1.2. Железнодорожный транспорт. Общая характеристика
Железнодорожным транспортом перевозят все виды нефтепродуктов, нефть и сжиженные газы. В общем объеме перевозок на его долю приходится около 40 %. Нефть и нефтепродукты перевозятся по железным дорогам, как правило, в вагонах-цистернах. Только небольшая часть, около 2 %, транспортируется в мелкой таре — в бочках, контейнерах и бидонах. Для транспортировки отдельных видов масел, смазок и небольших партий светлых и темных нефтепродуктов используются крытые вагоны. Отличительная особенность железнодорожных перевозок — это возможность доставки нефтегрузов в любое время года, благодаря чему большинство распределительных баз расположено на железнодорожных магистралях. Однако железнодорожный транспорт имеет существенные недостатки. К ним относятся: большие капиталовложения при строительстве новых и реконструкции действующих путей; относительно высокие эксплутационные расходы на перевозку нефти по сравнению с другими видами транспорта (в 2-4 раза дороже водного и трубопроводного).
Нефть и нефтепродукты перевозятся в железнодорожных цистернах грузоподъемностью 25, 50, 60, 90 и 120 т. Наибольшее распространение имеют четырехосные цистерны объемом 50 и 60 м3. Вагоны-цистерны формируют в поезда, называемыми наливными маршрутами. Цистерны оборудуются универсальными сливными приборами. Они устанавливаются в нижней части цистерны и обеспечивают полный слив нефтепродукта.
Для ограничения максимально допустимого давления и вакуума в железнодорожных цистернах, сверх которых могут возникнуть опасные напряжения в стенке котла, цистерны снабжают пружинными предохранительными клапанами.
Цистерны, предназначенные для перевозки высоковязких застывающих нефтепродуктов, оборудуют наружными паровыми рубашками или внутренними устройствами для подогрева. Паровая рубашка обеспечивает подогрев (подплавление) пограничного слоя застывшего нефтепродукта без разогрева остальной его массы. Цистерны с внутренними подогревателями обычно снабжены наружной теплоизоляцией (цистерны-термосы) для уменьшения тепловых потерь, когда цистерна находится в пути.
Для перевозки битума как весьма тугоплавкого нефтепродукта применяют специальные железнодорожные вагоны, называемые бункерными полувагонами. Особенность их заключается в том, что они состоят из четырех бункеров с паровой рубашкой (объемом по
11,8 м3), установленных на раме вагона. Опорные точки бункера расположены таким образом, что в заполненном состоянии его центр тяжести находится выше этих точек, и бункер легко опрокидывается (при освобождении захватов). Битум вываливается в затвердевшем виде на разгрузочную площадку, а затем после опорожнения бункер возвращается в первоначальное вертикальное положение.
По железной дороге нефтепродукты перевозят также и в контейнерах. Контейнеры представляют собой небольшие цистерны грузоподъемностью 2,5 и 5 т. Их устанавливают на железнодорожных платформах и по прибытии к месту назначения в заполненном виде перегружают кранами на грузовые машины. В цистернах-контейнерах перевозят главным образом масла и смазки. Поскольку масла и смазки имеют высокую вязкость, контейнеры снабжены паровыми рубашками для подогрева нефтепродуктов при их опорожнении.
Слив и налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, прибывающие на нефтебазу, производится на специальных сливно-наливных устройствах (эстакадах).
На нефтебазу цистерны подают по подъездным железнодорожным путям, которые примыкают к железнодорожным магистралям у ближайшей станции. В зависимости от характера проводимых операций подъездные железнодорожные пути разделяют на основные, предназначенные для слива и налива нефти и нефтепродуктов; вспомогательные — для разгрузки или погрузки тарных грузов и других вспомогательных материалов; обгонные — для маневровых работ. На основных железнодорожных путях размещают устройства для сливно-наливных операций, которые вместе с ними называются сливно-наливным фронтом.
Нефтепродукты всех видов перевозят по железным дорогам в соответствии с «Правилами перевозок грузов» МПС. Этими правилами предусмотрен порядок формирования железнодорожных цистерн в маршруты, условия перевозок нефтегрузов, подачи железнодорожных маршрутов под слив и налив на эстакады, правила сдачи наполненных маршрутов по железной дороге, нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции, а также основные требования к технической эксплуатации.
- Российская федерация
- Автономная некоммерческая организация
- «Учебно-методический центр»
- «Статус»
- Учебно – методическое пособие
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- 1.1. Общие сведения о транспорте и нефтепродуктах
- 1.2. Железнодорожный транспорт. Общая характеристика
- 1.3. Водный транспорт
- 1.4. Автомобильный транспорт
- 1.5. Трубопроводный транспорт
- 2. Гидравлические расчеты магистральных нефтепроводов. Основные факторы, влияющие на перекачку жидкостей
- 2.1. Трасса трубопровода и ее профиль
- 2.2. Гидравлический уклон
- 2.3. Гидравлический расчет трубопроводов
- 2.4. Характеристика трубопровода
- 2.5. Совмещенная характеристика насосных станций и трубопровода
- 2.6. Расчет сложных трубопроводов
- 3. Сортамент труб и элементы трубопроводных коммуникаций
- 3.1. Рукава
- 3.2. Соединения труб
- 3.3. Прокладки для фланцевых соединений
- 4. Арматура трубопроводов
- 4.1. Регулирующая арматура
- 4.2. Предохранительная арматура
- 4.3. Приводы для управления трубопроводной арматурой
- 5. Прокладка трубопроводов
- 5.1. Компенсация тепловых удлинений трубопроводов
- 5.2. Компенсаторы
- 6. Опоры трубопроводов
- 6.1. Расчет трубопроводов на прочность
- 6.2. Защита трубопроводов от коррозии
- 7. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов
- Стальные резервуары
- Неметаллические резервуары
- 8. Оборудование резервуаров
- Перепускным устройством и механизмом управления хлопушкой
- Гидравлический клапан типа
- 9. Расчет вертикальных цилиндрических резервуаров
- 9.1. Резервуары с постоянной толщиной стенки
- 9.2. Резервуары с переменной толщиной стенки
- 10. Подогрев нефти и нефтепродуктов
- 10.1. Назначение, способы подогрева и теплоносители
- 10.2. Конструкции и расчет подогревателей
- 11. Потери нефти и нефтепродуктов. Классификация потерь
- 12. Основные способы перекачки высоковязких и высокозастывающих нефтей и нефтепродуктов
- 12.1. Перекачка с разбавителями
- 12.2. Гидротранспорт вязкой нефти
- 12.3. Перекачка термообработанной нефти
- 12.4. Перекачка нефти с присадками
- 12.5. Перекачка предварительно подогретой нефти
- 13. Транспорт газа
- 13.1. Классификация и состав природных и искусственных газов
- Физико-химические свойства углеводородных газов
- 13.2. Основные законы газового состояния
- 13.3. Общие сведения о транспорте газа
- 13.4. Компрессорные станции газопроводов
- 13.5. Удаление примесей из газа
- Очистка газа от газообразных примесей
- Очистка газа от сероводорода и углекислоты
- 13.6. Одоризация газа
- Промысловые резервуары
- Оборудование резервуаров
- Борьба с потерями нефти
- Потери при закачке промысловых сточных вод
- Приборы для измерения давления, температуры, расхода, уровня
- Жидкостные манометры
- Деформационные манометры
- Измерение температуры
- Измерение уровня жидкости
- Измерение расхода и количества жидкостей
- Автоматические средства измерения содержания в нефти воды, солей, плотности
- Учет нефти
- Учет нефти в резервуарах
- Учет нефти по счетчикам
- Обслуживание резервуарных парков
- Охрана труда и противопожарные мероприятия. Охрана окружающей среды Инструктаж и обучение безопасным методам труда
- Токсичность, вредность нефти и применяющихся в добыче нефти веществ
- Производственное освещение
- Классификация насосов
- Свойства и классификация перекачиваемых жидкостей
- Динамические насосы основные зависимости
- Характеристики насосов и способы их регулирования
- Конструктивное исполнение насосов
- Нефтяные насосы
- Пуск и остановка насосного агрегата
- Характерные неисправности в работе насосных агрегатов
- 14. Вопросы для самопроверки
- Литература