logo search
umk_metallurg_9_1007

Понятие стиля

Слово «стиль» – термин, а термины, в отличие от общеупотребительных слов, стремятся к однозначности. Данное слово употребляется не только как термин, но и как обычное, нетерминологическое слово (стиль работы, стиль одежды, стиль поведения).

Терминологическое значение данного слова следующее: стиль – это одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающимися от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1990) слово стиль и родственные с ним слова определяются так:

Стиль – 1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обуславливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Национальный стиль в живописи. Архитектурные стили. 2. Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Стиль в работе. Стиль руководства. Стиль плавания. Стиль – это человек. 3. Совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог. Стили художественной литературы. Стиль писателя. Научный стиль. Высокий стиль. В стиле кого-чего: в стиле учителя. Прилаг. – стилевой, стилистический прием.

Термин «функциональный стиль» подчеркивает, как разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняют в каждом конкретном случае.

На вопрос, сколько же стилей в современных литературных языках, ученые отвечают по-разному. Большинство исследователей считает, что в развитых литературных языках пять функциональных стилей: разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный и научный. В последнее время стали говорить об информативном или рекламном стиле.

Функциональные стили создаются на основе словарного фонда и грамматического строя языка. В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате и создаются своеобразные разновидности единого литературного языка – стили.

Различные стили речи по-разному реализуют функции языка. Среди определяющих функций для каждого стиля речи одни являются ведущими, другие факультативными.

Функциональные стили представляют собой устойчивые разновидности речи, обусловленные сферой общения и типичной для этой сферы задачей коммуникации. Очень важно знать и чувствовать языковые особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания.

Какова же языковая структура функционального стиля? На чем держится то ощущение стилистической целостности, единства, которое позволяет интуитивно отличить научную речь от художественной? Другими словами, чем определяется «лицо» и узнаваемость каждого стиля?

Один стиль от другого отличается различной частотностью употребления языковых единиц. Например, термины – в научном стиле используются в большей степени, чем в любом другом стиле.

Таким образом, функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Каждая функция – это определенная установка на ту или иную манеру изложения – свободную, информативную, объективную, выразительную, изобразительную. Один стиль отличает от другого особые специфические значения, которые приобретают в каждом стиле общеупотребительные слова.

Термин «стилистика» происходит от слова «стиль», так называли заостренную палочку для письма на восковых дощечках. В дальнейшем слово стиль приобрело значение «почерк», а позднее - «манера», «способ», «особенности речи». (По Х.С.Мухамадиеву)

1.1 Ответьте на вопросы:

1) Что означает слово стиль?

2) Как определяется слово стиль в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова?

3) Сколько стилей в современном литературном языке?

4) На основе чего создаются функциональные стили?

5) Какова языковая структура функционального стиля?

6) Что означает термин «функциональный стиль»?

7) К какому стилю речи можно отнести этот текст?

1.2 Разделите текст на смысловые части, выделите основную мысль каждой части.

Задание 2. Прочитайте отрывок из произведения И.Шухова, как бы вы его озаглавили.

Родимые, не знавшие ни конца, ни края просторы. Одинокие ветряки близ пыльных дорог. Неясный, грустно синеющий вдали росчерк березовых перелесков. Горький запах омытой предрассветным дождем земли. Азиатский ветер, пропитанный дымом кизячных костров. Трубный клич лебедей на рассвете и печальный крик затерявшегося в вечерней мгле чибиса. О, как далеко-далеко слышна там в предзакатный час заблудившаяся в ковыльных просторах проголосная девичья песня!

До боли в глазах сверкают там в знойную летнюю пору ковыли и озера, а зимой – белые, сахарные снега. Гулко гудит на рассвете под некованым конским копытом широкий тракт. Неподвижным и тусклым становится ночью шафранный зрачок зверя, притаившегося в придорожном бурьяне. Бесшумно, медлительными дремотными кругами опускается в предзакатный час на одинокий степной курган орел. Равнодушный и безучастный к великому окрестному безмолвию и покою, он садится на вершину могильника и долго точит потом об осколки гранитной гробницы свой стальной, окантованный траурной прошвой клюв. («Горькая линия»)

2.1 Ответьте на вопросы:

1) К какому стилю речи, типу, жанру относится данный текст?

2) Какой главный художественный образ описан в тексте?

2.2 Объясните, как вы понимаете значение следующих словосочетаний: одинокие ветряки, росчерк березовых перелесков, азиатский ветер, дым кизячных костров, трубный клич лебедей, заблудившаяся девичья песня, сахарные снега, стальной клюв, медлительными дремотными кругами.

2.3 Назовите лексические и морфологические средства, способствующие сближению образа степи с человеком.

2.4 Назовите художественные средства, которые передают картину дальности расстояния.

2.5 Охарактеризуйте синтаксические особенности данного текста (порядок слов, однородные члены, предложения с причастными оборотами, односоставные предложения).

Задание 3. Прочитайте отрывок из произведения А.Алимжанова, сформулируйте основную мысль автора.

Видимо, так бывает всегда: человек до самой смерти своей остается влюбленным в тот клочок земли, где жила его мать, где провел он свое детство, начал познавать мир и, как из вечного корня, набирал силы для роста, для будущих открытий и странствий. Наверное, нет человека, который бы не хотел раз в год коснуться губами к роднику, возле которого прошло его детство, полюбоваться природой того уголка, тайны которого он знает с мальчишеских лет...

Красивые рощи и сады росли вокруг нашего аула. Но больше всего мы восхищались одним садом, разбитым в нескольких верстах от аула. Он стоял в глубоком каменистом ущелье. Там росли сказочные деревья – яблони, похожие на гигантские дубы, цветущая черемуха, высокий боярышник, груша, сирень, а вокруг серебристые тополя. Мальчишки утверждали, что у этих деревьев один-единственный и потому сильный, раскалывающий подземные скалы, вечно живой корень. (Сад аже.)

3.1 Подумайте и ответьте на вопросы:

1) О чем говорится в тесте?

2) Какими образными словами автор называет Родину?

3). К какому типу речи относится данный текст?

3.2 Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения.

3.3 Охарактеризуйте сложные предложения в данном тексте, объясняя расстановку знаков препинания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный, разговорный.

2. Функциональные стили языка

Стили

Цель (задача) высказывания

Сфера применения

Стилевые особенности

Языковые особенности

Научный

сообщить научную информацию; объяснить различные связи между явлениями

научные труды (статьи, монографии, диссертации, доклады), учебники, справочники, лекции

обобщенность, понятийная точность, объективность, логичность

научная лексика, в т.ч. и термины; причастные обороты, сложноподчиненные предложения, вводные слова как средства логической связи и др.

Официально-деловой

сообщить информацию, представляющую волевое предписание государства

законы, постановления, дипломатические документы, протоколы, акты, доверенности и т.д.

официальность, точность, обобщенность, объективность, стандартизованность

официальная лексика, термины, аббревиатуры, преобладание имени над глаголом, клише, уточнения, пояснения, причастные и деепричастные обороты, расщепленное сказуемое и т.д.

Публицистический

воздействовать на массы путем сообщения общественно-значимой информации

газеты, журналы, радио, телевидение, публичные лекции; выступления на собраниях, митингах, Интернет

эмоциональность, оценочность, побудительность; конкретность – абстрактность; логичность

книжная, нейтральная и разговорная лексика; фразеологизмы, крылатые выражения; книжный синтаксис и разговорные конструкции

Художе

ственный

нарисовать словами яркую картину; при помощи созданного образа воздействовать на чувства, воображение читателя

сказки, былины, басни, повести, рассказы, романы, драмы, комедии, стихи

конкретность, образность, эмоциональность, субъективность

лексика всех стилей языка; слова в переносном значении, оценочные слова, предложения вопросительные, восклицательные и т.д.

Разговор-ный

обменяться мыслями, поделиться переживаниями, впечатлениями

в семье, в быту, в повседневных разговорах

непосредственность общения, неподготовленность речи, эмоциональность

Разговорная лексика и фразеология; местоимения, вводные слова, обращения, простые (в т.ч. неполные) предложения, бессоюзные сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения и др.

3. Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. Однако при этом – что очень важно – в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции – в эстетической и образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, «заимствуется», собственно, не стиль, а отдельные языковые его средства, хотя и имеющие окраску данного стиля. Такая особенность хорошо видна при сопоставлении отрывков художественного и научного текстов аналогичной тематики. Сравните два текста разных стилей.

По народной примете, лес притягивает воду, чтобы затем отпустить ее облачком в дальнейшее странствие. Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год. Но мы не учитываем также, сколько выкачивают влаги корнями с глубины сами деревья - своеобразные автоматические насосы... Лес приближает море, и сам как море, и корабли туч ночуют у его зеленых причалов.

При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: 1) какова роль леса как фактора образования осадков и 2) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес содействует конденсации паров в большой степени. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путем физического испарения возвращается в атмосферу. Таким образом, на количество получаемых осадков лес оказывает немалое влияние.

4. Язык художественной литературы – это синтез тщательно, творчески отобранных средств выражения. Художественная речь отличается применением экспрессивных средств и слов метафорического свойства.

Состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего – образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Широко используются речевая многозначность слов, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимы на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а художественный образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют слова в переносном значении, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи характерна инверсия (не прямой порядок слов) с целью выделить смысловую значимость какого-либо слова. Например, в стихотворении А.Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». В синтаксическом строе художественной речи можно встретить всё разнообразие синтаксических структур. В данной речи мы можем встретить нарушения фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа:

«Ай, милый, - покачал головой Шипов, - зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер… Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне по ндраву?... Я в настоящих ресторациях бывал-с, знаю… Чистый ампир-с… Да ведь там с людьми не поговоришь, а здесь я кое-чего могу и узнать» (Окуджава Б. Похождения Шипова).

Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина. Шипов употребляет элементарный французские слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Основная литература

4 [183-198]; 9 [73, 85-89]; 10 [60-61].

Дополнительная литература

21 [122-127].

Контрольные вопросы

1. Что мы называем функциональными стилями речи?

2. Какие функциональные стили выделяют в современном русском языке?

3. Каковы особенности каждого из функциональных стилей речи?

4. Что представляет собой художественный стиль речи?

5. Что такое язык художественной литературы?

6. Какие характерные особенности выделяют в языке художественной литературы?