Круговорот воды
Круговорот воды – замкнутый цикл, который может совершаться, как было сказано выше, и в отсутствии жизни, но живые организмы видоизменяют его.
Круговорот основан на принципе: суммарное испарение компенсируется выпадением осадков. Для планеты в целом испарение и осадки уравновешивают друг друга. При этом из океана испаряется воды больше, чем возвращается с осадками. На суше, наоборот, больше выпадает осадков, но излишек стекает в озера и реки, а оттуда снова в океан. Баланс влаги между континентами и океанами поддерживается речным стоком.
Таким образом, глобальный гидрологический цикл имеет четыре основных потока: осадки, испарение, влагоперенос, транспирация.
Вода – самое распространенное вещество в биосфере – служит не только средой обитания для многих организмов, но и является составной частью тела всех живых существ. Несмотря на огромное значение воды во всех жизненных процессах, происходящих в биосфере, живое вещество не играет определяющей роли в большом круговороте воды на земном шаре. Движущей силой этого круговорота является энергия coлнца, которая тратится на испарение воды с поверхности водяных бассейнов или суши. Благодаря процессу конденсации испарившаяся влага в атмосфере преобразуется в облака, переносится ветром, а при охлаждении она выпадает в виде осадков.
Общее количество свободной несвязанной воды (доля океанов и морей, где жидкая соленая вода), приходится от 86 до 98 %. Остальное количество воды (пресная вода) хранится в полярных шапках и ледниках и образует водные бассейны и ее грунтовые воды. Выпадающие на поверхность суши, покрытой растительностью, осадки частично задерживаются листовой поверхностью и в дальнейшем испаряются в атмосферу. Влага, достигшая почвы, может присоединиться к поверхностному стоку или поглотиться почвой. Полностью поглотившись почвой (это зависит от типа почв, особенности горных пород и растительного покрова), избыток осадка может просочиться вглубь, к грунтовым водам. Если количество выпавших осадков превышает влагоемкость верхних слоев почвы, начинается поверхностный сток, скорость которого зависит от состояния почвы, крутизны склона, продолжительности осадков и характера растительности (растительность может предохранить почву от водной эрозии). Вода, задержавшаяся в почве, может испаряться с ее поверхности или, после поглощения корнями растений, транспирироваться (испаряться) в атмосферу через листья.
Транспирационный ток воды (почва – корни растений – листья –атмосфера) представляет собой основной путь воды через живое вещество в ее большом круговороте на нашей планете.
1.1 Ответьте на вопросы:
а) Что такое круговорот воды?
б) Каков основной принцип круговорота?
в) Что является основной движущей силой круговорота воды?
г) В каком виде хранится основное количество воды (пресной воды)?
д) Какие существуют основные потоки гидрологического цикла?
1.2 Проанализируйте языковые особенности данного текста, свойственные научному стилю (Некоторые из возможных ответов см. ниже). Какие языковые особенности, характерные для научного стиля речи, не нашли отражения в предложенном тексте (см. «Методические рекомендации»).
Некоторые возможные ответы:
- В тексте встречаются отглагольные существительные: испарение, …; субстантивированные (образованные от прилагательных или причастий) термины: избыток …;
- Сложные слова, состоящие из 2-х корней: видоизменять, влагоперенос…;
- Существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия от действия: сток…;
- Безличные формы глагола: испаряется, отмечается ….
- В тексте преобладают сложные предложения, страдательные конструкции: суммарное испарение компенсируется выпадением осадков.
- В тексте присутствует «ссылочные» обороты, указывающие на связь с предыдущим параграфом и предложения с вводными словами: … .
- Новые или важные понятия выделяются в тексте курсивом.
- В тексте преобладают причастия и причастные обороты: вода, задержавшаяся в почве, ….
- Встречаются конструкции, характерные для научного стиля: что представляет собой что, ….
- Встречаются предложения с предлогами, характерными для научной речи: … .
1.3 Выпишите дефиниции, данные в тексте. К какому виду относятся они?
Задание 2. Образуйте от данных слов термины:
а) отглагольные существительные с суффиксами –ени(е), -ани(е) со значением абстрактного понятия: наблюдать, обсуждать, применить, получить, воспитать, прогнозировать, соединить, изменить, описать, исследовать, совпадать, сплавить, образовать, варьировать, соглашаться;
б) существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака: плавкий, упругий, прочный, плотный, сжимаемый, податливый, прониедаемый, теплостойкий, электропроводный, твердый, пористый, звукопроводный, вязкий, рыхлый, упорный;
в) отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия от действия: заготовить, продувать, переработать, закалить, прокатать, обработать, наладить, добавить, очистить, выплавить, выбрать, скрепить;
г) наименования с суффиксом –тель со значением предмета: измерить, усилить, наполнить, расширить, нагреть, ускорить, красить, создать, заменить, замедлить;
д) существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия от действия: обжигать, износить, срезать, нагревать, пускать, растворять, расплавить, сплавить, переплавить, накалить, обрывать, разломать, прогибаться;
ж) укажите основы данных сложных слов: высокопластичный, малопрочный, крупнозернистый, радиоактивный, тонкостенный, теплопроводный, нефтепромысловый; микроструктура, турбокомпрессор, гидродобыча, пластмасса, микротрещина;
з) отлагательные прилагательные с суффиксами –уч-, -юч-: гореть, ползти.
Задание 3. Разделите термины на группы по способам словообразования, закрепленным за научным стилем. Какие из них используются в общелитературном языке? Насколько совпадают или перекликаются эти значения?
Алогизм, анализ, антимир, аргумент, архив, архиреакционный, асинхронный, биллингв, бинарный, блок, буфер, вирус, всевластный, вживление, генератор, гиперзвуковой, графика, дезинформация, демаскировать, дешифровать, дисплей, документ, импорт, индекс, интерфикс, каскад, каталог, компрессия, клон, код, команда, контраст, ЛСГ, микротекст, меню, микрочастица, межконтинентальный, околопестиковый, память, прозападный, парковка, перезагрузка, романист, распределитель, сложноподчиненный, ССЦ, транслунный, формат, эмоционально-экспрессивный.
Задание 4. Найдите в предложениях «цепочки» родительных падежей и прокомментируйте их употребление.
1. Гипотеза молекулярной структуры пространства позволяет экспериментально исследовать истинную размерность физического пространства и возможности его изменения. 2. Вследствие опустынивания всего земного шара происходят потери продуктивных земель – это опасный процесс. 3. Если тело имеет неправильную форму, расчет положения центра тяжести затруднителен. 4. Экологи неоднократно указывали на недопустимость сброса пластиковых отходов в водоемы. 5. В странах третьего мира стало обычным чрезмерное или несвойственное использование крупных экосистем лесов, возвышенностей, засушливых мест, чрезмерные вырубки, выпас скота, посевы – вплоть до разрушения базы ресурсов. 6. Проект города – дома состоит из одного здания – гигантского усеченного конуса, немного несимметричного в плане. 7. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания искусственных объектов – сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Специфическими чертами научного стиля речи являются: а) точность, ясность, логичность; б) обобщенность и безличность.
Исходя из данных качеств научного стиля отмечаются следующие языковые черты научных текстов:
2. Для лексики научного стиля характерно преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением (явление, применение, польза, предмет и т.д.) и наличие специального лексического аппарата – терминологии. Лексику научной речи составляют три основных пласта: Общеупотребительная + Терминологическая + Общенаучная = научный стиль.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые используются и в общем языке, и в научных текстах. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.
Общенаучная лексика – это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: элемент, операция, система, функция.
Основу научного стиля составляет третий пласт лексики – терминология. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Термины делятся на узкоспециальные (эндоконтакт, орогенез, фирн), они понятны лишь специалистам, и общенаучные (земля, атмосфера, топливо, скважина).
3. Для морфологии научного стиля характерно:
а) преобладание имен существительных отглагольных (изучение, рассмотрение, определение и т.д.);
б) в глагольных формах преобладание настоящего постоянного или настоящего вневременного (химия изучает органические и неорганические вещества или молекула состоит из атомов и т.д.);
в) кроме того, характерным для научного стиля является использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется и т.д.);
г) преобладание отвлеченных существительных среднего рода (количество, явление, состояние, значение, определение, свойство);
д) преобладание кратких прилагательных для выражения постоянных свойств предмета (клетки бедны протоплазмой…, указаны признаки …, отмечены важные свойства ….);
ж) формы множественного числа от имен, которые употребляются в общелитературном языке в единственном числе (масла, кислоты, климаты, стали, стоимости);
з) отвлеченно-абстрактные слова реализующие понятия об обособлении, опредмечивании какого-то признака (вязкость, доступность, сминаемость, сжигаемость, самоуплотняемость);
и) преобладание форм несовременного вида глагола (кислота разъедает …, металлы легко режутся, вода размывает пласты.).
4. Синтаксис:
а) преобладание сложных предложений над простыми;
б) широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;
в) широкое использование страдательных конструкций (в работе рассматривается, в монографии анализируется и т.д.);
г) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (итак, таким образом, следовательно, стало быть);
д) широко используются цепи родительных падежей (…установление (чего?) зависимости (чего?) длины (чего?) линии (чего?) волны рентгеновских (чего?) лучей (чего?) атома.);
ж) широко используются наречия в связующей функции для выражения причинно-следственных отношений (поэтому, потому, тогда, отсюда);
з) используются особые «ссылочные» обороты (по Павлову …, согласно учению Менделеева …, по мнению автора …;);
и) распространены безличные и инфинитивные предложения в роли главной части сложноподчиненного предложения (необходимо отметить, что …, может показаться, что….);
к) порядок слов в предложении отражает логическую последовательность мысли – от данного (известной информации) к новому (информации, являющейся целью сообщения: Земля (данное) - это огромный магнит (новое); Ртуть (данное) встречается в природе в нескольких формах (новое).
5. Предлоги, характерные для научной речи
Значения | Предлоги |
Способ действия | Путем, методом, способом, с помощью, при помощи, в виде, в форме (чего?) |
Целевые отношения | Для, в целях, с целью, в результате, в интересах, во имя, ради, во избежание (чего?) |
Причинно-следственные отношения | Вследствие, в результате, в силу, ввиду, по причине (чего?); благодаря (чему?); в связи с (чем?) |
Основные действия | На основе, в зависимости от, за счет, с точки зрения (чего?); в соответствии с (чем?) |
Условные отношения | При (чем? каком условии?); при наличии, без, при отсутствии, в случае (чего?) |
Временные отношения | В процессе, во время, в ходе, по мере, с развитием, в течение, за время, после (чего?) |
6. Деепричастные и причастные обороты научного стиля речи. Значения могут быть выражены не только предлогами, но и деепричастными оборотами, причем значение деепричастного оборота в основном определяется значением деепричастия и принадлежностью его к совершенному или несовершенному виду (совершенный вид используется в тех случаях, когда деепричастный оборот имеет значением установление причинно-следственных отношений). Сравните:
1. Данный материал можно получить с помощью синтеза нескольких веществ. – Синтезируя несколько веществ, мы получаем данный материал.
2. Вследствие получения данного результата мы можем перейти к дальнейшим исследованиям. – Получив данный результат, мы можем перейти к дальнейшим исследованиям.
Деепричастия совершенного вида используются также в тех случаях, когда действие, ими обозначаемое, является условием для действия, названного глаголом. Деепричастие несовершенного вида используется, если действие, ими называемое, происходит одновременно с глагольным действием, в частности, является его следствием. Сравните:
1. Проведя исследования, мы можем подвести некоторые итоги.
2. Реагируя со щелочью, ZnO ведет себя как кислотный ангидрид.
В научном стиле частотными являются синтаксические конструкции, выражающие определительные отношения (признак определяется через действие). В первую очередь, это причастные обороты и сложноподчиненные предложения с союзным словом который; причем значение этих двух типов конструкций почти одинаково. Сравните:
В резонансном контуре, который мы только что рассмотрели, нет источника энергии. – В только что рассмотренном резонансном контуре нет источника энергии.
Причастные обороты, как правило, более частотны, чем сложноподчиненные предложения, выражающие определительные отношения.
Сложноподчиненные предложения обычно используются в тех случаях, когда важно указать производителя действия, которое является основой характеристики или когда характеристика развернута.
7. Конструкции, характерные для научного стиля речи, выражающие квалификацию предмета (явления) и его характеристики.
Конструкции | Значение | Примеры |
что – (это) что кто – (это) кто что есть что что называется чем чем называется (называют) что
что является чем | Общая квалификация предмета (явления) Определение терминов. Обозначения устоявшегося общепринятого названия предмета (явления)
Сущность предмета (явления), его функции или существенный в данных обстоятельствах признак | Кислород – газ без цвета и запаха. Вода есть основной источник жизни на Земле. Биосферой называется оболочка Земли, населенная живимы организмами. Молекулами называются наименьшие частицы вещества, сохраняющие его свойства. Сульфатами называются средние соли серной кислоты.
Климат является главным компонентом природной зоны. |
что представляет собой что | Указание на внешние признаки предмета или его строение | Воздух представляет собой механическую смесь многих газов. |
что служит чем/ для чего что используется/ применяется как что | Указание на назначение, функции предмета, его использование | Гранит служит строительным материалом. Песочные часы с древности используются как прибор для измерения времени. |
что имеет что | Описание внешнего вида или строения предмета | Атмосфера имеет сложное строение. |
что обладает чем | Описание физических или химических свойств предмета | Этот материал обладает повышенной твердостью. |
что характеризуется чем | Выражение признака предмета | Размещение природных ресурсов на планете характеризуется неравномерностью. |
что отличается чем | Описание свойств, признаков, качеств предмета, которые выделяются как особые, отличительные его признаки по сравнению с однородными предметами | Алюминий отличается высокой пластичностью и низкой прочностью. |
что заключается в чем | Указание на сущность предмета | Закон Либиха заключается в определении минимума фактора, ниже которого или прекратится развитие экосистемы, или наступает смерть. |
что принимают за что | Условная квалификация | За удельную рождаемость принимают отношение скорости рождаемости к исходной численности. |
Что относится к чему/ что-то принадлежит к чему/ что входит в группу (класс, тип) чего/ | Принадлежность предмета, явления к классу ему подобных | В состав воздуха входит азот, кислород, аргон и др. газы. К фаготрофам относятся крупные животные-макро- консументы. |
что какое что каково что является каким | Характеристика свойств, качеств предмета качеств предмета | Это вещество ядовито. Эти пластмассы являются самыми прочными. Раствор прозрачен, без примесей. Вода оказалась бесцветной. |
8. Конструкции, характерные для научного стиля, служащий для выражения процесса и результата действия (действительные и страдательные обороты речи).
Действительный оборот (актив) | Страдательный оборот (пассив) |
кто-что делает (сделает) что | что делается (сделано) кем-чем |
В активных конструкциях реально действующее лицо или предмет выражены существительным (местоимением в именительном падеже, а реальный объект выражен существительным в винительном падеже без предлога. Предикат в активных конструкциях выражается переходным глаголом несовершенного вида. Переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект, требует дополнения в винительном падеже без предлога: создать вычислительный центр, издавать журнал. Живые организмы создают почвенную среду | В пассивных конструкциях реальный объект выражен существительным в именительном падеже, а реально действующее лицо – существительным (местоимением) в творительном падеже. Предикат в пассивных конструкциях может быть выражен глаголом несовершенного вида с постфиксом -ся или кратким страдательным причастием, образованным от глагола совершенного вида: создан вычислительный центр, журнал издается. Почвенная среда создается живыми организмами. Почвенная среда создана живыми организмами. |
1. Обе конструкции выражают направленность действия на объект. 2. Страдательный оборот является принадлежностью научного стиля речи. |
Основная литература
7 [45-80]; 8 [31-91]; 9 [74-78]; 10 [94-99]; 11 [142-144]; 13 []70-77]; 15 [6-15].
Дополнительная литература
20 [5]; 21 [98-105].
Контрольные вопросы
1. Каковы специфические черты научного стиля?
2. Каковы особенности лексики научного стиля?
3. Каковы особенности морфологии научного стиля?
4. Каковы особенности синтаксиса научного стиля?
5. Какие конструкции, характерные для научного стиля речи, вы знаете?
6. Что такое действительные и страдательные обороты речи? Охарактеризуйте их.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».