О возникновении терминов в языке
Возникновение терминов в языке обусловлено стремлением людей дать точное и ясное определение понятиям и реалиям объективной действительности. Термины представляют собой область специальной лексики языка, формирующегося в результате научно-технического прогресса. Термины создаются человеком для возможности общения в различных специальных сферах. Они должны достаточно точно отображать результаты опыта и практической деятельности людей. Как слова вообще, термины - это приобретение, хранение особой информации, создающее систему языкового выражения специальных понятий - терминологию. В состав терминологии входят узкоспециальная лексика, например, скальпель, шприц (медицин.), кредит, эмиссия (эконом.), соцветие, самоопылитель (агроном.), подшипник, стартер (инженерн.) и общенаучная - система, функция, величина, явление.
До появления письменности в казахском и русском языках существовали термины родства, скотоводческие, земледельческие, географические, ботанические и др. Появление письменности дало толчок становлению гуманитарной, просветительской, юридической терминологии. Контакты с соседними народами оказывали влияние на развитие лексической системы языков, на ход формирования терминологических систем. Одни лексические заимствования объясняются территориальной близостью с другими народами. Например, арабские и персидские слова в связи с распространением исламской религии вначале проникают в узбекский и татарский языки, а затем в казахский. Греко-латинские медицинские термины вначале проникают через польский язык в русский, а затем в казахский. Поэтому в большинстве случаев термины религиозные, научные, общественно-политические, естественно-научные составляют основу терминологических систем.
Термины должны быть краткими, конкретными, точными, и однозначными.
Термины могут быть образованы односложными существительными (плазма, ядро, маркетинг, орошение), сложными словами (машиностроение, зерносушилка, экопрограмма, плевропневмония), словосочетаниями (плесневый гриб, вспашка озимых, яровая пшеница, вирусный паралич пчел), аббревиатурой (ЭВМ, ДНКЖДА, КПД).
Термины могут быть национальными и интернациональными. Национальные термины возникают на базе родного языка, а интернациональные - на базе слов, встречающихся в ряде языков и обладающие фонетическим сходством: например, диагностироватъ, конструкция.
Ответьте на вопросы:
1)Чем обусловлено возникновение терминов в языке?
2) Что такое узкоспециальная лексика?
3) Что такое общенаучная лексика?
4) Что такое национальные и интернациональные термины?
5) Что составляет основу терминологических систем?
6) Какие основные способы образования терминов существуют?
Задание 2. Прочитайте текст и озаглавьте его.
Основой природы составляет геологическая оболочка планеты – биосфера (от греч.bios - жизнь, sphaira - шар), состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые взаимосвязаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии.
В пространстве биосфера имеет толщину 40-50 км и состоит из области живых организмов. Границы биосферы простираются в атмосферу на высоту 25-30 км, т.е. до озонового экрана, нижняя граница в земной коре пролегает на глубине 3-5 км и ограничено изотермой (100 С). В мировом океане биосфера распространяется практически на всю водную толщу до глубины 12 км.
Основная функция биосферы заключается в непрерывном создании нового органического вещества. Этот процесс синтеза включает в себя связывание, в основном зелеными растениями, исходных минеральных соединении и образование с помощью солнечной энергии сложных, богатых кинетической энергией органических веществ.
Наряду с процессом образование органического вещества в биосфере протекают процессы потребления и разложения его другими организмами на исходные минеральные соединения.
Этим процессам способствуют человек, все животные, некоторые растения и микроорганизмы (большинство бактерий и др.), используя для своего питания готовые органические вещества.
На основе этих процессов при участии всех населяющих биосферу организмов осуществляется круговорот органического вещества, получившего название малого, или биологического, круговорота веществ, и потока энергии, составляющего биосферу. Интенсивность биологического круговорота зависит от природных условий и проявляется через формирующиеся(применительно к этим условиям) экосистемы. Экосистема (от греч. оikos – жилище, местопребывание и systema – целое, составленное из частей) - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором живые и косные (неорганические) компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии.
2.1 Выделите в тексте общенаучные и узкоспециальные термины и выпишите их.
2.2 Сравните количественное соотношение общенаучных и узкоспециальных терминов и сделайте вывод.
Задание 3. Используя данные таблиц (см. «Метод. реком.») объясните происхождение названий современных наук; продолжите данный ряд своими примерами.
Метрология, психология, зоология, биология, философия, механика, экология, геология, гидрология, педагогика, динамика, геология, социология, этнография, термодинамика, арифметика, логика, палеография, геометрия, цитология.
Задание 4. Определите значение приставки, общее для каждой группы слов.
1.Асимметрия, асептический, асинхронный, атеизм, асоциальный. 2. Рекомбинировать, реконструировать, рекристаллизация, реорганизация, репродукция. 3. Дисбаланс, диспропорция, дисфункция, дистрофия. 4. Дегазация, девальвация, дегидратация, декарбонизация.
Задание 5. Подберите примеры смешанного терминообразования, при котором международные терминоэлементы сочетаются с русскими.
Пример: термообработка, ультразвук.
Задание 6. Подберите термины, входящие в терминологические системы разных наук, и определите их общий компонент значения , например:
Ассоциация (лат. аssociation - соединение):
в химии – объединение молекул вещества в удвоенные, утроенные (ассоциированные молеккулы);
в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между психическими представлениями, ощущениями, идеями;
в ботанике – совокупность однородных растительных сообществ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно называющие предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Термин нейтрален в эмоционально-оценочном отношении.
2. Терминология – особая лексика научного стиля. В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Это значит - закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.
Так, интересна история термина «инерция». Явление, обозначенное этим словом, наблюдали многие, но никто не мог его объяснить, пока ему не было дано имя и уточнено само представление об инерции, после чего понятие вошло в научный оборот и стало активно использоваться.
Если исследователь стремится, чтобы его наблюдение вошло в науку, - ему нужно окрестить его, дать ему имя, название, обозначить термином. Термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и точно соответствует задачам научного общения.
Термин можно определить как слово или словосочетание, которое точно и однозначно называет предмет, явление или понятие науки и раскрывает его содержание. В основе термина лежит научно построенная дефиниция. Именно это обстоятельство придает термину строгость, четкость значения благодаря точному раскрытию всех компонентов понятия. Слова, не являющиеся терминами, не нуждаются для раскрытия своего значения в научной дефиниции. Их значение нередко поясняется в толковых словарях через синонимы.
Термин, обозначая научное понятие, входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. Системность терминов нередко оформляется языковыми средствами. Терминология – это ядро научного стиля.
Терминология – одна из наиболее подвижных, динамических частей языка, постоянно меняющаяся по мере совершенствования наук.
3. Активные способы терминообразования. Наиболее обширный пласт терминологической лексики всех современных наук представлен образованиями на основе корней (префиксов, суффиксов) греческого и латинского языков. Это словообразовательные элементы имеют статус международных терминоэлементов, на основе которых создается интернациональная терминологическая лексика. Основу научного стиля речи составляет общенаучная терминология греко-латинского происхождения, в которой преобладают имена существительные с абстрактным значением, а также конкретные существительные в обобщенном значении.
Наиболее активные способы образования терминов
I.Отглагольные существительные с суффиксом –ени(е), -ани(е) со значением абстрактного понятия | II. Существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака | III.Отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия |
ускорение < ускорять | упругость < упругий | переплавка < переплавить |
IV.Наименования с суффиксом –тель со значением предмета | V. Существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия от действия | VI. Сложные слова, состоящие из 2-х корней |
нагреватель < нагревать | окись < окислять | железобетон |
VII.Отглагольные прилагательные с суффиксом –уч-, -юч- | VIII. Терминологические сочетания слов | IX. Сложносокращенные слова (аббревиатуры) |
горючий < гореть | цепная реакция | КПД |
Одним из источников образования терминов является терминологизация слов общелитературного языка, т.е. использование их в узком специальном значении. Например, странная частица в физике называется так, потому, что она действительно ведет себя необычно. Сравните также термины геологии: бараний лоб, ложа океана, ледниковый стакан, роза ветров; в астрофизике: солнечный ветер, парад платен.
В научном стиле присутствует терминологическая омонимия, при которой один и тот же термин входит в разные терминологические языка, в каждой из которых за термином закрепляются разные дефиниции. Например: эрозия почвы (геол.) – эрозия слизистой оболочки (мед.); земная кора (геол.) – кора головного мозга (мед.).
Одной из характеристик терминологии являются термины–синонимы (дублеты), которые соотносятся с одним и тем же понятием. Основной причиной появления терминологических дублетов является синхронное функционирование русских терминов и заимствованных наименований в специальной профессиональной коммуникации. Например: артезианские воды (геол.) – напорные воды; выпахивание (геол.) –экзарация.
Любой терминосистеме свойственна и антонимия. В терминологии антонимы обозначают понятия с противоположным содержанием, например: внешние процессы – внутренние процессы; верховье реки – низовье реки; надвиг – сдвиг.
В языке науки часто используются аббревиатуры и сложносокращенные слова (СУБД, Паскаль, Фортран).
Основная литература
7 [63-70]; 8 [31-38]; 14 [207-208].
Дополнительная литература
17 [6-7].
Контрольные вопросы
1.Что такое термин?
2. Что мы называем терминологией?
3. Что такое дефининция?
4. Какие виды дефиниции вы знаете?
5. Какие способы терминообразования считаются наиболее активными?
6. Какие способы терминологизации существуют в современном русском языке?
7. Какие словообразовательные элементы греко-латинского происхождения вы знаете?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».