Роль науки в современном обществе
20 век стал веком победы научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения: как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальные силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Это не скрывают и сами ученые.
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
1) познавательная функция – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов;
2) мировоззренческая функция – разработка мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;
3) производственная функция – внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) культурная – наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ-планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
Наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.
Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.
Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание - сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания научно-технической и другой информации.
Таким образом, наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.
1.1 Объясните значения следующих словосочетаний, используя информацию текста: научное мировоззрение, объективные знания о мире, обозримое будущее, истощение природных ресурсов, радикальные изменения, доминирующий фактор, работники умственного труда.
1.2 Как вы понимаете выражения: «Наука – особый «цех» производства», «Наука – феномен культуры».
1.3 Прокомментируйте высказывание Ф.Бэкона: «Знание - сила».
1.4 Охарактеризуйте основные функции науки.
1.5 Сформулируйте определение, что такое наука.
1.6 Проведите анализ данного текста–рассуждения по плану:
а) найдите тезис (основное положение);
б) найдите доказательство или объяснение тезиса;
в) что представляют собой доказательства? (суждение, факт, событие, высказывание автора);
г) определите порядок доказательств;
д) вывод и его формулировка (используйте «Методические рекомендации»).
Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его, выделите основную информацию.
Что такое открытие? Понятию «открытие» нужно противопоставить такие термины, как «выяснение» или «обнаружение».
Мы можем выяснить род занятий нашего знакомого, можем обнаружить, что он летчик.
Галле не открыл, а обнаружил планету Нептун. Но наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла радиоактивность и многое другое. Открытия подобного рода часто знаменуют собой переворот в науке, но на них нельзя выйти путем целенаправленного поиска: из знания в неведение нет рационального, целенаправленного пути. С этой точки зрения, так называемые географические открытия нередко представляют собой, скорее, выяснение или обнаружение, ибо в условиях наличия географической карты и системы координат вполне возможен деловой вопрос о наличии или отсутствии островов в определенном районе океана или водопадов на той или иной еще неисследованной реке. Точнее сказать поэтому, например, что Ливингстон не открыл, а обнаружил или впервые описал водопад Виктория.
Итак, открытие - это соприкосновение с неведением. Специфической особенностью открытий является то, что на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований. Принципиальную невозможность постановки того или иного вопроса следует при этом отличать от его нетрадиционности в рамках той или иной научной области. Легче всего ставить традиционные вопросы, которые, так сказать, у всех на губах, труднее - нетрадиционные. Абсолютное неведение находится за пределами нашего понимания. Но есть смысл говорить о неведении относительном, имея в виду отсутствие в границах той или иной специальной дисциплины соответствующих традиций.
2.1 Ответьте на вопросы:
а) О чем говорится в тексте?
б) Почему текст начинается с вопроса?
в) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? Скажите, доказывает автор главную мысль или объясняет.
г) Найдите в тексте те части, которые соответствуют композиционным элементам текста-рассуждения.
Задание 3. Прочитайте текст-рассуждение из выступления Н.А.Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, сформулируйте основную мысль.
… Как я отмечал в Послании народу, чтобы развивать свои научно-технологические ресурсы, мы должны проявить инициативу по участию в международном бизнесе высоких технологий. Казахстан планирует стать акционером ряда ведущих мировых высокотехнологичных компаний.
Мировой рынок высоких технологий сегодня оценивается в 2,5 триллиона долларов в год. Из них на долю США приходится 39 процентов, Японии – 30, Германии – 16. Доля остального мира составляет 15 процентов.
Наша основная задача – как можно скорее войти в него и занять свою нишу. Географическое положение страны позволяет нам развивать высокотехнологичное производство, ориентированное на региональный рынок, где Казахстан в перспективе должен стать сервисно-технологическим центром региона.
Отсюда возникает вопрос: Как создать научно-техническое обеспечение страны в решении данных задач.
Конкурентоспособные технологии, как стержень инновационной экономики, сами по себе не появляются. Это долгий процесс, трудно вынашиваемый плод научных исследований, сложных и затратных экспериментов и, наконец, идейного озарения ученых.
Для организации производства товаров можно, конечно, приобрести зарубежную технологию. Но не будем забывать, что ни одна уважающая себя страна не станет устраивать распродажу новых технологий и секретов производства.
Кроме того, если опираться только на заимствованные технологии, то мы законсервируем нашу технологическую отсталость и окажемся в зависимости от технологически и научно-развитых стран. Поэтому нам необходимо развивать собственную науку.
Для этого нам необходимо ускорить мобилизацию научно-технического потенциала страны, сосредоточить ресурсы на выбранных приоритетных направлениях развития науки, создать условия для активного внедрения ее достижений в производство.
Новые научно-технические направления – биотехнологии, нанотехнологии, космическая деятельность и информационно-коммуникационные технологии – это те сферы, где мы имеем шанс добиться конкретных результатов при партнерстве с отечественным и транснациональным бизнесом.
Именно по этим направлениям нам в ближайшем будущем понадобятся тысячи высококвалифицированных специалистов и дипломированных ученых.
3.1 Ответьте на вопрос, поставленный в тексте Н.А.Назарбаевым.
3.2 Проведите анализ текста-рассуждения, используя данный план.
а) Найдите тезис (основное положение).
б) Найдите доказательства.
в) Определите порядок доказательств.
г) Сформулируйте вывод.
Задание 4. Запишите предложения. Укажите в них данное и новое, чертой обозначьте границу. К предложениям составьте вопросы.
1. Наука – это сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает разнообразные изменения. 2. Наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла разноактивность и многое другое. 3. Живое вещество планеты представлено растениями, микроорганизмами и человеком. 4. Сегодня современное общество вступает в информационную стадию развития. 5. Чертеж сопровождается обширным описанием.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Рассуждение отличается от описания и повествования более сложной конструкцией предложений и наличием абстрактной лексики. Рассуждение – это ряд суждений, относящихся к одному какому-либо вопросу. Суждения следуют одно за другим, при этом из первого вытекает второе, в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило, другое – частный случай, то есть в основе рассуждения лежит умозаключение.
Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-либо мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.
Рассуждение – как тип речи широко встречается в научном стиле в трех видах: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.
Композиционные особенности рассуждения:
экспозиция – подведение к вопросу;
вопрос – проблема
ответ на вопрос – тезис;
доказательство или объяснение тезиса;
выводы – резюме.
Основной частью текста-рассуждения становится доказательство истинности тезиса, объяснение его содержания. Аргументы должны быть убедительными и достаточными.
Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом. В тексте рассуждении широко употребляются союзы: однако, хотя, потому что, так как, несмотря на в сложных предложениях.
2. Виды рассуждений. Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста – рассуждения.
Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.
При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:
Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ – ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса – выводы.
После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.
После тезиса в объяснении используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось..., дело в том..., что..., вот почему..., вот, например..., об этом свидетельствуют такие факты, как..., как выяснилось...
4.Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов "идеального" рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить.
Текст – размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме.
Схематично рассуждение можно представить следующим образом:
Рассуждение = вопрос (тезис) – суждение1 – суждение2 – суждение3 …
«Главное для банка – осознать, что его задачи – сберечь и приумножить средства акционеров и клиентов. Ощущение, что деньги – это собственность, пришло ко многим банкам только через 5-6 лет работы на финансовом рынке. В прежние времена банкиры мало внимания уделяли издержкам, расходам на филиальную сеть и доходам от работы филиалов.
Для регионального банка тесная работа с предприятиями – почти единственный способ выживания. Другой путь – работа с частными вкладчиками, но для этого надо развивать филиальную сеть, и здесь уже придется конкурировать, например, со Сбербанком».
В этом примере ход развития мысли в конечном итоге приводит к получению новых знаний – в данном случае это тезис о выживаемости региональных банков через налаживание работы с предприятиями и развитие филиальной сети. Автор рассуждения использует абстрактную лексику (осознать, приумножить, ощущение, способ, выживание).
3. Языковые средства, характерные для рассуждения
Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.
Вводные слова | Ситуация, при которой употребляется данная конструкция |
Во-первых, во-вторых…, наконец | При приведении нескольких аргументов |
С одной стороны…, с другой стороны… | При рассмотрении тезиса с разных позиций |
Наоборот, напротив, однако | При опровержении |
На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника | При указании на источник сообщения |
Предположим, представим, допустим | При ограничении своих взглядов от чужого мнения |
4. Предложение в речи может иметь не только синтаксическое, но смысловое деление. Смысловое деление предложения зависит от тех коммуникативных задач, которые ставит перед собой автор высказывания.
Предложение с одним и тем же грамматическим составом в разных речевых ситуациях осмысливается по-разному. Предложение делится на две части – данное и новое. Данное – это отправная, исходная информация, которая уже известна из предыдущего контекста. Новое – это основная, наиболее важная по смыслу часть предложения, его информативный центр и всегда выделяется логическим ударением. Деление предложения на данное и новое называется актуальным членением предложения. Рассмотрим примеры (граница данного и нового показана чертой):
Земля / представляет собой сферическое тело.
Многие пластмассы / имеют большую прочность.
В этом районе горячие источники / неоднородны.
Данное и новое могут иметь разный состав: быть одиночными или комплексными, объединить несколько членов предложения. Компоненты комплексного нового бывают часто неоднородными по своей актуальной значимости. Слова и словосочетания, которые выражают более важную часть информации в новом, называются ключевыми словами и словосочетаниями. Например: Люди как биологический вид / могут существовать только в постоянном взаимодействии с природой. (Ключевое словосочетание входит в состав нового).
Данное и новое определяется при помощи вопроса, который может быть поставлен к предложению. Часть предложения, входящая в состав вопроса, является его данным, а часть, отвечающая на вопрос, - новым, например: Как могут существовать люди как биологический вид?
Актуальное членение выражается через порядок слов в предложении. В начале предложения дается данное, после – новое. При прямом порядке слов подлежащее со всеми распространяющими его словами образует данное, а сказуемое со всеми распространяющими его словами образует новое. Прямой порядок слов распространен во всех сферах речи, но прежде всего характерен для книжной – научной и официально-деловой речи.
При актуальном членении возможен и обратный порядок слов – от нового к данному. Такой порядок характерен для художественной, разговорной, поэтической речи. Например: Молния блистала / почти беспрерывно (прямой порядок). Почти беспрерывно / блистала молния (обратный порядок).
Существуют и предложения, которые не делятся на данное и новое, а состоят только из нового. Например: Была полночь. Стояла жара. Зазвонил телефон.
Основная литература
2 [109-110]; 9 [72-73]; 10 [47-59]; 11 [80-81].
Дополнительная литература
21 [71-72]; 27 [211-227].
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой рассуждение как функционально-смысловой тип речи?
2. Какова структура рассуждения?
3. Какие виды рассуждения вы можете назвать?
4. Какие языковые средства характерны для рассуждения?
5. Что такое актуальное членение предложения?
6. Какие виды односоставных предложений выделяются в русском языке?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».