6.1.5.2. Обработка на валах шлицев
Шлицевые соединения широко применяются в машиностроении (станкостроении, автомобиле- и тракторостроении и других отрас-лях) для неподвижных и подвижных посадок.
Различают шлицевые соединения прямоугольного, эвольвентного и треугольного профиля.
В наиболее часто используемых шлицевых соединениях прямо-угольного профиля сопряженные детали центрируются тремя способами (рис. 1.29):
— центрированием втулки (или зубчатого колеса) по наружному диаметру (D) шлицевых выступов вала;
— центрированием втулки (или зубчатого колеса) по внутренне-му диаметру (d) шлицев вала (т. е. по дну впадины);
— центрированием втулки (или зубчатого колеса) по боковым сторонам (b) шлицев.
Центрирование по D наиболее технологично, но его использование ограничивается в основном неподвижными шлицевыми соеди-
Рис. 1.29. Виды центрирования шлицевых соединений
нениями, не требующими повышенной твердости. Центрирование по (d) применяется в тех случаях, когда элементы шлицевого соеди-нения используются для подвижных сопряжений, подвергнутых за-калке. Центрирование по «b» применимо в случае передачи больших крутящих моментов с реверсированием вращения.
Технологический процесс изготовления шлицев валов зависит от того, какой принят способ центрирования вала и втулки, т. е. термо-обрабатываются или нет поверхности шлицев.
Приведем в качестве примера маршруты обработки шлицев на ва-лах соответственно не подвергаемых и подвергаемых термообработке:
— черновая токарная обработка, чистовая токарная обработка и шлифование цилиндрических поверхностей под нарезание шлицев, нарезание шлицев, снятие заусенцев и промывка;
— черновая токарная обработка, чистовая токарная обработка, нарезание шлицев с припуском под шлифование, фрезерование ка-навок для выхода круга при шлифовании центрирующей поверхно-сти внутреннего диаметра (если на первой операции применяется фреза без усиков), термическая обработка, шлифование поверхно-стей шлицев, снятие заусенцев и промывка.
Шлицы на валах и других деталях изготовляются различными способами, к числу которых относятся: фрезерование, строгание (шлицестрогание), протягивание (шлицепротягивание), накатыва-ние (шлиценакатывание), шлифование.
Фрезерование шлицев на валах небольших диаметров (до 100 мм) обычно производится за один рабочих ход, больших диаметров — за два рабочих хода. Черновое фрезерование шлицев, в особенности больших диаметров, иногда производится фрезами на горизонталь-но-фрезерных станках, имеющих делительные механизмы.
Фрезеровать шлицы можно способом, изображенным на рис. 1.30, б, позволяющим применять более дешевые фрезы, чем фреза, изображенная на рис. 1.30, а.
Рис. 1.30. Способы фрезерования шлицев
Более производительным способом является одновременное фрезерование двух шлицевых канавок двумя дисковыми фрезами специального профиля (рис. 1.30, в).
Чистовое фрезерование шлицев дисковыми фрезами производится только в случае отсутствия специального станка или инструмента, так как оно не дает достаточной точности по шагу и ширине шлицев.
Более точное фрезерование шлицев производится методом обкатки при помощи шлицевой червячной фрезы (рис. 1.30, г). Фреза по-
мимо вращательного движения имеет продольное перемещение вдоль оси нарезаемого вала. Этот способ является наиболее точным и наиболее производительным.
Окончательная обработка шлицев по методу обкатки производится чистовым фрезерованием червячными шлицевыми фрезами высо-кого класса точности (АА и А).
При центрировании втулки (или зубчатого колеса) по внутреннему диаметру шлицев вала как червячная, так и дисковая фреза должна иметь «усики», вырезающие канавки у основания шлица, чтобы не было заедания во внутренних углах; эти канавки необходимы также при шлифовании по боковым сторонам и внутреннему диаметру.
Шлицестрогание реализуется, как правило, на специальных стан-ках полуавтоматах, которые могут работать как отдельно, так и будучи встроенные в автоматическую линию. Этим методом чаще всего обрабатываются сквозные шлицы или шлицы, у которых предусмотрен выход для резцов.
Все шлицы нарезаются одновременно. При этом обработка ведется набором фасонных резцов, установленных с возможностью пере-мещаться в радиальном направлении. Число резцов равно числу па-зов нарезаемого вала. Обрабатываемая заготовка расположена вертикально и ей сообщается возвратно-поступательное перемещение вдоль оси. Перед каждым перемещением заготовки вверх резцы перемещаются по направлению к оси заготовки на величину поперечной подачи. Рабочим движением является перемещение заготовки вверх. При ее перемещении вниз резцы отводятся от обрабатываемой поверхности, чтобы избежать трения о заготовку. Этот процесс высокопроизводителен и используется в крупносерийном и массовом производстве.
Шлицестрогание обеспечивает шероховатость поверхности Ra = 3,2...0,8 мкм.
Шлицепротягивание сквозных шлицев производится цепными протяжками, профиль которых соответствует профилю шлицевого паза. Каждый паз протягивается отдельно, а для обработки всех пазов используется делительное устройство.
Для обработки несквозных шлицев используются блочные про-тяжки с независимой установкой и перемещением резцов в радиальном направлении (рис. 1.31).
Возможна также обработка шлицев с использованием так назы-ваемых охватывающих протяжек. Однако из-за сложности инстру-мента этот процесс применяется сравнительно редко.
Шлицепротягивание обеспечивает шероховатость поверхности Ra= 1,6...0,8 мкм.
Шлиценакатывание без нагрева детали осуществляется роликами, имеющими профиль, соответствующий форме поперечного сечения шлицев. Вращающиеся на осях ролики (диаметром 100 мм) по одному на каждый шлиц расположены радиально в сегментах массивного корпуса накатной головки (рис. 1.32).
При передвижении головки полетали свободно вращающиеся ро-лики, вдавливаясь в поверхность вала, образуют на ней шлицы соответствующей профилю ролика формы. Все шлицы накатываются одновременно, без вращения детали.
На специальных станках для накатывания шлицев накатная го-ловка размещается на салазках, для которых направляющими служат валы, соединяющие две массивные стойки. Салазки перемещаются приводом от гидроцилиндра, расположенного в задней стойке. В передней стойке находится гидравлический зажимной патрон, в котором закрепляется обрабатываемая заготовка. Каждый ролик независимо регулируется на требуемую высоту. Головка как самостоятельный узел снимается со станка, не нарушая расположения роликов. На смену роликов затрачивается 5—10 мин, на наладку станка — около 30 мин.
На таких станках наибольшее число накатываемых шлицев дохо-дит до 18, наименьшее составляет 8...10 (на валах диаметром 16 мм). Продольная подача — до 15 мм/с. Получаемая точность шлицев по шагу — 0,04 мм, непрямолинейность не превышает — 0,04 мм на 100 мм длины.
Процесс накатывания весьма производителен, так как все шлицы накатываются одновременно, при малой затрате времени, с достаточно высокой точностью.
Шлифование шлицев осуществляется в следующих случаях.
При центрировании шлицевых валов по наружному диаметру шлифуют только наружную цилиндрическую поверхность вала на обычных круглошлифовальных станках; шлифование впадины (т. е. по внутреннему диаметру шлицев вала) и боковых сторон шлицев не применяется.
При центрировании шлицевых валов по внутреннему диаметру шлицев фрезерование последних дает точность обработки по внут-реннему диаметру до 0,05...0,06 мм, что не всегда является достаточным для точной посадки.
Если шлицевые валы после чернового фрезерования прошли тер-мическую обработку в виде улучшения или закалки, то после этого они не могут быть профрезерованы начисто; их необходимо шлифовать по поверхностям впадины (т. е. по внутреннему диаметру) и боковым сторонам шлицев. Наиболее производителен способ шлифования фасонным кругом (рис. 1.33, а), но при этом шлифовальный круг изнашивается неравномерно ввиду неодинаковой толщины снимаемого слоя у боковых сторон и впадины вала, поэтому требуется
Рис. 1.33. Схема шлифования шлицев на валах: а—фасонным кругом; б—в две операции одним и двумя кругами; в —тремя кругами
частая правка круга. Несмотря на это, данный способ широко распространен в машиностроении.
Шлифовать шлицы можно в две отдельные операции (рис. 1.33, б); в первой шлифуют только впадины (по внутреннему диаметру), а во второй — боковые стороны шлицев. Для уменьшения износа шлифовального круга после каждого хода стола вал поворачивается, и, таким образом, шлифовальный круг обрабатывает впадины постепенно, одну за другой.
Обычно вал поворачивается автоматически после каждого двойного хода стола станка. Но такой способ шлифования менее производителен, чем первый.
Для объединения двух операций шлифования в одну применяются станки, на которых шлицы шлифуются одновременно тремя кру-гами: один шлифует впадину, а два других — боковые поверхности шлицев (рис. 1.33, в).
На рис. 1.34 дана схема правки тремя алмазными карандашами фасонного шлифовального круга, показанного на рис. 1.33, а.
- Технологические процессы и производства (теоретический курс) введение
- Технологическая подготовка производства (тпп)
- Общие положения
- 1.1.1. Порядок проведения технологической подготовки производства
- Содержание работ типовой схемы организации тпп при технологическом обеспечении
- Технологическая подготовка производства при проектировании изделия
- 1.1.2. Типы производства, формы организации и виды технологических процессов Типы производства
- Формы организации технологических процессов
- Виды технологических процессов
- 1.2. Структура технологического процесса и его основные характеристики
- Маршрут изготовления вала
- Характеристики технологического процесса
- 1.3. Основные принципы технологического проектирования
- 1.4. Технологические процессы сборки
- 2. Точность механической обработки
- 2.1. Точность и ее определяющие факторы
- 2.2. Статистические методы исследования точности механической обработки
- 2.2.1. Метод кривых распределения погрешностей
- 2.2.2. Графоаналитический метод (метод точечных диаграмм)
- 2.3. Расчетно-статистический метод исследования точности
- 2.3.1. Погрешности установки. Стандарты по базированию и установочным элементам
- Основные рекомендации о порядке выбора баз и решаемые при этом задачи
- Условные обозначения опор
- Погрешность положения заготовки εпр, вызываемая неточностью приспособления
- 2.3.2. Упругие деформации технологической системы
- 2.3.3. Износ режущего инструмента
- Начальный uн и относительный u0, износ режущих инструментов при чистовом точении и растачивании
- 2.3.4. Тепловые деформации технологической системы
- Зависимость удлинения резца от различных факторов
- Тепловые деформации станков
- Тепловые деформации изготавливаемой детали
- 2.3.5. Геометрические неточности станков и режущего инструмента
- Классификация станков по точности
- 2.3.6. Деформации заготовок, вызываемые внутренними напряжениями
- 2.3.7. Размерная наладка станков
- Наладка методом пробных стружек и промеров
- Размерная наладка по пробным деталям
- Рекомендации по размерной наладке методом пробных деталей
- Размерная наладка по калибрам наладчика
- Статическая наладка
- 2.3.8. Колебания при механической обработке
- Методы борьбы с колебаниями
- 2.3.10. Управление точностью механической обработки
- 3. Качество поверхностного слоя деталей
- 3.1. Критерии качества поверхностного слоя
- 3.2. Влияние технологических факторов на величину шероховатости
- 4. Определения припусков для механической обработки
- Расчетная длина заготовки при определении
- 5. Проектирование технологических процессов механической обработки
- 5.1. Типизация технологических процессов
- 5.2. Групповой метод обработки
- 5.2.1. Группирование деталей
- 5.2.2. Комплексная деталь
- 5.3. Модульная технология
- 5.4. Последовательность и правила проектирования технологических процессов изготовления деталей
- 5.4.1. Анализ исходных данных для разработки технологического процесса
- Соотношения между допусками размера, формы и параметрами шероховатости цилиндрических поверхностей
- Анализ технологичности изделий
- Требования к технологичности формы детали
- Примеры технологичных и нетехнологичных конструкций
- Выбор материала заготовки
- Технологические свойства сталей
- Коэффициенты обрабатываемости резанием различных материалов
- Значения критического диаметра Dk прокаливаемости
- Структура и свойства сердцевины детали
- Механические свойства стали 45хн после то
- Наличие удобных и надежных баз
- 5.4.2. Определение типа производства
- Годовая программа выпуска деталей по типам производств
- Организационно-технические характеристики типов производства
- 5.4.3. Определение класса детали и выбор в качестве аналога действующего типового или группового технологического процесса
- Пример декодирования и укрупненного анализа
- 5.4.4. Выбор исходной заготовки и методов ее изготовления
- Характеристика основных методов получения заготовок литьем
- Характеристика основных методов получения заготовок обработкой давлением
- 5.4.5. Выбор технологических баз
- 5.4.6. План обработки отдельных поверхностей
- Основные методы и виды обработки наружных цилиндрических поверхностей
- 5.4.7. Проектирование технологического маршрута обработки заготовки
- Этапы технологического процесса
- Этапы обработки
- 5.4.9. Нормирование технологических операций
- 6. Типовые технологические
- 6.1. Технология изготовления валов
- 6.1.1. Характеристика валов
- Технологические задачи
- Форма и размеры центровых отверстий
- 6.1.4. Методы обработки наружных цилиндрических поверхностей
- 6.1.4.1. Методы предварительной обработки наружных цилиндрических поверхностей
- Обработка на токарно-карусельных станках
- Обработка на токарно-револьверных станках
- 6.1.4.2. Методы чистовой обработки наружных цилиндрических поверхностей
- Шлифование
- 6.1.4.3. Методы повышения качества поверхностного слоя деталей
- 6.1.5. Обработка на валах элементов типовых сопряжений
- 6.1.5.1. Обработка на валах шпоночных пазов
- 6.1.5.2. Обработка на валах шлицев
- 6.1.5.3. Обработка на валах резьбовых поверхностей
- 6.1.6. Типовые маршруты изготовления валов
- 6.1.6.1. Примеры типовых маршрутов изготовления ступенчатых шлицевых валов
- 6.3. Технология изготовления корпусных деталей
- 6.3.1. Характеристика корпусных деталей
- 6.3.2. Материал и заготовки для корпусных деталей
- 1.3.3. Основные схемы базирования
- 6.3.4. Методы обработки плоских поверхностей
- 6.3.4.1. Обработка плоских поверхностей лезвийным инструментом
- 6.3.4.2. Обработка плоских поверхностей абразивным инструментом
- 6.3.5.1. Пример типового маршрута изготовления кронштейна
- 6.4. Технология изготовления зубчатых колес
- 6.4.1. Характеристика зубчатых колес
- 6.4.2. Материалы и заготовки зубчатых колес
- 6.4.3. Основные схемы базирования
- 6.4.4.1. Нарезание зубчатых колес методом копирования
- 6.4.4.2. Нарезание зубчатых колес методом обкатки
- 6.4.4.3. Накатывание зубчатых колес
- 6.4.4.4. Обработка торцовых поверхностей зубьев зубчатых колес
- 6.4.4.5. Методы отделочной обработки зубьев зубчатых колес
- 6.4.5. Типовые маршруты изготовления зубчатых колес
- 6.4.5.1. Пример типового маршрута изготовления зубчатого колеса
- 7. Автоматизация технологической подготовки производства
- 8. Оформление технологической документации
- 8.1. Маршрутная карта
- Сведения, вносимые в отдельные графы и строки маршрутной карты
- 8.2. Операционная карта
- 8.3. Карта эскизов
- 8.4. Документы технического контроля
- Информация, вносимая в карту технического контроля