4.2.2. Бесколлекторные двигатели постоянного тока
Бесколлекторные двигателя постоянного тока (БДПТ) с возбуждением от постоянных магнитов (Brush-less Direct Current Motor with Permanent Magnets) часто еще называют вентильными двигателями (ВД). При контроле и преобразовании координаты положения ИМ их принято называть сервоприводами постоянного тока.
Эта машина по своей конструкции ничем не отличается от классического синхронного двигателя с постоянными магнитами (СДПМ), изменен лишь принцип питания. Если СДПМ питается от источника переменного тока или напряжения, как правило, формируемого при помощи ШИМ, то ВД – трапециидальным напряжением, питающим соответствующие фазы двигателя, и переключаемым по мере поворота ротора.
Являются приводами ЭИМ с переменной скоростью. Функциональная схема электродвигателя приведена на рис. 4.7.
Рис. 4.7. Функциональная схема БДПТ
Представленный БДПТ состоит из статора с трехфазной обмоткой, соединенной в звезду, и возбужденного ротора в виде постоянного магнита, а также датчика положения ротора, выполненного в одном корпусе с двигателем. Датчик положения ротора выполнен с одним сигнальным элементом и тремя чувствительными элементами. Число чувствительных элементов равно числу обмоток статора. Датчик положения ротора предназначен для выработки сигналов управления моментами времени и последовательностью коммутации токов в обмотках статора.
Управление двигателем основано на принципе частотного регулирования с самосинхронизацией, суть которого заключается в управлении вектором магнитного поля статора в зависимости от положения ротора. Данный тип двигателей был создан с целью улучшения свойств коллекторных электродвигателей постоянного тока.
Бесколлекторный двигатель объединяет в себе лучшие качества бесконтактных двигателей и двигателей постоянного тока.
Основными достоинства вентильных двигателей являются:
– высокие быстродействие и точность позиционирования;
– широкий диапазон изменения частоты вращения;
– большая перегрузочная способность по моменту;
– большой срок службы, высокая надёжность и повышенный ресурс работы за счёт отсутствия скользящих электрических контактов;
– низкий перегрев электродвигателя при работе в режимах с возможными перегрузками;
– высокая надежность работы, поскольку отсутствует щеточный узел;
– большой ресурс электродвигателя ограничен, практически, только ресурсом подшипников;
– линейность регулировочной характеристики и меньший уровень электромагнитного шума по сравнению с коллекторными двигателями постоянного тока;
– применение в конструкции электродвигателя балансировочных колец потенциально может обеспечить стабильность работы при очень высоких скоростях вращения (десятки тысяч оборотов в мин).
– отсутствие искрообразующих элементов и, как следствие, высокая взрывобезопасность делают бесколлекторные идеальным силовым элементом в запорном оборудовании нефте- и газопроводов.
Бесколлекторные двигатели не имеют недостатков, присущих асинхронным двигателям (потребление реактивной мощности, потери в роторе) и синхронным двигателям (пульсация частоты вращения, выпадение из синхронизма). В отличие от шаговых двигателей БДПТ не требует сложных схем управления.
Как и у коллекторных двигателей, момент бесколлекторных двигателей прямо пропорционален току, а скорость зависит от напряжения питания и нагружающего момента.
СУИМ на основе БДПТ находят широкое применения в робототехнике, поскольку наличие встроенного датчика угла поворота позволяет создавать обратную связь по положению рабочих органов и делает бесколлекторный двигатель удобным при построении систем автоматического управления.
БДПТ на Российском рынке представлены несколькими сериями, в частности, сериями FL42BLS (питание напряжением ~24 В), FL57BL(S) (питание напряжением ~36 В), FL86BLS (питание напряжением ~48 В) мощностью от 26 до 660 Вт и скоростью вращения 3-4 тыс. об/мин. Серии FL57BL-JB и FL86BLS-JB имеют встроенный редуктор с коэффициентом редукции от 20 до 1333), некоторые серии имеют встроенные блоки управления (драйверы), формирующие управляющие сигналы «Разрешение», «Направление» и «Торможение».
БДПТ поставляются НПФ «Stepmotor», НПФ «Электропривод», НПО «Атом» и др.
В табл. 4.1, 4.2 приведены характеристики бесколлекторных электродвигателей двух серий – FL42BL и FL86BL
Внешний вид бесколлекторного электродвигателя FL86BLS58 приведен на рис. 4.8.
Рис. 4.8. Внешний вид БДПТ FL86BLS58
Характеристики бесколлекторных электродвигателей FL42BL Таблица 4.1.
Характеристики | FL42BLS01 | FL42BLS02 | FL42BLS03 | FL42BLS04 |
Напряжение питания, В | 24 | |||
Максимальный потребляемый ток, А | 5,4 | 10,6 | 15,5 | 20 |
Мощность, на выходном валу, Вт | 26 | 52,5 | 77,5 | 105 |
Номинальная скорость, об/мин | 4000 | |||
Номинальный крутящий момент, кг• см | 0,62 | 1,25 | 1,85 | 2,5 |
Максимальный крутящий момент, кг• см | 1,9 | 3,8 | 5,6 | 7,5 |
Сопротивление между линиями, Ом | 1,0 | 0,8 | 0,55 | 0,28 |
Индуктивность между линиями, мГн | 2,6 | 1,2 | 0,8 | 0,54 |
ЭДС обратной связи, В/1000об/мин | 3,66 | 3,72 | 3,76 | 3,94 |
Момент инерции ротора, г•см2 | 24 | 48 | 72 | 96 |
Длина L, мм | 41 | 61 | 81 | 100 |
Источник питания | H150S24 | H300S24 | H1000S24 | H1000S24 |
Характеристики бесколлекторных электродвигателей FL86BL Таблица 4.2.
Характеристики | FL86BLS58 | FL86BLS71 | FL86BLS98 | FL86BLS125 |
Напряжение питания, В | 48 | |||
Максимальный потребляемый ток, А | 11 | 19 | 33 | 55 |
Мощность, на выходном валу, Вт | 110 | 220 | 440 | 660 |
Номинальная скорость, об/мин | 3000 | |||
Номинальный крутящий момент, кг• см | 3,5 | 7,0 | 14,0 | 21,0 |
Максимальный крутящий момент, кг• см | 10,5 | 21,0 | 42,0 | 63,0 |
Сопротивление между линиями, Ом | 1,05 | 0,36 | 0,2 | 0,16 |
Индуктивность между линиями, мГн | 2,2 | 1,05 | 0,48 | 0,3 |
ЭДС обратной связи, В/1000об/мин | 10,5 | 11,5 | 13,5 | 11,5 |
Момент инерции ротора, г•см2 | 400 | 800 | 1600 | 2400 |
Длина L, мм | 58 | 71 | 98 | 125 |
Источник питания | U500S48 | H1000S48 |
|
|
Датчик положения ротора выполнен на основе датчиков Холла. В табл. 4.3 приведено назначение выводов кабеля БДПТ (см. рис. 4.8).
Назначение выводов кабеля Таблица 4.3.
Красный | Вывод | Питание датчика Холла |
Синий | Холл A | Фазы датчика Холла |
Зеленый | Холл B | |
Белый | Холл C | |
Черный | GND | Заземление датчика Холла |
Желтый | Фаза U | Фазы двигателя (обмотки статора соединены треугольником) |
Красный | Фаза V | |
Черный | Фаза W |
При математическом описании БДПТ примем во внимание следующее:
– процессами коммутации фаз статора можно пренебречь, поскольку переключения осуществляются бесконтактными ключами;
– быстродействие БДПТ много выше, чем быстродействие ИМ (быстродействие изменения положения РО;
– быстродействие БДПТ много выше, чем быстродействие изменения технологических координат СУИМ (температуры, давления, расхода, уровня и др.);
– механическая характеристика двигателя жесткая, что позволяет считать изменение скорости вращения пропорциональным изменению действующего значения напряжения или частоты коммутации обмоток статора.
С учетом изложенного математическую модель привода можно рассматривать безынерционной пропорциональной, т.е. передаточная функция БДПТ имеет вид
, (4.17)
где – скорость вращения электродвигателя, рад/с;
– действующее значение напряжения питания статора, В;
– коэффициент передачи БДПТ, рад/В˖с.
- Системы управления исполнительными механизмами
- Оглавление
- Принятые сокращения
- Введение
- Классификация и общее устройство исполнительных механизмов
- 1.1. Исполнительные механизмы. Основные понятия.
- Классификация исполнительных механизмов
- Электрические исполнительные механизмы
- 1.3.1. Исполнительные механизмы электрические однооборотные
- Структура условного обозначения и основные параметры им мэо:
- 1.3.2. Исполнительные механизмы электрические многооборотные
- 1.3.3. Исполнительные механизмы электрические прямоходные
- Пневматические исполнительные механизмы
- Гидравлические исполнительные механизмы
- Электрогидравлических клапанов
- 1.6. Электромагнитный исполнительный механизм
- 2.2. Обобщенные функциональные схемы, координаты и параметры суим. Функциональные элементы суим.
- . Основные задачи исследования и стадии проектирования суим
- 2.3.1. Основные задачи исследования суим
- 2.3.2. Стадии проектирования суим
- 3. Математическое описание и характеристики суим
- 3.1. Формы математического описания линейных суим
- 3.2. Линеаризация нелинейных элементов суим
- 3.3. Статические и динамические характеристики суим
- 3.3.1. Статика суим. Коэффициенты ошибок суим по положению, скорости и ускорению
- 3.3.2. Динамика суим. Свободные и вынужденные переходные процессы
- 4. Общие Принципы работы и математические модели элементов суим
- 4.1. Исполнительные механизмы
- 4.2. Приводы
- 4.2.1. Коллекторные двигатели постоянного тока
- 4.2.2. Бесколлекторные двигатели постоянного тока
- 4.2.3. Асинхронные двигатели
- 4.2.4. Синхронные двигатели
- 4.2.5. Шаговые двигатели
- 4.3. Силовые преобразователи энергии
- 4.3.1. Электромашинные преобразователи
- 4.3.2. Тиристорные преобразователи
- 4.3.3. Транзисторные и симисторные преобразователи
- 4.4. Датчики координат суим
- 4.5. Регуляторы, корректирующие звенья
- 1. Пропорциональный регулятор (п-регулятор).
- 2. Интегральный регулятор (и-регулятор).
- 3. Дифференциальный регулятор (д-регулятор).
- 4. Пропорционально-интегральный регулятор (пи-регулятор).
- 6. Пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор (пид-регулятор).
- 5. Общие принципы построения суим
- 5.1. Релейно-контакторные суим
- 5.1.1. Рксу асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором
- 5.1.2. Рксу асинхронным двигателем с фазным ротором
- 5.2. Бесконтактные суим постоянной скорости
- 5.3. Системы стабилизации выходной координаты объекта управления. Типовые методы улучшения качества регулирования
- В статике, т.Е. В установившихся (квазиустановившихся) режимах функционирования систем стабилизации можно сформулировать два основных тесно взаимосвязанных требования:
- 5.4. Системы программного управления, способы ограничения координат суим
- 5.5. Системы следящего управления, понятие добротности
- 6. Синтез суим
- 6.1. Подчиненное регулирование координат
- 6.2. Оптимальные настройки контуров регулирования
- 6.2.1. Технический оптимум
- 6.2.2. Симметричный оптимум
- 6.2.3. Апериодический оптимум
- 6.3. Типовая методика структурно-параметрического синтеза
- 7. Системы регулирования скорости эим
- 7.1. Система регулирования скорости “Тиристорный преобразователь - двигатель постоянного тока”
- 1. Синтез контура регулирования тока якоря.
- 2. Синтез контура регулирования скорости.
- 7.6. Переходный процесс в сар скорости при скачке задания
- Р ис. 7.7. Переходные процессы в сар скорости при ударном приложении нагрузки на валу электропривода
- 7.2. Система регулирования скорости “Генератор - двигатель постоянного тока”
- 7.4. Системы управление эим переменного тока
- 8. Системы регулирования положения эим
- 8.1. Режимы перемещения рабочих органов
- 8.2. Сар положения с линейным регулятором
- 8.3. Сар положения с нелинейным регулятором
- Подставляя в это соотношение выражение (8.2) для Kрп в режиме средних перемещений получим
- 8.4. Инвариантные и квазиинвариантные следящие суим
- 9. Дискретно-непрерывные суим
- 9.1. Дискретизация сигналов и z-преобразование
- 9.2. Дискретные передаточные функции и разностные уравнения при описании суим
- 9.3. Синтез цифровых систем управления
- 9.3.1. Методы дискретизации аналоговых регуляторов и билинейного преобразования
- 9.3.2. Метод переменного коэффициента усиления
- 9.3.3. Метод аналитического конструирования цифровых регуляторов состояния
- Синтез свободного движения сау
- Синтез вынужденного движения сау
- 10. Интеллектуальные суим
- 10.1. Функциональная структура интеллектуальной суим
- 10.2. Технические средства интеллектуализации суим
- 10.3. Суим на основе средств управления фирмы овен
- Заключение
- Список литературы