logo search
umk_metallurg_9_1007

2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации

Задание 1. Прочитайте отрывок из лекции Президента РК Н.А.Назарбаева в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, выполните задания после текста.

Как вы знаете, в своем Послании народу Казахстана я предложил Стратегию вхождения Казахстана в число наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. Определены семь приоритетных направлений развития, осуществление которых будет способствовать решению этой задачи. Одним из этих ключевых приоритетов является развитие современного образования и передовой науки.

Особую роль в системе научных разработок в технологически развитых странах играют университеты, являющиеся научными комплексами, занятыми не только обучением специалистов, но и фундаментальными и прикладными исследованиями в области технических, естественных и гуманитарных наук.

… В Послании народу Казахстана я поставил задачу создания и развития в Казахстане современных академических центров и «технологических парков» с международным участием, использованием инструментов типа «инкубационных проектов» для совместного развития в Казахстане филиалов международных учебных заведений.

Наши университеты должны иметь в своей структуре высококвалифицированных специалистов в области химии, физики, химической технологии, экономики. Такая связь специалистов позволила Массачусетскому, Калифорнийскому и Токийскому технологическим институтам стать лучшими в мире.

Надо качественно изменить уровень преподавания на прикладных кафедрах математического направления во всех вузах.

Владеть математическими методами анализа данных должны все инженеры, экономисты, юристы, строители, государственные деятели.

Как показывает мировая практики, высокий уровень математической подготовки кадров обеспечит качественный рывок во всех отраслях.

Центральным звеном реформы системы образования должно стать всеобъемлющее внедрение современных информационных технологий в образовательные процессы. Особое внимание на данном этапе следует обратить на необходимость переподготовки и повышения квалификации преподавателей. Кроме того, необходимо пересмотреть учебные программы на предмет их соответствия международным стандартам и требованиям современного мира.

Надо иметь в виду, что с 2008 года мы поэтапно перейдем к 12-летнему школьному обучению. Это значит, что в вузы будут поступать более подготовленные абитуриенты, многие из которых уже будут обладать техническим и профессиональным образованием.

В целом система казахстанского образования станет более цельной и последовательной, и будет соответствовать мировым стандартам.

Хочу обратиться к нашим студентам, к нашей молодежи.

Ни один преподаватель, каким бы хорошим и профессиональным он не был, не сможет ничему научить студента, если тот сам не тянется к знаниям, если он сам не хочет стать профессиональным, высококвалифицированным специалистом.

У вас должны быть большие амбиции. Вы должны желать стать лучшими в своей профессии и быть готовы к соперничеству.

Это значит, что необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой. Только так можно статъ успешным человеком.

В современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации.

В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый, «период полураспада компетентности».

Этот термин, заимствованный из ядерной физики, в данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

На рубеже 80-х 90-х гг. этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой тexнологией, а для медиков и биологов всего 3-4 года. А сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.

В информационном обществе решающее значение будут иметь не компьютеры или линии связи, и не станки, а знания и творческий потенциал мышления. Как сейчас говорят, креативность.

Каждые 10 лет объем человеческих знаний удваивается. В результате знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом.

Задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.

Например, если рассмотреть работу современного инженера, сразу становится понятно, что он должен обладать широким объемом не только технических знаний, но и менеджерских навыков. Ведь он должен представлять, какой путь ему предстоит пройти от зарождения технической идеи, ее проработки, проектирования, экономического обоснования, оценки экологических последствий – до выпуска готового продукта.

Хорошая профессиональная подготовка в технической области должна базироваться на надежных знаниях в области экономики производства и управления им.

Помимо этого, требуются знания иностранных языков, макроэкономики и права других стран.

Образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в 21-м веке. И вы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами казахстанских компаний, должны это очень хорoшо понимать.

1.1 Прокомментируйте смысл следующих словосочетаний, как вы понимаете: инкубационный проект, жизненный цикл знаний и навыков, период полураспада компетентности, перманентное овладение новыми знаниями, ориентироваться в рыночной экономике, быть готовыми к соперничеству.

1.2 Ответьте на следующие вопросы:

1) О каких семи приоритетных направлениях развития страны говорит Н.А.Назарбаев, перечислите их.

2) Какая дисциплина нуждается в качественном изменении уровня преподавания и почему?

3) Что является центральным звеном реформы системы образования?

4) Что необходимо в работе современного инженера?

5) Что является основной движущей силой развития человечества в XXI веке?

1.3 Перескажите своими словами часть текста–пожеланий Н.А.Назарбаева к нашим студентам, к нашей молодежи.

Задание 2. Спишите микротексты, вставляя вместо точек подходящие по смыслу средства организации связанного текста: лексический повтор, местоименная и синонимическая замена (см. «Методические рекомендации»).

1) /…/ Каким образом казахстанская система образования может интегрироваться в мировое академическое сообщество? … проблемами является одной и наиболее актуальных для системы высшей школы. Существует немало подходов к решению… важной задачи. На наш взгляд, наиболее реальным способом является … через интенсивное формирование элитарного сектора высшего образования. Как справедливо заметил наш Президент, не следует бояться слова – «элита».

2) В системе высшего образования республики в разумных соотношениях должны функционировать классические и узко специализированные (элитные) университеты и академии, а также высшие учебные заведения неуниверситетского типа. …, что каждый из … … высших учебных заведений будут нуждаться в ориентированных на себя абитуриентах и требования к отбору должны быть у вузов различными.

… в высшей школе должен быть восстановлен не только строгий отбор своего контингента обучающихся, но и создана дифференцированная система, позволяющая получать требуемый уровень образования в любой форме, в любом возрасте и в любое время. (По С.А.Абдыманапову)

Задание 3. Прочитайте текст, объясните, как вы понимаете название текста.