15 Лет, которые потрясли наш мир
Сегодня Казахстан подводит итоги своего развития за последние 15 лет. Это необходимо для того, чтобы понять: что, собственно, произошло и куда мы будем двигаться дальше.
Восстание 1916 года – первый рубеж, на который необходимо обратить внимание. Поводом к нему послужил указ правительства Российской империи о массовом наборе представителей азиатских народов на тыловые работы. Это решение было связано с продолжающейся Первой мировой войной, огромными потерями и стремлением мобилизовать все имеющиеся ресурсы. Однако среди азиатских народов оно вызвало возмущение, которое в короткие сроки распространилось от нынешнего северного Казахстана до южных районов современного Узбекистана. Это было прямое проявление острейших межобщинных противоречий, в котором русские, крестьянские и казачьи общины противостояли общинам казахским, разделенным по родам и племенам. Поражение восстания привело к бегству значительного количества казахского и киргизского населения за рубеж, в основном в Китай.
После революции 1917 года ситуация резко изменилась. Самые тяжелые события советского периода для Казахстана были связаны с голодом конца двадцатых – начала тридцатых годов. Он был во многом спровоцирован стремлением Москвы добиться унификации правил организации всех сообществ СССР. Большевики проводили коллективизацию по всему СССР, в том числе и с целью разрушить традиционную общинную организацию. В Казахстане же коллективизация совпала с насильственным переходом кочевников к оседлому образу жизни. Жертвы были колоссальны, одновременно прекратила свое существование классическая общинная организация казахского общества по родам и племенам.
В пятидесятых годах в СССР начинается относительная стабилизация общественной жизни и время бурного развития экономики Казахстана. Сюда направляются значительные инвестиции. С одной стороны, развивается добывающая промышленность, с другой – активно создаются предприятия военно-промышленного комплекса, последнее было вызвано необходимостью разместить производства вдали от всех потенциальных театров военных действий, в первую очередь от европейского. Несколько особняком стоит освоение целины. Его необходимость была обусловлена острой нехваткой продовольственного зерна в Советском Союзе. И только в наши дни переход к рынку на селе продемонстрировал, что нехватка зерна в те годы была вызвана общей неэффективностью советской системы хозяйствования. Сегодня Россия и Украина вполне способны самостоятельно удовлетворять свои потребности и даже экспортировать зерно на внешние рынки.
В любом случае массовое освоение государственных инвестиций на территории Казахстана вызвало серьезный приток мигрантов. Причем, что характерно, они в своем большинстве были молодыми людьми, продуктом советской эпохи, у них не было общинной организации, как у дореволюционных переселенцев. Одновременно образовался тонкий поток внутренних мигрантов из казахских аулов в города. Однако проблемы с образованием не позволяли выходцам из аулов быть востребованными на советских производствах. Ручеек из аула в город был очень тонким. Через сито профтехучилищ, высших учебных заведений, комсомольских и партийных органов проходила лишь небольшая их часть. Взамен государство старалось инвестировать в сельское хозяйство, культуру и здравоохранение на селе. Но рождаемость на селе все время росла, и постепенно перенаселенность в аулах стала реальностью. По переписи 1959 года казахов в Казахстане было 2 млн. 787 тысяч человек, что составляло 30 процентов всего населения. Восьмидесятые годы – это уже начало двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, численность казахского населения продолжает расти и в 1989 году достигает 6 млн. 553 тыс. человек (39,8 проц.), с другой – начинается обратный отток части русского и украинского населения, которое двумя-тремя десятилетиями раньше приехали работать по направлению в Казахстан. За восьмидесятые годы по разным данным уехало до миллиона человек.
В то же время ситуация с миграцией из аула в города оставалась по-прежнему сложной. Нельзя сказать, что государство в СССР ничего не делало для решения проблемы. В городах увеличивались казахские отделения вузов, создавались рабочие общежития для сельской молодежи. Государство старалось усилить процесс адаптации сельского населения к городским условиям и советскому образу жизни. Но это не способствовало разрешению копившегося противоречия между перенаселенностью казахских аулов и невозможностью попасть в экономически благополучные города. Таким образом, общежития становятся местом концентрации недовольства сложившейся ситуацией. Положение дел усугубляла общая негибкость экономики и социальной организации в СССР. В 1986 году накопившиеся противоречия приводят к трагическим декабрьским событиям.
Они, как стало ясно позднее, потрясли не только нашу жизнь, но и ознаменовали начало цепи событий, которые привели затем к краху Советского Союза. Можно много говорить о том, что именно стало поводом к холодному декабрю 1986-го в Алма-Ате, но причина все же заключалась как раз в указанном выше нерешенном системном противоречии.
Казахстан последним из бывших союзных республик провозгласил свою независимость. Это было во многом связано с разумной предосторожностью.
Ситуация в Казахстане была самой сложной из всех других республик бывшего СССР, ставших новыми независимыми государствами. И пройти самый первый этап становления государства без потерь – это был высший пилотаж государственного управления. Имея 40 процентов казахского населения, большая часть которого была сконцентрирована в сельской местности, тяжелую память о декабрьских событиях в Алматы 1986 года, жажду реванша со стороны националистически настроенных граждан, можно было очень легко пойти по пути Молдавии или Грузии. Однако в таком случае, Казахстана в современном виде просто бы не было.
Это сегодня кажется, что тогда все прошло гладко, ровно и логично, но 15 лет назад ничего еще не было понятно. Совершенно очевидно, что сам факт распада СССР и образования независимых государств стал результатом временной слабости российской политической элиты. Особенно справедливо это для Казахстана, который представлял и представляет стратегически важную для России территорию.
Москва добровольно пошла на роспуск Союза и тем самым дала нам шанс. А потом предоставила время для того, чтобы провести необходимые процессы государственного строительства. За что ей отдельное спасибо.
И вот тут начинается самое интересное. Кто как смог воспользоваться предоставленным историческим шансом, потому что построить государство чрезвычайно сложная задача, особенно когда нет опыта, необходимых кадров и нет готовых рецептов решения всех проблем.
Если подводить наши итоги за 15 лет, то Казахстан – это типичный пример удачной авторитарной модернизации, когда государство затормозило процесс образования этнических, региональных общин и начало конкуренции между ними, в то же время направило энергию всего общества на достижение личного успеха. Благодаря этому и созданным благоприятным внешним условиям в Казахстане стало модно добиваться личного успеха, и сегодня мы ближе к западным буржуазным ценностям, чем любое другое восточное общество.
15 лет назад мало кто поставил бы на то, что у Казахстана что-то получится. У нас были худшие стартовые условия для самостоятельного государственного развития из всех стран бывшего СССР. И то, что у нас получилось, это большая удача и несомненная заслуга руководства страны, которое смогло провести ее через бурные девяностые. Мы использовали свой маленький исторический шанс. Теперь важно ничего не потерять. (По С.Акимбекову)
1.1 Охарактеризуйте ситуацию в Казахстане конца XIX в., ответив на вопрос:
1) Что послужило поводом для восстания 1916 г.?
1.2 Охарактеризуйте ситуацию в Казахстане после революции 1917 г., ответив на следующие вопросы:
1) О каких тяжелых событиях советского периода для Казахстана говорит автор?
2) С чем совпала коллективизация общества в Казахстане?
1.3 Охарактеризуйте ситуацию пятидесятых годов в СССР, ответив на вопрос:
1) Что дало массовое освоение государственных инвестиций на территории Казахстана?
1.4 Охарактеризуйте ситуацию, которая привела Казахстан к трагическим декабрьским событиям.
1.5 Охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась в Казахстане после распада СССР, ответив на вопрос:
1) Каковы причины современного успеха в развитии стабильного государства?
1.6 Выпишите числительные из текста, заменяя цифры словами, сделайте их разбор.
Задание 2. Прочитайте текст, перечислите основные приоритеты направления развития Казахстана, предусмотренных президентом РК Н.А.Назарбаевым в Послании «Стратегия – 2030».
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».