logo search
Оператор товарный - пособие

6. Опоры трубопроводов

Существуют свободные и неподвижные («мертвые» или анкерные) опоры трубопроводов.

Неподвижные опоры устанавливают в тех местах, где необходимо закрепить трубопровод в определенном положении (в местах ответвлений, между компенсаторами, перед присоединением к оборудованию и т.д.).

Свободные опоры не ограничивают перемещения труба провода в осевом и поперечном направлениях. Выполняются они катковыми и скользящими. Скользящие опоры имеют гладкую поверхность; они просты по конструкции и получили широкое распространение. Катковые опоры более сложны и применяются реже, в более ответственных случаях. Рассчитываются свободные опоры по вертикальной и горизонтальной нагрузкам. Вертикальная нагрузка Q складывается из веса трубопровода, арматуры, изоляции, снега, льда и веса воды, заполняющей трубопровод (при испытании).

Расчетная нагрузка на промежуточную опору равна

Q=k · q · l,

где k = 1,2 - коэффициент перегрузки; q - суммарная нагрузка на погонный метр трубы, кг/м; l - расстояние между опорам трубопровода, м.

Ветровая нагрузка, передаваемая пучком горизонтально расположенных трубопроводов на опору (рис. 6.2), определяете' по формуле

S = k· pв ·D ·l,

Рис. 6.2. схема загружения поперечного сечения опоры. Двухъярусная опора для девяти паро- и газопроводов.

где рв - скоростной напор ветра, кг/м2; D - диаметр трубопровода, наибольше­го в пучке, с учетом изо­ляции, м.

Горизонтальные уси­лия, действующие на опо­ру вдоль оси трубопро­вода, подразделяются на:

а) силы трения, воз­никающие между трубо­проводом и опорой;

б) распоры компен­саторов;

в) силы, появляю­щиеся вследствие давле­ния на заглушку или закрытую задвижку (эти усилия не учиты­ваются в случае применения гнутых компенсаторов).

Для промежуточных опор со скользящими или Катковыми опорными устройствами расчетное горизонтальное усилие вдоль оси трубопровода определяется по формуле (силы трения)

N = μ · Q,

где μ - коэффициент трения; при скользящих опорах μ = 0,3 - при трении стали о сталь и стали о чугун; μ. = 0,6 – при трении стали о бетон; при Катковых опорах ЗдесьR - радиус катка, см.

Распор (подразделяется на распор за счет температурных деформаций и за счет внутреннего давления) линзовых компенсаторов определяется по следующим формулам:

а) распор за счет температурных деформаций трубопровода, соответствующий максимальной допустимой осадке линзы (сжатию линзы) по формуле

где δ - толщина стенки линзы, см; σТ - предел текучести стали, кг/см2; коэффициент здесьd и D- соответственно внутренний и наружный диаметры линзы, см, k3 - коэффициент запаса, принимаемый равным 1,2 при давлении в компенсаторе, меньшем 0,25 МПа, или 1,3 - при давлении, большем 0,25 МПа, или 1,3 – при давлении, большем 0, 25 МПа;

б) распор линзового компенсатора за счет внутреннего давления по формуле

где р - рабочее давление в трубопроводе, кг/см2;

в) суммарный распор линзового компенсатора по формуле

РК = Ртемп + Рдавл.

Анкерные опоры подразделяются на разгруженные и нераз­груженные (концевые). Расчетные горизонтальные усилия, дей­ствующие на разгруженные анкерные опоры при прокладке одно­го трубопровода, определяются по следующим формулам:

а) при отсутствии в смежных пролетах задвижек (рис. 6.3, а, в) горизонтальное усилие определяется как разность усилий, действующих по обе стороны от анкерной опоры, при этом меньшее по величине усилие умножается на коэффициент ,0,8; усилие на анкерную опору Н равно

Рис. 6.3. Расчетные схемы для анкерной опоры (расположение задвижек и компенсаторов в пролетах):

1 - анкерная опора; 2 - П-образный компенсатор; 3 - задвижка; 4 - линзовый компенсатор

Ррасч = (P1 + N1) – 0,8(P2 + N2)

где Р1, Р2, N1 и N2 - соответственно температурные распоры компенсаторов и силы трения на опорах слева и справа от опоры Н;

б) если в одном из смежных пролетов имеется задвижка (рис. 6.3 б, г), то усилие на опору Н равно

Ррасч = Р1 + N1 – 0,8N2 (для схемы на рис. 6.3, б);

Ррасч = Р1 + N1 – 0,8N2 + (для схемы на рис. 6.3, г).

При определении горизонтальных усилий, действующих на концевые анкерные опоры, в расчет вводятся усилия с одной сто­роны от опоры.

Размеры опорных поверхностей определяются по следующим данным:

- рабочая поверхность скользящей опоры, см2:

где σсм- длина катка катковой опоры, см

где σсм— допустимое давление на смятие. Величина его прини­мается для скользящих стальных опор см] < 100 кг/см2 и для роликовых опор см] <50 кг/см2.

Конструкции и размеры неподвижных опор чрезвычайно разнообразны и зависят от способа прокладки трубопровода и ве­личины силы, действующей на опору.

Длина допускаемого пролета трубопровода из условия прочности определяется по формуле

где l - допускаемый пролет, м; R - расчетное сопротивление Ри — испытательное давление в трубопроводе, кг/см; D — средний диаметр трубопровода, см; W — момент сопротивления трубы, см3; т — коэффициент условий работы (m ≡ 0,8); q— суммарная нагрузка на погонный метр трубы, кг/м.

Из условия допустимого прогиба

где Е – модуль упругости; j = - осевой момент инерции трубы;f - прогиб.

Тонкостенные трубопроводы большого диаметра должны дополнительно проверяться на устойчивость поперечного сечения от внешней нагрузки

σсж ≥ 30,8 · 104 ·

где σсж — максимальное продольное сжимающее напряжение, возникающее в трубопроводе вследствие изгиба.