое определение.
1.2. Выделите в тексте формальные признаки научного описания.
1.3. Дайте аргументированные ответы на поставленные вопросы.
1. Какая энергия используется для получения высоких температур в электрических печах?
2. Какие стали можно получать в электрических печах?
3. Какую атмосферу можно создать в рабочем пространстве электрической печи?
4. Какие электрические печи применяют для выплавки стали?
Задание 2. Прочитайте текст, представляющий собой научное повествование. Определите тему текста и озаглавьте его.
Свойства сплава зависят от его структуры (внутреннего строения). Основным способом, позволяющим изменять структуру и свойства сплава, можно считать термическую обработку. Основы термической обработки были заложены русским учёным Д. К.Черновым.
Термическая обработка металлов и сплавов заключается в их нагреве до определённых температур, выдержке процессов, применяемых в металлургии и во всех отраслях машиностроения.
Термическую обработку можно разделить на четыре основных вида: отжиг I рода, отжиг II рода, закалку, отпуск.
Отжиг I рода заключается в нагреве, выдержке и медленном охлаждении металла, имеющего неоднородный химический состав либо неустойчивое состояние структуры, которое получено в результате обработки, предшествовавшей отжигу.
Отжиг приводит металл в более устойчивое состояние. Отжигу 1-го рода можно подвергать литые детали для снятия напряжений, возникших в результате неравномерного охлаждения, а также для выравнивания химического состава. Такой отжиг можно применять для деталей, подвергавшихся холодной пластической деформации и имеющих наклёп — искажение кристаллической решётки.
Отжиг II-го рода заключается в нагреве металла выше температур фазового превращения с последующим медленным охлаждением для получения металла с устойчивой структурой. В сплавах, которые имеют превращения, при отжиге произойдёт перекристаллизация. Отжиг стали для перекристаллизации и изменения структуры можно проводить при температурах приблизительно от 800 до 950°С.
Закалка отличается от отжига II-го рода только скоростью охлаждения. Закалка заключается в нагреве сплава выше температуры фазового превращения, в выдержке и последующем быстром охлаждении. Цель закалки состоит в получении нестабильной структуры при комнатной температуре. При быстром охлаждении в деталях часто возникают большие внутренние напряжения. Чтобы снять внутренние напряжения, появившиеся в результате закалки, и улучшить свойства сплава, закалённые детали отпускают.
Отпуск заключается в нагреве закалённого сплава ниже температуры фазового превращения для получения более устойчивого структурного состояния. Отпуск — вторичная операция, осуществляемая всегда после закалки.
Отпуск сплавов (в зависимости от химического состава) можно проводить при температурах приблизительно от 100 до 700°С.
Нагрев и охлаждение деталей при термической обработке можно проводить в различных средах: на воздухе, в среде нейтральных газов, в масле, в расплавах солей, в воде и т. п.
Для некоторых деталей применяют специальную термическую обработку — обработку холодом, проводимую с целью получения стабильной структуры и высоких свойств металла.
2.1.Выделите в тексте предметы сообщения, укажите формальные признаки научного повествования.
2.2. Дайте аргументированные ответы на поставленные вопросы.
1. Путём какой обработки можно изменять структуру металлов и сплавов?
2. В чём заключается термическая обработка?
3. Как может быть представлен режим любого вида термической обработки?
4. На какие виды можно разделить термическую обработку?
5. Какой материал может подвергаться термической обработке?
6. В чём заключается отжиг I1
7. В какое состояние приводит металл отжиг I-го рода?
8. Какие детали можно подвергать отжигу I-го рода?
9. В чём заключается отжиг II-го рода?
10. При какой температуре можно осуществлять отжиг стали для перекристаллизации и
изменения структуры?
11. В чём заключается закалка металла?
12. С какой целью закалённые детали отпускают?
13. Какие операции включает отпуск металла?
14. При какой температуре можно проводить отпуск сплавов?
15. С какой целью применяют обработку металлов холодом?
16. В какой среде можно производить нагрев и охлаждение при термической обработке?
Задание 3. Прочитайте текст, представляющий собой научное рассуждение. Определите его тему и озаглавьте его.
Для улучшения качества продукции в металлургии важное значение имеет распространение научных достижений и передового технического опыта. С этой целью издают большее количество научно-технических журналов, например: «Металлург», «Сталь», «Литейное производство», «Чёрная металлургия» и др. В этих журналах рассказывается о наиболее важных результатах научных исследований, о передовых методах проведения работ, о новых материалах и новых технологических процессах, о достижениях зарубежной науки и техники. В публикуемых статьях большое внимание уделяется вопросам техники безопасности, уменьшения вредных воздействий (шума и др.) на организм человека, разработке новых технологических процессов, минимально загрязняющих окружающую среду.
В связи с развитием авиа и ракетостроения, электронной, химической промышленности, атомной энергетики и других отраслей промышленности в значительной мере возросли требования к металлургии по ассортименту выпускаемой продукции и по её качеству.
Появилось большое количество сплавов с особыми свойствами: сверхпрочные, сверхтвёрдые, сверхлёгкие, сверх-пластичные и другие, без которых сегодня не может развиваться ни одна из новых областей техники.
Создание новых сплавов и технологических процессов осуществляется научно-исследовательскими институтами в содружестве с передовыми металлургическими заводами страны.
Постоянный обмен технической информацией позволяет металлургам применять в своей практике самые современные технологические процессы и материалы. Активное участие в семинарах и школах передового опыта даёт возможность металлургам совершенствовать технологические процессы. Оба фактора способствуют постоянному техническому прогрессу в металлургии.
Задание 4. Прочитайте тексты. Определите тему и смысловой тип каждого из них. Сделайте вывод о принадлежности данных текстов к одному из смысловых типов. Озаглавьте тексты. Составьте их логические схемы.
Реагенты-активаторы применяются во флотационном процессе для активации поверхности минералов, в результате которой становится возможным закрепление на ней собирателя и флотация минералов. Активаторы применяются тогда, когда природная флотируемость самих минералов недостаточна.
Активация может состоять в химической очистке поверхности минералов от пленок, которые мешают адсорбции собирателя.
Активаторы действуют на границе раздела минеральная частица – вода. Они применяются для улучшения флотируемости минералов. Активаторы способствуют закреплению собирателя на минерале. Действие активаторов заключается или в образовании на минеральной поверхности пленки, которая легко адсорбирует собиратель, или в удалении депрессора с минеральных зерен. Покрытие активирующими пленками наблюдается при флотации минералов, которые с собирателем непосредственно не реагируют или реагируют слабо. Растворение депрессирующих пленок происходит при уничтожении действия депрессоров.
В практике флотации в качестве активаторов применяются: медный купорос, серная кислота, растворимые сульфиды и кислород.
2) Всплывшие минерализованные пузырьки воздуха образуют на поверхности пульпы слой пены. Пена должна быть устойчивой и не разрушаться в течение времени, необходимого для отделения ее от пульпы. Если пена разрушится раньше, то сфлотированные минеральные частицы утонут и обогащения не будет.
Чистая вода при встряхивании в присутствии воздуха не образует устойчивой пены. Образующиеся пузырьки быстро разрушаются. Добавление к воде небольшого количества поверхностно-активного вещества позволяет образовать достаточный устойчивый слой пены. Такие вещества, применяемые при флотации, называются пенообразователями.
Функции пенообразователей:
1. Препятствуют коалесценции пузырьков воздуха, т.е. увеличению их размера.
2. Уменьшают скорость движения воздушных пузырьков в пульпе.
3. Препятствуют разрушению воздушных пузырьков при всплывании на поверхность пульпы.
Трехфазные флотационные пены образованы минерализованными пузырьками и содержат фазы- воздух, воду и твердое. Твердые частицы, закрепившиеся на воздушных пузырьках, увеличивают прочность пены, механически ограничивая сближение воздушных пузырьков и сток воды из грослоев. Устойчивость трехфазной пены тем выше, чем гидрофобнее и мельче cфлотированные частицы.
После удалений из флотационной машины пена должна легко разрушаться. Чаще всего она разрушается в желобе напорной струей воды.
Пенообразующими свойствами обладают спирты, альдегиды, кетоны, амины и кислоты. Кислоты проявляют также и собирательные свойства.
В практике флотации в качестве пенообразователей применяют следующие вещества:
1) сосновое масло;
2)древесные смоляные флотационные масла;
3) крезиловая кислота;
4) тяжелый пиридин;
5) вспениватель им-68;
6) вспениватели ОПСБ.
Сущность влияния водородных ионов на процесс флотации состоит в следующем. В пульпе обычно содержатся ионы тяжелых металлов, влияющие на процесс флотации. Эти ионы могут быть выведены из пульпы в виде гидратов окисей. Ионы водорода влияют на устойчивость гидратных слоев и, следовательно, могут изменять степень гидратации поверхности минерала, т.е. его флотируемоcть. Изменяя значение рН, можно регулировать процесс лиссоциации реагентов, т.е. изменять их свойства и растворимость.
Таким образом, регулируя величину рН, можно поддерживать необходимую концентрацию различных форм собирателей и регуляторов, тем самым регулируя селективность процесса флотации.
При изменении величины рН изменяются свойства и растворимость не только флотационных реагентов, но и самих минералов.
Задание 5. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».