Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс сопровождается быстрым ростом объемов промышленного производства во всех отраслях промышленности и усилению антропогенного давления на природную среду, что неизбежно приведет к обострению экологической ситуации. Прежде всего истощаются запасы природных ресурсов. В эксплуатацию вовлекаются месторождения с более сложными горно-геологическими и горнотехническими условиями освоения. Резко увеличивается доля труднообогатимых руд и, следовательно, стоимость их переработки, при этом извлечение ценных компонентов снижается. Из добытой горной массы используется не более 30-40% поэтому во всем мире катастрофически растет количество отходов. На поверхности земли ежегодно складируются миллиарды тонн вскрышных и отвальных пород, значительную часть поставляют в отвалы обогатительные фабрики, лежит в отвалах зола электростанций, а также шлаки черной и цветной металлургии.
Естественным решением обозначенной проблемы является максимально-эффективное комплексное использование сырья, главным образом в процессах его переработки - обогащении, химико-металлургических процессах и утилизации отходов.
Наиболее крупные успехи комплексного использования сырья в последние годы связаны с разработкой обогатительно-гидро-пирометаллургических комбинированных процессов для переработки руд, концентратов, промпродуктов и отходов металлургического производства.
Особую сложность при обогащении вызывает переработка тонко-вкрапленных медно-цинковых руд. На ряде обогатительных фабрик, в частности, из руд Николаевского и некоторых других месторождении получают только медный концентрат с повышенным содержанием цинка в связи с низкими показателями дальнейшего селективного обогащения. При обогащении такого типа руд высококачественные концентраты могут быть получены при введении дополнительной глубокой операции перечистки медных, цинковых и пиритных концентратов.
Однако вышеназванные промпродукты резко отличаются по химическому составу и для их дальнейшей переработки довольно сложно применять какую-то общую экологически чистую технологическую схему с учетом извлечения из них не только меди и цинка, но и благородных металлов.
Анализ схем переработки медно-цинковых промпродуктов показывает, что с повышением содержания в них цинка (15-20%) наиболее перспективными применительно к действующим цинковым заводам являются следующие процессы:
1.Окислительный обжиг медно-цинкового промпродукта, грануляция огарка совместно с цинковым кеком и вельцевание.
2.Окислительный обжиг медно-цинковых промпродуктов совместно с цинковым концентратом с последующей переработкой огарка по стандартной технологии с получением клинкера с повышенным содержанием меди.
В первом процессе сложным является совместная грануляция медно-цинкового огарка с цинковым кеком с целью получения окатышей, обеспечивающих низкий пылевынос материала шихты в особенности при соотношении огарка и цинкового кека более чем 1:1, а также получение газов с низким содержанием SO. Кроме того использование этого процесса на цинковом заводе требует установки отдельной печи для обжига медно-цинкового промпродукта. Причем огарок с экологической точки зрения следует репульпироватъ с водой и направлять на фильтрование совместно с цинковым кеком.
Во втором процессе увеличивается содержание меди в цинковом растворе, получаемом после выщелачивания. Это приводит к получению медно-кадмиевого кека с низким содержанием кадмия, что осложняет технологию переработки данного продукта. Осложняется этот процесс и проведением окислительного обжига из-за образования при этом легкоплавкой эвтектики.
Учитывая вышеназванные недостатки предлагаемых процессов переработки медно-цинковых продуктов в КазНТУ разработан процесс агломерационного обжига коллективных медно-цинковых концентратов с последующей переработкой агломерата вельцеванием с получением вельц-оксида цинка и медного углерода содержащего клинкера.
3.1.Сформулируйте тему текста.
3.2.Читая текст по абзацам, сформулируйте главную мысль каждого абзаца в виде пунктов назывного плана.
3.3.Запишите содержание текста, используя схему структурно-смыслового анализа текста.
3.4.Составьте аннотацию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Аналитико-синтетическая обработка научного текста представляет собой создание вторичных тестов, которые являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и в конечном счете результатом процесса восприятия и интерпретации исходного (первичного) текста. Если рассматривать более подробно жанры научного стиля, которые имеют к обучению в вузе самое прямое отношение, то к первичным текстам как самостоятельным произведениям можно отнести статью, монографию, а к вторичным текстам – аннотацию, реферат, рецензию, резюме.
Успешность создания вторичных текстов во многом обеспечивается уровнем развития умения читать. Основная трудность при создании вторичных текстов состоит в смене авторства, что предполагает не замену одной личности другой, «а замещение одной интенции другой интенцией, пусть даже физическая личность остается прежней. Таким образом, меняется субъект речевой деятельности, и первичный текст выступает как предмет, а вторичный – как результат этой деятельности» (по Л.М. Майдановой).
2. Аннотация (от лат. annotatio - замечание, пометка) – краткая характеристика книги (статьи), содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. Аннотация не раскрывает содержания документа (произведения), а лишь информирует о его существовании и дает самое общее представление о его содержании, т.е. аннотация отвечает на вопросы о чем? из каких частей? как? для кого? Это ее основные стандартные смысловые элементы. Каждый из них имеет свои языковые средства выражения (лексические клише).
Аннотация на книгу помещается на оборотной стороне ее титульного листа и служит (наряду с ее названием и оглавлением) источником информации о содержании работы, дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации.
3.По содержанию и целевому назначению различают 2 вида аннотаций. Справочная (описательная или информационная) аннотация характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки. Рекомендательная аннотация характеризует произведение и дает его оценку в отношении его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эта аннотация предназначена.
По полноте охвата содержания аннотируемого текста и читательскому назначению аннотации делятся на общие (характеризуют произведение в целом, рассчитаны на широкий круг читателей) и специализированные (характеризуют произведение в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов).
4. К составлению аннотации предъявляются следующие требования:
1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа.
2. Отбор сведений для аннотации, их формирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого документа, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана.
3. Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных предложений, без абзацев.
4.Аннотация – наиболее стандартизированный жанр научной речи, поэтому в тексте аннотации используются специальные языковые конструкции (лексические клише).
5. Языковые конструкции-клише, необходимые при составлении аннотации.
Таблица
О чем? | В книге (статье) рассматриваются вопросы.., излагаются задачи.., дается обзор.., даются сведения.. В книге (статье) рассмотрены вопросы.. Главное (особое) внимание обращено на.., уделено (чему?).. Заостряется внимание на … Описан метод.., изложена теория.. Книга (статья) посвящена проблеме… Автор анализирует, рассказывает, утверждает, предлагает… |
Из каких частей? | Книга состоит из… частей, … разделов, … глав. В книге содержатся следующие разделы… |
Как? Какие? | В книге (статье) подробно рассмотрены (описаны), приведены многочисленные примеры (цифровые данные, расчеты), малоизвестные сведения: дано систематическое изложение.., делается попытка … |
Для кого? | Книга предназначена для .., а также для… Для чтения книги не требуется специальных знаний в области … |
Примечание. Лексические клише могут представлять собой как активные, так и пассивные конструкции: автор рассматривает вопрос…, автором рассматривается вопрос.., в статье рассмотрен вопрос …
При составлении аннотации используются следующие слова для обозначения: субъекта действия: автор, авторы, исследователь, ученый;
первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;
связи фрагментов аннотации: прежде всего, вначале, затем, далее, кроме того, во-первых, во-вторых, наконец…
6.Структура аннотации. Аннотация состоит из библиографического описания и текста аннотации. Библиографическое описание дает исходную информацию о произведении, а текст аннотации дополняет эту информацию, включая сведения о содержании произведения, его авторе и достоинствах произведения.
Текст справочной аннотации включает следующие сведения:
а) тип и назначение произведения (сборник, статья, монография и т.п.);
б) задачи, поставленные автором аннотируемого произведения;
в) метод, используемый автор (компиляция других источников, эксперимент и т.п.);
г) принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;
д) структура аннотируемого произведения;
е) предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора;
ж) характеристику иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата и др.., включая указатели и библиографию.
7. Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа. При составлении библиографического описания необходимо соблюдать правила его построения, расстановки знаков препинания и сокращения слов. Библиографическое описание включает: 1) заголовок описания (фамилии авторов и их инициалы); 2) заглавие (название произведения); 3) издание (сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения): выходные данные (место издания/город/, наименование издательства и год издания); 4) количественная характеристика данных (фактическое количество страниц или листов).
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».