logo search
umk_metallurg_9_1007

2.3.5 . Конспектирование научного текста.

Задание1. Прочитайте текст и кратко передайте его содержание, используя смешанный вариант конспектирования. Какие предложение вы перепишете (возможно частичное цитирование), а какие фрагменты изложите своими словами?

Плавку цветных металлов производят в плавильных печах различного устройства.

Тигельные печи бывают стационарные и наклоняющиеся. Тигельные печи устанавливают в цехах, выпускающих небольшие отливки среднего веса. Тигельные печи служат для плавки различных цветных сплавов. Тигельная печь состоит из металлического кожуха футерованного изнутри огнеупорной кладкой. Электрические нагреватели предназначены для нагрева печей. Нагрев печей можно производить также мазутом или газом. Тигли служат для плавки металлов и сплавов. При переходе с одного сплава на другой меняют тигель.

В тиглях удобно проводить рафинирование металла. Тигли служат для получения сплавов очень высокого, качества.

Однако выплавка сплавов в чугунных и стальных тиглях приводит к загрязнению сплавов железом. Недостатками тигельных печей являются также ограничейная ёмкость, малая производительность и большой расход топлива.

Отражательные печи предназначаются для производства слитков, для выпуска крупного фасонного литья. По способу обогрева отражательные печи бывают пламенные и электрические.

Пламенные печи предназначаются для выплавки медных спла­вов. Эти печи обогреваются мазутом или газом. Пламенные печи имеют большую поверхность ванны, что позволяет плавить быстро и с не­большим расходом топлива, но приводит к повышенному окислению и газонасыщенности металла. Окисление и газонасыщенность металла ограничивают применение пламенных печей. Однако плавка с применением защит­ных флюсов и последующее рафинирование металла поз­воляют получать в пламенных печах металл достаточно хорошего качества.

При плавке медных сплавов хорошо зарекомен­довали себя дуговые печи. Дуговые печи со­стоят из графитовых элек­тродов, огнеупорной кладки, металлического кожуха, механизма пово­рота. Дуговые печи име­ют небольшой удельный расход электроэнергии, удобны в работе и позво­ляют получить металл хо­рошего качества. Основной недостаток этих печей — сильный шум при рабо­те и трудности при раз­грузке из-за небольшого завалочного окна.

Наиболее удобны ин­дукционные печи. В индукционных печах можно быстро плавить и получать ме­талл высокого качества.

Индукционные низкочастотные печи с железным сер­дечником предназначаются для плавки тяжёлых туго­плавких сплавов (медных, никелевых) и для плавки алю­миниевых сплавов. Индукционные высокочастотные печи без стального сердечника предназначены для того, чтобы плавить оловянные и безоловянные бронзы, никель и никелевые сплавы. Наиболее прогрессивен способ плав­ки металлов и сплавов в вакууме с применением электрон­ного луча — тонкого пучка электронов, которые разгоня­ются приложенным напряжением до очень больших ско­ростей. Преимущества электронно-лучевой плавки поз­воляют широко использовать её в промышленности для получения таких цветных металлов и их сплавов, как ти­тан, цирконий, молибден, ниобий и др.

Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Доля черной и цветной металлургии в общем объеме промышленного производства Казахстана составляет более 10 %. Многолетние исследования технологии и состояния оборудования листопрокатного производства, проводящиеся в КазНТУ им. К.И.Сатпаева, охватывают широкий круг вопросов, связанных с надежностью оборудования, возможностью создания принципиально новых технологий и механизмов, совершенствования существующих агрегатов, оптимизации технологии.

Металлургия, как отрасль, входящие в нее комбинаты, заводы, и, в частности, прокатное производство, относятся к сложным открытым искусственным системам, к которым применим системный анализ. Одним из методов системного анализа прокатного производства является сквозная оценка надежности агрегатов линии прокатного стана, использованная нами при анализе оборудования НШСГП-1700 ИСПАТ-Кармет.

Крупное металлургическое оборудование является высоконадежным и уникальным и вследствие этого за срок наблюдения происходит малое количество однотипных отказов. Практика сбора и анализа статистических данных в металлургическом (в частности, в прокатном) производстве свидетельствует о том, что получить достоверные данные о состоянии отдельных участков технологии или оборудования можно только при достаточно длительном сроке наблюдения.

Следует отметить, что в научных трудах проблему в форме постановки задачи научно -исследовательской работы выдают за результат, вытекающий, главным образом, из анализа и обобщения научно-технической литературы, но не как результат опыта работы специалистов конкретного производства. Статистический анализ состояния металлургического оборудования и технологии позволяет математическими методами достоверно выявить научно - технические проблемы производства.

На основании вышесказанного можно предложить следующую формулировку: научно -технической проблемой металлургического производства является статистически достоверно выявленное узкое место в технологии или в работе оборудования.

В зависимости от обобщенности и значимости научно-технические проблемы можно разделить на следующие четыре уровня:

1. Задачи, для решения которых не требуется изменения технологии или замены существующего оборудования. Для их решения используются традиционные для данной отрасли, общеизвестные методы и приемы, которые не дают резкого увеличения производительности технологии или установленных агрегатов. С преодолением этих проблем происходит постепенное (экстенсивное) накопление положительных качеств, улучшение свойств системы.

2. Проблемы, для преодоления которых привлекаются приемы и методы из других областей науки и техники. В результате такого рода работ появляются новые технологии или новые агрегаты. Разрешение проблем данного уровня качественно изменяет технологию и оборудование со значительным, интенсивным увеличением производительности, качества продукции, надежности оборудования.

3. Задачи, в которых примерно задан результат, но на исходном этапе работы совершенно неизвестны пути решения. В результате проведения научно - исследовательских работ получают много новых сведений, а иногда, и открытие новых эффектов, которые, в свою очередь, могут быть основой для технологий или принципов создания оборудования.

4. К наиболее сложным проблемам следует отнести те из них, в которых ставится задача отказа от привычных технологий и материалов и переход на новые. Решение таких проблем связано с ломкой привычных взглядов, представлений, с закрытием старых производств и созданием новых. Как правило, решение задач такого уровня выходит за рамки науки и техники и становится социальной или даже политической проблемой.

2.1. Составьте текстуальный конспект текста, пользуясь при этом способами компрессии (сжатия) текста: а) трансформацией и переформулированием предложений с целью концентрации содержания; б) сокращением слов и словосочетаний – терминов, марок изделий, приборов, машин и т.д.; в) исключением контекстуальных единиц, не несущих основной информации, – предложений, абзацев; г) исключением смысловых фрагментов – обоснования выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, подкрепляющих теоретические доказательства, повторений, уточнений, рассуждений различного рода: о цели, значении работ данного типа, о направлениях развития науки, процессов выведения формул; информации, содержащейся в заголовке, и т.д.

Задание 3. Выделите в тексте чужую речь. Какие формы чужой речи используют авторы?

Алмаз

"В мире минералов самим прекрасным является самое про­стое", - эти слово великого Гёте как нельзя точнее выражают суть самого знаменитого, самого ценного из минералов - алмаза. Он состоит из чистого углерода, как и его "неблагородный" родственник - обыкновенный уголь, но носит множество пышных титулов: "король "камней", "красивейший цветок света", "сгус­тившийся свет солнца, охлаждённый временем".

На языках народов мира, знакомых с алмазом, его имя звучит по-разному, но отражает главную особенность камня: несокрушимый, неодолимый, победитель металлов. Он действительно наиболее твёрдый из известных нам минералов и обладает несо­мненными достоинствами: прозрачностью, сильным блеском, вели­колепной цветовой игрой - все краски радуги прячутся под его холодной прозрачной поверхностью. В глубь веков уходит дата открытия первого месторождения в Индии. Со временем месторождения сверкающего алмаза множи­лись - Бразилия, Южная Африка, Намибия, Конго, Венесуэла, Калимантан…

Ювелирные, то есть пригодные для огранки, алмазы не всегда безукоризненно чисты и прозрачны. Самые редкие среди них бесцветные, идеально прозрачные, чуть-чуть голубоватые, лишённые трещин и включений. О таких алмазах говорят, что они чистой воды. Основная масса ограночных алмазов окрашена - слабо или интенсивно - в желтый, розовый, голубой, зелёный цвета. Из окрашенных камней особо славится серо-стальной с ос­трым блеском и исключительной "игрой" алмаз, удостоенный собственного имени - тиффаниит.

Алмаз не всегда был королем камней. Лишь изобретение в ХV веке бриллиантовой огранки голландцем Людвигом ван Беркемом вызволило таившуюся в нём феерию красок, бликов.

Бриллиант - дитя мастерства и математики. Самым опытным мастерам доверяют разметку кристаллов. Нужно не только убрать из камня трещинки, пятнышки, помутнения, но и точно рассчи­тать и наметить будущие грани. Если мастер ошибётся, алмаз не станет бриллиантом.

Первые бриллианты были скромно сияющими звездочками с десятком граней. Нынешние "короли камней" украшены доброй сотней граней. И это не предел. Поиск совершенства продолжа­ется.

В основе классических- типов огранки алмазов лежит вось­мигранник. А инженер Максимо-Эльбе решил пересчитать оптиче­ские свойства алмаза, взяв за основу несимметричную площадку будущего бриллианта с девятью, одиннадцатью и т.д. гранями. Результат превзошел ожидания: "непарный" бриллиант, или "импариант", оказался очень эффектным, ярким, праздничным. Дело в том, что в простом бриллианте отражённый лучик света выхо­дит через одну грань, а в "импарианте" - через две, и перели­вающаяся цветовая радуга поучается гораздо шире и ярче.

При первичной обработке ювелирных алмазов - обкалывании - всегда велики отходы, остается много крошек и пластинок не­правильной формы. Мелкие крошки гранит пирамидкой - "розой". Из общей массы сырья весом в один карат, а это всего 0,2 грам­ма получается около трёхсот сверкающих капелек-"розочек". Их используют как бордюр для обрамления крупных камней. А вот пластинкам из "отходов" раньше не находили достойного приме­нения. Но было так до поры до времени.

В 60-х годах появились сообщения о завершении тринадцатилетних поисков нового типа, огранки, получившего имя "принцесса". Плоскую пластинку алмаза с лицевой стороны шли­фуют и полируют, а с "изнанки" рассекают У-образными канав­ками. Эффект такой огранки поразителен! Ослепительные: цветовые волны заливают поверхность камня при малейшем повороте.

"Принцесса" обладает массой и других несомненных преиму­ществ - требует небольшого расхода сырья, позволяет нам бо­лее полно использовать алмазные отходы и, что самое важное, дает возможность стандартизировать производство бриллиантов любой формы и размера.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются кратко самыми яркими примерами. Цель конспектирования – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Конспект обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуальную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В конспекте также выделяются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, производен. Связанность не является обязательным признаком конспекта, так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.

При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Различают конспект-план, конспект-схему, текстуальный конспект.

При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Они должны содержать не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, для лучшего запоминания и убедительности. Правильно составленный конспект свидетельствует о высоком уровне понимания прочитанного текста по специальности. Конспектирование книги или статьи отличается от конспектирования лекций. При работе с печатным текстом темп работы зависит от умения, опыта читающего. Можно остановиться, прочитать ещё раз, подумать, что не удаётся сделать при записи лекции. Следует стремиться записывать своими словами, так как изложенная таким образом мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.

Большая роль при написании конспекта отводится плану. Формулировка пунктов плана может быть различной.

Чтобы написать конспект, необходимо: 1) выделить смысловые части, где собрана информация по теме; 2) в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; 3) выделить в каждой части главную и дополнительную информацию. главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; 4) записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений.

При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.

3. Выделяют три способа конспектирования: 1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста «своими словами»; 3) смешанный вариант.

Все три варианта предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера инфор­мации, а также цели конспектирования. Если конспект создает­ся для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй.

Для конспектирования можно использовать следующие значки и сокращения слов:

Внутритекстовые знаки

Внетекстовые знаки

<= ′потому что, так как′

8 ′противоположны, противопоставлены

=> ′следовательно′

? ′вызывает вопрос, спорно

→ ′поэтому

! ′абсолютно согласен

= ′равны, это есть ′

+ ′положительная оценка

 ′примерно равны, похожи′

− ′отрицательная оценка′

> < ′больше, меньше′

ŃВ нота бене, обратить внимание

Стандартные сокращения, используемые при конспектировании:

вар-нт - вариант

прим-ие - примечание

в-во (-ва) - вещество

св-во (-ва) - свойство

гл-ый (-ая, -ое, -ые) - главный

сод-е - содержание

зав-сть - зависимость

соед-ие - соединение

зав-ть (-ит, -ят) - зависеть

ч-к - человек

изм-ие (-ия) – изменение

эк-ка - экономика

инф-ия - инфляция

явл-е - явление

С первых же дней учебы в университете студенту приходится писать конспекты лекций и конспектировать тексты рекомендованной научной литературы. Но далеко не каждый студент знает, что такое конспект, обычно так называя любую краткую запись.

Каковы же особенности составления конспекта? Прежде всего, нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Они должны содержать не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, для лучшего запоминания и убедительности.

Основная литература

8 [221]; 10 [19-20]; 11[145-146]; 14[229-230].

Дополнительная литература

15 [33-34]; 16 [21-23]; 17 [55-56]; 20 [7-11].

Контрольные вопросы

1. Какую запись называют конспектом?

2. Какими способами может осуществляться конспектирование?

3. Какая пос­ледовательность работы рекомендуется при написании конспекта?