2.3.5 . Конспектирование научного текста.
Задание1. Прочитайте текст и кратко передайте его содержание, используя смешанный вариант конспектирования. Какие предложение вы перепишете (возможно частичное цитирование), а какие фрагменты изложите своими словами?
Плавку цветных металлов производят в плавильных печах различного устройства.
Тигельные печи бывают стационарные и наклоняющиеся. Тигельные печи устанавливают в цехах, выпускающих небольшие отливки среднего веса. Тигельные печи служат для плавки различных цветных сплавов. Тигельная печь состоит из металлического кожуха футерованного изнутри огнеупорной кладкой. Электрические нагреватели предназначены для нагрева печей. Нагрев печей можно производить также мазутом или газом. Тигли служат для плавки металлов и сплавов. При переходе с одного сплава на другой меняют тигель.
В тиглях удобно проводить рафинирование металла. Тигли служат для получения сплавов очень высокого, качества.
Однако выплавка сплавов в чугунных и стальных тиглях приводит к загрязнению сплавов железом. Недостатками тигельных печей являются также ограничейная ёмкость, малая производительность и большой расход топлива.
Отражательные печи предназначаются для производства слитков, для выпуска крупного фасонного литья. По способу обогрева отражательные печи бывают пламенные и электрические.
Пламенные печи предназначаются для выплавки медных сплавов. Эти печи обогреваются мазутом или газом. Пламенные печи имеют большую поверхность ванны, что позволяет плавить быстро и с небольшим расходом топлива, но приводит к повышенному окислению и газонасыщенности металла. Окисление и газонасыщенность металла ограничивают применение пламенных печей. Однако плавка с применением защитных флюсов и последующее рафинирование металла позволяют получать в пламенных печах металл достаточно хорошего качества.
При плавке медных сплавов хорошо зарекомендовали себя дуговые печи. Дуговые печи состоят из графитовых электродов, огнеупорной кладки, металлического кожуха, механизма поворота. Дуговые печи имеют небольшой удельный расход электроэнергии, удобны в работе и позволяют получить металл хорошего качества. Основной недостаток этих печей — сильный шум при работе и трудности при разгрузке из-за небольшого завалочного окна.
Наиболее удобны индукционные печи. В индукционных печах можно быстро плавить и получать металл высокого качества.
Индукционные низкочастотные печи с железным сердечником предназначаются для плавки тяжёлых тугоплавких сплавов (медных, никелевых) и для плавки алюминиевых сплавов. Индукционные высокочастотные печи без стального сердечника предназначены для того, чтобы плавить оловянные и безоловянные бронзы, никель и никелевые сплавы. Наиболее прогрессивен способ плавки металлов и сплавов в вакууме с применением электронного луча — тонкого пучка электронов, которые разгоняются приложенным напряжением до очень больших скоростей. Преимущества электронно-лучевой плавки позволяют широко использовать её в промышленности для получения таких цветных металлов и их сплавов, как титан, цирконий, молибден, ниобий и др.
Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Доля черной и цветной металлургии в общем объеме промышленного производства Казахстана составляет более 10 %. Многолетние исследования технологии и состояния оборудования листопрокатного производства, проводящиеся в КазНТУ им. К.И.Сатпаева, охватывают широкий круг вопросов, связанных с надежностью оборудования, возможностью создания принципиально новых технологий и механизмов, совершенствования существующих агрегатов, оптимизации технологии.
Металлургия, как отрасль, входящие в нее комбинаты, заводы, и, в частности, прокатное производство, относятся к сложным открытым искусственным системам, к которым применим системный анализ. Одним из методов системного анализа прокатного производства является сквозная оценка надежности агрегатов линии прокатного стана, использованная нами при анализе оборудования НШСГП-1700 ИСПАТ-Кармет.
Крупное металлургическое оборудование является высоконадежным и уникальным и вследствие этого за срок наблюдения происходит малое количество однотипных отказов. Практика сбора и анализа статистических данных в металлургическом (в частности, в прокатном) производстве свидетельствует о том, что получить достоверные данные о состоянии отдельных участков технологии или оборудования можно только при достаточно длительном сроке наблюдения.
Следует отметить, что в научных трудах проблему в форме постановки задачи научно -исследовательской работы выдают за результат, вытекающий, главным образом, из анализа и обобщения научно-технической литературы, но не как результат опыта работы специалистов конкретного производства. Статистический анализ состояния металлургического оборудования и технологии позволяет математическими методами достоверно выявить научно - технические проблемы производства.
На основании вышесказанного можно предложить следующую формулировку: научно -технической проблемой металлургического производства является статистически достоверно выявленное узкое место в технологии или в работе оборудования.
В зависимости от обобщенности и значимости научно-технические проблемы можно разделить на следующие четыре уровня:
1. Задачи, для решения которых не требуется изменения технологии или замены существующего оборудования. Для их решения используются традиционные для данной отрасли, общеизвестные методы и приемы, которые не дают резкого увеличения производительности технологии или установленных агрегатов. С преодолением этих проблем происходит постепенное (экстенсивное) накопление положительных качеств, улучшение свойств системы.
2. Проблемы, для преодоления которых привлекаются приемы и методы из других областей науки и техники. В результате такого рода работ появляются новые технологии или новые агрегаты. Разрешение проблем данного уровня качественно изменяет технологию и оборудование со значительным, интенсивным увеличением производительности, качества продукции, надежности оборудования.
3. Задачи, в которых примерно задан результат, но на исходном этапе работы совершенно неизвестны пути решения. В результате проведения научно - исследовательских работ получают много новых сведений, а иногда, и открытие новых эффектов, которые, в свою очередь, могут быть основой для технологий или принципов создания оборудования.
4. К наиболее сложным проблемам следует отнести те из них, в которых ставится задача отказа от привычных технологий и материалов и переход на новые. Решение таких проблем связано с ломкой привычных взглядов, представлений, с закрытием старых производств и созданием новых. Как правило, решение задач такого уровня выходит за рамки науки и техники и становится социальной или даже политической проблемой.
2.1. Составьте текстуальный конспект текста, пользуясь при этом способами компрессии (сжатия) текста: а) трансформацией и переформулированием предложений с целью концентрации содержания; б) сокращением слов и словосочетаний – терминов, марок изделий, приборов, машин и т.д.; в) исключением контекстуальных единиц, не несущих основной информации, – предложений, абзацев; г) исключением смысловых фрагментов – обоснования выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, подкрепляющих теоретические доказательства, повторений, уточнений, рассуждений различного рода: о цели, значении работ данного типа, о направлениях развития науки, процессов выведения формул; информации, содержащейся в заголовке, и т.д.
Задание 3. Выделите в тексте чужую речь. Какие формы чужой речи используют авторы?
Алмаз
"В мире минералов самим прекрасным является самое простое", - эти слово великого Гёте как нельзя точнее выражают суть самого знаменитого, самого ценного из минералов - алмаза. Он состоит из чистого углерода, как и его "неблагородный" родственник - обыкновенный уголь, но носит множество пышных титулов: "король "камней", "красивейший цветок света", "сгустившийся свет солнца, охлаждённый временем".
На языках народов мира, знакомых с алмазом, его имя звучит по-разному, но отражает главную особенность камня: несокрушимый, неодолимый, победитель металлов. Он действительно наиболее твёрдый из известных нам минералов и обладает несомненными достоинствами: прозрачностью, сильным блеском, великолепной цветовой игрой - все краски радуги прячутся под его холодной прозрачной поверхностью. В глубь веков уходит дата открытия первого месторождения в Индии. Со временем месторождения сверкающего алмаза множились - Бразилия, Южная Африка, Намибия, Конго, Венесуэла, Калимантан…
Ювелирные, то есть пригодные для огранки, алмазы не всегда безукоризненно чисты и прозрачны. Самые редкие среди них бесцветные, идеально прозрачные, чуть-чуть голубоватые, лишённые трещин и включений. О таких алмазах говорят, что они чистой воды. Основная масса ограночных алмазов окрашена - слабо или интенсивно - в желтый, розовый, голубой, зелёный цвета. Из окрашенных камней особо славится серо-стальной с острым блеском и исключительной "игрой" алмаз, удостоенный собственного имени - тиффаниит.
Алмаз не всегда был королем камней. Лишь изобретение в ХV веке бриллиантовой огранки голландцем Людвигом ван Беркемом вызволило таившуюся в нём феерию красок, бликов.
Бриллиант - дитя мастерства и математики. Самым опытным мастерам доверяют разметку кристаллов. Нужно не только убрать из камня трещинки, пятнышки, помутнения, но и точно рассчитать и наметить будущие грани. Если мастер ошибётся, алмаз не станет бриллиантом.
Первые бриллианты были скромно сияющими звездочками с десятком граней. Нынешние "короли камней" украшены доброй сотней граней. И это не предел. Поиск совершенства продолжается.
В основе классических- типов огранки алмазов лежит восьмигранник. А инженер Максимо-Эльбе решил пересчитать оптические свойства алмаза, взяв за основу несимметричную площадку будущего бриллианта с девятью, одиннадцатью и т.д. гранями. Результат превзошел ожидания: "непарный" бриллиант, или "импариант", оказался очень эффектным, ярким, праздничным. Дело в том, что в простом бриллианте отражённый лучик света выходит через одну грань, а в "импарианте" - через две, и переливающаяся цветовая радуга поучается гораздо шире и ярче.
При первичной обработке ювелирных алмазов - обкалывании - всегда велики отходы, остается много крошек и пластинок неправильной формы. Мелкие крошки гранит пирамидкой - "розой". Из общей массы сырья весом в один карат, а это всего 0,2 грамма получается около трёхсот сверкающих капелек-"розочек". Их используют как бордюр для обрамления крупных камней. А вот пластинкам из "отходов" раньше не находили достойного применения. Но было так до поры до времени.
В 60-х годах появились сообщения о завершении тринадцатилетних поисков нового типа, огранки, получившего имя "принцесса". Плоскую пластинку алмаза с лицевой стороны шлифуют и полируют, а с "изнанки" рассекают У-образными канавками. Эффект такой огранки поразителен! Ослепительные: цветовые волны заливают поверхность камня при малейшем повороте.
"Принцесса" обладает массой и других несомненных преимуществ - требует небольшого расхода сырья, позволяет нам более полно использовать алмазные отходы и, что самое важное, дает возможность стандартизировать производство бриллиантов любой формы и размера.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются кратко самыми яркими примерами. Цель конспектирования – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.
Конспект обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуальную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В конспекте также выделяются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, производен. Связанность не является обязательным признаком конспекта, так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.
При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Различают конспект-план, конспект-схему, текстуальный конспект.
При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Они должны содержать не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, для лучшего запоминания и убедительности. Правильно составленный конспект свидетельствует о высоком уровне понимания прочитанного текста по специальности. Конспектирование книги или статьи отличается от конспектирования лекций. При работе с печатным текстом темп работы зависит от умения, опыта читающего. Можно остановиться, прочитать ещё раз, подумать, что не удаётся сделать при записи лекции. Следует стремиться записывать своими словами, так как изложенная таким образом мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.
Большая роль при написании конспекта отводится плану. Формулировка пунктов плана может быть различной.
Чтобы написать конспект, необходимо: 1) выделить смысловые части, где собрана информация по теме; 2) в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; 3) выделить в каждой части главную и дополнительную информацию. главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; 4) записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений.
При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.
3. Выделяют три способа конспектирования: 1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста «своими словами»; 3) смешанный вариант.
Все три варианта предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй.
Для конспектирования можно использовать следующие значки и сокращения слов:
Внутритекстовые знаки | Внетекстовые знаки |
<= ′потому что, так как′ | 8 ′противоположны, противопоставлены′ |
=> ′следовательно′ | ? ′вызывает вопрос, спорно′ |
→ ′поэтому′ | ! ′абсолютно согласен′ |
= ′равны, это есть ′ | + ′положительная оценка′ |
′примерно равны, похожи′ | − ′отрицательная оценка′ |
> < ′больше, меньше′ | ŃВ ′нота бене, обратить внимание′ |
Стандартные сокращения, используемые при конспектировании:
вар-нт - вариант | прим-ие - примечание |
в-во (-ва) - вещество | св-во (-ва) - свойство |
гл-ый (-ая, -ое, -ые) - главный | сод-е - содержание |
зав-сть - зависимость | соед-ие - соединение |
зав-ть (-ит, -ят) - зависеть | ч-к - человек |
изм-ие (-ия) – изменение | эк-ка - экономика |
инф-ия - инфляция | явл-е - явление |
С первых же дней учебы в университете студенту приходится писать конспекты лекций и конспектировать тексты рекомендованной научной литературы. Но далеко не каждый студент знает, что такое конспект, обычно так называя любую краткую запись.
Каковы же особенности составления конспекта? Прежде всего, нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Они должны содержать не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, для лучшего запоминания и убедительности.
Основная литература
8 [221]; 10 [19-20]; 11[145-146]; 14[229-230].
Дополнительная литература
15 [33-34]; 16 [21-23]; 17 [55-56]; 20 [7-11].
Контрольные вопросы
1. Какую запись называют конспектом?
2. Какими способами может осуществляться конспектирование?
3. Какая последовательность работы рекомендуется при написании конспекта?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».