2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
Задание 1. Прочитайте отрывок из лекции Президента РК Н.А.Назарбаева в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, выполните задания после текста.
Как вы знаете, в своем Послании народу Казахстана я предложил Стратегию вхождения Казахстана в число наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. Определены семь приоритетных направлений развития, осуществление которых будет способствовать решению этой задачи. Одним из этих ключевых приоритетов является развитие современного образования и передовой науки.
Особую роль в системе научных разработок в технологически развитых странах играют университеты, являющиеся научными комплексами, занятыми не только обучением специалистов, но и фундаментальными и прикладными исследованиями в области технических, естественных и гуманитарных наук.
… В Послании народу Казахстана я поставил задачу создания и развития в Казахстане современных академических центров и «технологических парков» с международным участием, использованием инструментов типа «инкубационных проектов» для совместного развития в Казахстане филиалов международных учебных заведений.
Наши университеты должны иметь в своей структуре высококвалифицированных специалистов в области химии, физики, химической технологии, экономики. Такая связь специалистов позволила Массачусетскому, Калифорнийскому и Токийскому технологическим институтам стать лучшими в мире.
Надо качественно изменить уровень преподавания на прикладных кафедрах математического направления во всех вузах.
Владеть математическими методами анализа данных должны все инженеры, экономисты, юристы, строители, государственные деятели.
Как показывает мировая практики, высокий уровень математической подготовки кадров обеспечит качественный рывок во всех отраслях.
Центральным звеном реформы системы образования должно стать всеобъемлющее внедрение современных информационных технологий в образовательные процессы. Особое внимание на данном этапе следует обратить на необходимость переподготовки и повышения квалификации преподавателей. Кроме того, необходимо пересмотреть учебные программы на предмет их соответствия международным стандартам и требованиям современного мира.
Надо иметь в виду, что с 2008 года мы поэтапно перейдем к 12-летнему школьному обучению. Это значит, что в вузы будут поступать более подготовленные абитуриенты, многие из которых уже будут обладать техническим и профессиональным образованием.
В целом система казахстанского образования станет более цельной и последовательной, и будет соответствовать мировым стандартам.
Хочу обратиться к нашим студентам, к нашей молодежи.
Ни один преподаватель, каким бы хорошим и профессиональным он не был, не сможет ничему научить студента, если тот сам не тянется к знаниям, если он сам не хочет стать профессиональным, высококвалифицированным специалистом.
У вас должны быть большие амбиции. Вы должны желать стать лучшими в своей профессии и быть готовы к соперничеству.
Это значит, что необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой. Только так можно статъ успешным человеком.
В современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации.
В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый, «период полураспада компетентности».
Этот термин, заимствованный из ядерной физики, в данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
На рубеже 80-х 90-х гг. этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой тexнологией, а для медиков и биологов всего 3-4 года. А сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.
В информационном обществе решающее значение будут иметь не компьютеры или линии связи, и не станки, а знания и творческий потенциал мышления. Как сейчас говорят, креативность.
Каждые 10 лет объем человеческих знаний удваивается. В результате знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом.
Задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.
Например, если рассмотреть работу современного инженера, сразу становится понятно, что он должен обладать широким объемом не только технических знаний, но и менеджерских навыков. Ведь он должен представлять, какой путь ему предстоит пройти от зарождения технической идеи, ее проработки, проектирования, экономического обоснования, оценки экологических последствий – до выпуска готового продукта.
Хорошая профессиональная подготовка в технической области должна базироваться на надежных знаниях в области экономики производства и управления им.
Помимо этого, требуются знания иностранных языков, макроэкономики и права других стран.
Образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в 21-м веке. И вы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами казахстанских компаний, должны это очень хорoшо понимать.
1.1 Прокомментируйте смысл следующих словосочетаний, как вы понимаете: инкубационный проект, жизненный цикл знаний и навыков, период полураспада компетентности, перманентное овладение новыми знаниями, ориентироваться в рыночной экономике, быть готовыми к соперничеству.
1.2 Ответьте на следующие вопросы:
1) О каких семи приоритетных направлениях развития страны говорит Н.А.Назарбаев, перечислите их.
2) Какая дисциплина нуждается в качественном изменении уровня преподавания и почему?
3) Что является центральным звеном реформы системы образования?
4) Что необходимо в работе современного инженера?
5) Что является основной движущей силой развития человечества в XXI веке?
1.3 Перескажите своими словами часть текста–пожеланий Н.А.Назарбаева к нашим студентам, к нашей молодежи.
Задание 2. Спишите микротексты, вставляя вместо точек подходящие по смыслу средства организации связанного текста: лексический повтор, местоименная и синонимическая замена (см. «Методические рекомендации»).
1) /…/ Каким образом казахстанская система образования может интегрироваться в мировое академическое сообщество? … проблемами является одной и наиболее актуальных для системы высшей школы. Существует немало подходов к решению… важной задачи. На наш взгляд, наиболее реальным способом является … через интенсивное формирование элитарного сектора высшего образования. Как справедливо заметил наш Президент, не следует бояться слова – «элита».
2) В системе высшего образования республики в разумных соотношениях должны функционировать классические и узко специализированные (элитные) университеты и академии, а также высшие учебные заведения неуниверситетского типа. …, что каждый из … … высших учебных заведений будут нуждаться в ориентированных на себя абитуриентах и требования к отбору должны быть у вузов различными.
… в высшей школе должен быть восстановлен не только строгий отбор своего контингента обучающихся, но и создана дифференцированная система, позволяющая получать требуемый уровень образования в любой форме, в любом возрасте и в любое время. (По С.А.Абдыманапову)
Задание 3. Прочитайте текст, объясните, как вы понимаете название текста.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».