Когда такие дамы на Байконуре есть
Здесь отметили День города - 52-ю годовщину образования космодрома.
Торжества были проведены по давней традиции. Сначала возложили цветы к мемориалу погибших ракетчиков. Потом состоялось чествование почетных граждан, затем- парад на Центральной площади, вечерний концерт и конкурс красоты. Почетными гражданами в этом году избраны Леонид Баранов, бывший начальник космодрома (1997-2007 гг.), Геннадий Дмитриенко, бывший глава администрации города (1994-2002 гг.), Узах Улмаханов, ветеран-железнодорожник, и Анатолий Котенко, заслуженный испытатель космической техники. Почетные граждане получили символы звания-знаки и ленты –из рук нынешнего главы администрации Александра Мезенцева.
Была в этом празднике одна примета, отражающая веяние времени. Впервые в истории космодрома в параде войсковых частей байконурского гарнизона, заметно поредевших в связи с уходом Космических войск России, торжественным маршем прошли два парадных расчета, составленных… из женщин-военнослужащих. Прекрасная половина Байконура доказала, что не перевелись еще женщины в байконурских селениях. Они и ракету в космос запустят, и строевым шагом пройдут.
Стройные ряды чеканящих по плацу шаг женщин понравились не только многочисленным горожанам, но и начальнику космодрома полковнику О.Майдановичу, с удовольствием вручившему дамам в погонах поощрительные призы. (АиФ, 2007, №25)
Задание 5. Определите цель использования трансформированных фразеологизмов в публицистических текстах. Какую функцию выполняют трансформированные фразеологизмы? Определите их стилистическую окраску.
1. Токсикоман наркоману не товарищ. 2. Депутаты никак не могут войти в нашу шкуру и решить земельный вопрос. 3. Моя голова совсем отбилась из рук. 4. Старушки любят перемывать всех встречных и поперечных. 5. Халтурных дел мастера. 6. У него есть веские причины работать спустя рукава и сквозь пальцы, но это его не оправдывает. 7. Карпов сделает ход конем в тюрьмы. 8. Из песни Кати Лель больше слова не выкинуть. 9. Вывести грязную войну на чистую воду. 10. Словом беречь жену смолоду … 11. Охота на саксаул продолжается. 12. После драки сетями не машут. 13. А призрак все бродит? (Из газет).
Задание 6. Определите:
а) значение данных перифраз (замена названия предмета описанием его назначения или характерных признаков), при затруднении обращайтесь к словам для справок.
Корабль пустыни, хозяин тайги, белое золото, черное золото, лишние люди, люди в белых халатах, степной корабль, дары полей, черная тень, ледяной континент, ночное светило.
Слова для справок: верблюд, медведь, хлопок, уголь, безработный, врачи, урожай, клевета, луна.
б) подходящий по смыслу пароним:
1. Загорелось дерево, и в небо поднялось … пламя. С … газами металлургических и других производств в воздух ежегодно выбрасываются десятки миллиардов кубометров сернистого и углекислого газа. Девушка была в … очках (дымовой – дымчатый - дымный). 2. По … фактам трудно делать общие выводы. Сын стал для нее … радостью. Не хлебом … жив человек (единый – единственный – единичный). 3. К каждому прибору прилагается … паспорт. Молодой специалист имеет … право на работу (гарантийный - гарантированный). 4. Мощности … среднего трактора и среднего автомобиля примерно одинаковы. Наш индивидуальный … - это ноги, … автомобиля – колеса, обычного самолета – воздушный винт (двигатель – движитель). 5. В технических вузах изучается … машин и механизмов. … нашей эпохи требует от человека много физических и душевных сил (динамичность - динамика). 6. … революционной борьбы закаляет сильных и отпугивает слабых. Способность тела или конструкции сопротивляться деформации называется … (жестокость - жесткость).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Публицистический стиль речи связан с общественно-политической сферой деятельности людей. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы политики, экономики, идеологии, воспитания, быта. Это стиль газетных и журнальных статей самой широкой тематики, ораторских выступлений на митингах и собраниях, на радио и телевидении. Следовательно, он реализуется в письменной и устной формах.
Ведущим средством массовой информации и пропаганды является газета. В газетной публицистике сложились свои жанры: статья, заметка, корреспонденция, репортаж, комментарий, обзор печати, международный обзор, интервью, рецензия, очерк, фельетон.
2. Языковые особенности газеты существенно влияют на специфику ее языка, заключающуюся в тесном взаимодействии эмоциональных и стандартизованных языковых средств. Стандарт, т.е. готовые формы, которыми постоянно пользуются для точной и быстрой передачи сообщения, как известно, в различной степени присущ всем стилям речи. Но в газетном языке иной характер стандарта: он подвижен, беспрерывно меняется, обновляется. Например: новые рубеж новатора, трудовой рубеж, рубежи мастерства. Стандартизация языка газеты существует в единстве со стремлением к выразительности, экспрессии.
3. Особенности лексики. Для лексической системы публицистического стиля характерно употребление слов и словосочетаний общественно-политической тематики: бизнес, биржа, разоружение, безопасность, демократия, избирательная кампания, уровень жизни, желтая пресса, марионеточное правительство, официальный визит, суверенитет. Многие общеупотребительные слова используются в переносном значении для усиления экспрессивности высказывания. Например: черное золото, белое золото, свет таланта, хлеб черной индустрии, армия безработных, военные круги, дело мира, трудовая вахта, культурные контакты, маневры дипломатии. Подобные словосочетания стандартизируются в результате многократного повторения, варьируется лишь один из членов: служба быта, служба здоровья, служба хорошего настроения и т.д.
Отличительный признак лексики публицистического стиля – ее эмоционально-оценочный характер: часто слова и выражения в своем значении несут отрицательную или положительную оценку. Например, слово руководитель в газете может иметь синонимы с отрицательной или положительной эмоциональной окраской: главарь, заправила; грязная война, бандитское нападение, черная тень и т.д.
В газете часто употребляются устойчивые сочетания, пословицы, поговорки для усиления выразительности высказывания. Например: вести переговоры, силы мира, уровень жизни. Могут быть представлены и в измененном виде, например, поговорку «Чем дальше в лес, тем больше дров» сравните с выражением в газете: События развивались по принципу: чем дальше в лес, тем больше жертв.
Довольно активно используется неологизмы. Часто именно через газету новые слова становятся общепонятными и перестают быть неологизмами.
4. В сфере публицистического стиля трудно указать морфологическую категорию, обладающую его специфической окраской. Морфологические особенности во многом те же, что и в других стилях речи - научном, деловом.
Существует определенные формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию. Например: массово-политический, культурно-гуманитарный, созданный, странствующий; пусть…, завершим ….
Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств с приставками: анти-, контр-, нео-, псевдо-, ультра- (антифашист, неополитизм, псевдодемократ, ультрареакционный). Очень продуктивны слова с суффиксами: -ость, -ств-, ени; суффиксами: -ци (я), изаци (я), -ист, -изм, -акт (инвестиция, гуманизм, оккупант и т.д.).
Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, именных словосочетаний с родительным падежом, предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями, риторических вопросов и обращений.
Основная литература
9 [82-85]; 10 [83-94]; 11 [125-133]; 14 [133-48].
Дополнительная литература
21 [110-117].
Контрольные вопросы
1. Что мы называем публицистическим стилем речи?
2. Каковы языковые особенности публицистического стиля речи?
3. В чем состоит особенность лексики публицистического стиля речи?
4. Каковы морфологические особенности публицистического стиля речи?
5. Каковы синтаксические особенности публицистического стиля речи?
6. Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
7.В какой сфере деятельности людей реализуется научный стиль?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».