4.2.4. Синхронные двигатели
Синхронные двигатели относятся к двигателям переменного тока. Различают:
– синхронные двигатели с электромагнитным возбуждением (СД), питающиеся от трехфазной сети переменного тока;
– синхронные двигатели с постоянными магнитами (СДПМ), питающиеся от трех- или однофазной сети переменного тока.
Принцип действия синхронного двигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля якоря и магнитного поля полюсов индуктора. В синхронном двигателе частота вращения ротора равна частоте вращения магнитного поля, создаваемого током статора. Обычно якорь расположен на статоре, а индуктор – на роторе. В мощных двигателях в качестве полюсов используются электромагниты (ток на ротор подаётся через скользящий контакт щетка – кольцо), в маломощных – постоянные магниты. Существует обращённая конструкция двигателей, в которой якорь расположен на роторе, а индуктор — на статоре (в устаревших двигателях, а также в современных криогенных синхронных машинах, в которых в обмотках возбуждения используются сверхпроводники).
Индукторы синхронных машин имеют две различные конструкции: явнополюсную или неявнополюсную. Явнополюсная машина отличается тем, что полюса ярко выражены и имеют конструкцию, схожую с полюсами машины постоянного тока. При неявнополюсной конструкции обмотка возбуждения укладывается в пазы сердечника индуктора, весьма похоже на обмотку роторов асинхронных машин с фазным ротором, с той лишь разницей, что между полюсами оставляется место, не заполненное проводниками (так называемый большой зуб).
Двигатель требует разгона до частоты, близкой к частоте вращения магнитного поля в зазоре, прежде чем сможет работать в синхронном режиме. При такой скорости вращающееся магнитное поле якоря сцепляется с магнитными полями полюсов индуктора.
СДПМ прост по конструкции, не имеет потерь на возбуждение и обладает высокой стабильностью скорости ротора. Эти качества выделяют его из ряда всех остальных машин и обеспечивают ему применение в системах автоматики, приводах подачи станков, прецизионных системах слежения, а также системах, где стабильность скорости является первостепенным требованием, предъявляемым к технологическому процессу.
Постоянное удешевление магнитных материалов, в частности, внедрение сплавов редкоземельных металлов, совершенствование аппаратной базы управления делают возможным использование этого типа двигателей в тех областях, где традиционно применялись двигатели постоянного тока (ДПТ) или асинхронные двигатели (АД).
Большинство синхронных электродвигателей малой мощности (СДПМ) отличается от машин нормального исполнения только конструкцией ротора, который, как правило, не имеет обмотки возбуждения, контактных колец и прижимающихся к ним щеток. Для возникновения вращающего момента ротор выполняют из магнитно-твердого сплава с последующим однократным намагничиванием его в сильном импульсном магнитном поле, в результате чего в дальнейшем полюсы сохраняют остаточную намагниченность. При этом ротор содержит короткозамкнутую пусковую обмотку.
В момент пуска СДПМ работает как асинхронный и его начальный вращающий момент создается за счет взаимодействия вращающегося магнитного поля статора с наведенными им токами в короткозамкнутой обмотке ротора. Поскольку двигатель пускается в ход в возбужденном состоянии, то магнитное поле постоянных магнитов вращающегося ротора наводит в обмотке статора э.д.с. переменной частоты, а это вызывает токи, из-за которых возникает тормозной момент.
Результирующий момент на валу двигателя определяется суммой моментов, обусловленных короткозамкнутой обмоткой и тормозным эффектом, т.е. который зависит от скольжения. В процессе разгона ротора этот момент достигает минимального значения, которое при правильном выборе пусковой обмотки должно быть больше номинального момента. Когда скорость приблизится к синхронной, ротор, в результате взаимодействия поля постоянных магнитов с вращающимся магнитным полем статора втягивается в синхронизм и далее вращается с синхронной скоростью. Схема и механические характеристики пуска однофазного СДПМ приведены на рис. 4.12.
Рис. 4.12. Схема и механические характеристики пуска однофазного СДПМ
Рабочие характеристики синхронного двигателя с постоянными магнитами мало отличаются от аналогичных характеристик синхронного двигателя с обмоткой возбуждения ротора. Недостатком СДПМ является сравнительно низкий коэффициент мощности и сложность изготовления ротора.
Модификациями маломощных СДПМ, применяемых в СУИМ, являются синхронные реактивные и синхронные гистерезисные двигатели. Первые нашли крайне малое применение в силу низкого коэффициента мощности (не более 0,5) и низкого КПД (не более 0,7). Различие между синхронными двигателями с постоянными магнитами и синхронными гистерезисными двигателями состоит в том, что у первых ротор при изготовлении машин подвергается предварительному намагничиванию в сильном импульсном магнитном поле, а у вторых он намагничивается вращающимся магнитным полем статора. Синхронные гистерезисные двигатели отличаются большим начальным пусковым моментом, плавностью входа в синхронизм, незначительным изменением тока в пределах 20 - 30 % при переходе от холостого хода к режиму короткого замыкания.
Ниже приведены некоторые технические характеристики двух СДПМ из достаточно широкой линейки двигателей, выпускаемых корпорацией Siemens.
Тип - 1FU8073-4TA2:
Габарит – 71.
Число полюсов – 4.
Класс нагрева – F.
Класс защиты - IP 55.
Число фаз статора – 3.
Напряжение и частота питания – 100 В, 50 Гц.
Ток статора – 2,7 А.
Вращающий момент – 2 Нм.
Мощность 0, 31 кВт.
Тип - 1FU8167-6TD8:
Габарит – 160.
Число полюсов – 6.
Класс нагрева – F.
Класс защиты – IP 55.
Число фаз статора – 3.
Напряжение и частота питания – 400 В, 50 Гц.
Ток статора – 13,5 А.
Вращающий момент – 59,6 Нм.
Мощность 6, 24 кВт.
СД большой мощности с электромагнитным возбуждением работают с постоянной скоростью вращения в продолжительном по нагреву режиме работы. В СУИМ нашли крайне малое применение.
СДПМ малой и средней мощности, напротив, нашли широкое применение в качестве приводов ЭИМ. При этом маломощные одно- и трехфазные СДПМ могут работать как в режиме постоянной, так и переменной скорости. Трехфазные СДПМ средней мощности функционируют, как правило, в режиме переменной скорости.
Для реализации пуско-тормозных режимов СУИМ постоянной скорости применяют реверсивные бесконтактные пускатели. Математическиe модели СДПМ в этом случае представляют в виде
, (4.22)
или , (4.23)
где – номинальная частота напряжения питания обмотки статора;
, – текущее и номинальное значения скорости вращения двигателя;
– коэффициент передачи СДПМ;
– постоянная времени двигателя, определяемая по кривой разгона.
Для регулирования скорости вращения СДПМ в СУИМ переменной скорости применяют реверсивные частотные преобразователи. В этом случае модель двигателя представляют передаточной функцией вида
, (4.24)
где – регулируемая частота питания обмотки статора.
- Системы управления исполнительными механизмами
- Оглавление
- Принятые сокращения
- Введение
- Классификация и общее устройство исполнительных механизмов
- 1.1. Исполнительные механизмы. Основные понятия.
- Классификация исполнительных механизмов
- Электрические исполнительные механизмы
- 1.3.1. Исполнительные механизмы электрические однооборотные
- Структура условного обозначения и основные параметры им мэо:
- 1.3.2. Исполнительные механизмы электрические многооборотные
- 1.3.3. Исполнительные механизмы электрические прямоходные
- Пневматические исполнительные механизмы
- Гидравлические исполнительные механизмы
- Электрогидравлических клапанов
- 1.6. Электромагнитный исполнительный механизм
- 2.2. Обобщенные функциональные схемы, координаты и параметры суим. Функциональные элементы суим.
- . Основные задачи исследования и стадии проектирования суим
- 2.3.1. Основные задачи исследования суим
- 2.3.2. Стадии проектирования суим
- 3. Математическое описание и характеристики суим
- 3.1. Формы математического описания линейных суим
- 3.2. Линеаризация нелинейных элементов суим
- 3.3. Статические и динамические характеристики суим
- 3.3.1. Статика суим. Коэффициенты ошибок суим по положению, скорости и ускорению
- 3.3.2. Динамика суим. Свободные и вынужденные переходные процессы
- 4. Общие Принципы работы и математические модели элементов суим
- 4.1. Исполнительные механизмы
- 4.2. Приводы
- 4.2.1. Коллекторные двигатели постоянного тока
- 4.2.2. Бесколлекторные двигатели постоянного тока
- 4.2.3. Асинхронные двигатели
- 4.2.4. Синхронные двигатели
- 4.2.5. Шаговые двигатели
- 4.3. Силовые преобразователи энергии
- 4.3.1. Электромашинные преобразователи
- 4.3.2. Тиристорные преобразователи
- 4.3.3. Транзисторные и симисторные преобразователи
- 4.4. Датчики координат суим
- 4.5. Регуляторы, корректирующие звенья
- 1. Пропорциональный регулятор (п-регулятор).
- 2. Интегральный регулятор (и-регулятор).
- 3. Дифференциальный регулятор (д-регулятор).
- 4. Пропорционально-интегральный регулятор (пи-регулятор).
- 6. Пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор (пид-регулятор).
- 5. Общие принципы построения суим
- 5.1. Релейно-контакторные суим
- 5.1.1. Рксу асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором
- 5.1.2. Рксу асинхронным двигателем с фазным ротором
- 5.2. Бесконтактные суим постоянной скорости
- 5.3. Системы стабилизации выходной координаты объекта управления. Типовые методы улучшения качества регулирования
- В статике, т.Е. В установившихся (квазиустановившихся) режимах функционирования систем стабилизации можно сформулировать два основных тесно взаимосвязанных требования:
- 5.4. Системы программного управления, способы ограничения координат суим
- 5.5. Системы следящего управления, понятие добротности
- 6. Синтез суим
- 6.1. Подчиненное регулирование координат
- 6.2. Оптимальные настройки контуров регулирования
- 6.2.1. Технический оптимум
- 6.2.2. Симметричный оптимум
- 6.2.3. Апериодический оптимум
- 6.3. Типовая методика структурно-параметрического синтеза
- 7. Системы регулирования скорости эим
- 7.1. Система регулирования скорости “Тиристорный преобразователь - двигатель постоянного тока”
- 1. Синтез контура регулирования тока якоря.
- 2. Синтез контура регулирования скорости.
- 7.6. Переходный процесс в сар скорости при скачке задания
- Р ис. 7.7. Переходные процессы в сар скорости при ударном приложении нагрузки на валу электропривода
- 7.2. Система регулирования скорости “Генератор - двигатель постоянного тока”
- 7.4. Системы управление эим переменного тока
- 8. Системы регулирования положения эим
- 8.1. Режимы перемещения рабочих органов
- 8.2. Сар положения с линейным регулятором
- 8.3. Сар положения с нелинейным регулятором
- Подставляя в это соотношение выражение (8.2) для Kрп в режиме средних перемещений получим
- 8.4. Инвариантные и квазиинвариантные следящие суим
- 9. Дискретно-непрерывные суим
- 9.1. Дискретизация сигналов и z-преобразование
- 9.2. Дискретные передаточные функции и разностные уравнения при описании суим
- 9.3. Синтез цифровых систем управления
- 9.3.1. Методы дискретизации аналоговых регуляторов и билинейного преобразования
- 9.3.2. Метод переменного коэффициента усиления
- 9.3.3. Метод аналитического конструирования цифровых регуляторов состояния
- Синтез свободного движения сау
- Синтез вынужденного движения сау
- 10. Интеллектуальные суим
- 10.1. Функциональная структура интеллектуальной суим
- 10.2. Технические средства интеллектуализации суим
- 10.3. Суим на основе средств управления фирмы овен
- Заключение
- Список литературы