Общие сведения о литейном производстве
Литьё — технологический процесс производства отливок. Отливки получают, заполняя расплавленным металлом заранее подготовленные формы. В формах металл затвердевает, приобретая их конфигурацию.
Формы для заливки металлов и сплавов могут быть разовыми, постоянными и комбинированными.
К разовым формам относятся песчаные, оболочковые формы и формы, получаемые по выплавляемым моделям. Разовые формы готовят для получения только одной отливки. Вынимая отливку из разовой формы, форму разрушают.
Постоянную форму, называемую кокилем, изготавливают из металла, обычно из чугуна или стали. Снабжая постоянные формы несколькими разъёмами, обеспечивают выемку отливок.
Комбинированная форма делается из металла и песчаных формовочных смесей. Комбинированные формы применяют редко.
Существуют ещё полупостоянные формы, которые изготавливают из графита, керамики и других материалов.
Учитывая усадку металла при затвердевании, формы изготовляют несколько больших размеров, чем должны быть готовые отливки. Усадка происходит за счёт разности удельных объёмов жидкого и затвердевшего в форме металла.
Отливки могут быть окончательно готовыми деталями. Отливки могут быть и заготовками, которые необходимо дополнительно подвергать механической обработке для получения требуемой детали. Поэтому на заготовках, делая припуск на усадку, предусматривают ещё припуск на механическую обработку.
Изготовление литых деталей экономичнее, чем изготовление таких же деталей путём механической обработки.
Размеры и конфигурация литых деталей могут быть самыми разнообразными. Литьё широко используется для получения деталей машин различного назначения. Коленчатые валы, многие ответственные детали для станкостроения, авиастроения, ракетостроения, кораблестроения получают методом фасонного литья.
Качество фасонного литья улучшают, создавая новые технологические сплавы, совершенствуя технологию литейного производства.
5.1. Определите смысловой тип текста. Обоснуйте свой выбор.
5.2. Выделите в тексте смысловые части, озаглавьте их.
5.3. Как вы считаете, изготовление литых деталей экономичнее, чем изготовление путем
механической обработки?
5.4.Прочитайте высказывания и прокомментируйте их, используя информацию текста.
1.Формы для заливки металлов и сплавов могут быть разовыми, постоянными и
комбинированными.
2.Формы изготовляют несколько больших размеров, чем должны быть готовые отливки.
5.5.Используя логическую модель рассуждения, докажите / или опровергните тезис, что
изготовление литых деталей экономичнее, чем изготовление таких же деталей путем
механической обработки.
Задание 6. Рассмотрите данную схему предложений. Вспомните из физики, как называется такая связь. В тексте она называется цепной, то есть когда второе предложение соединяется с первым, третье со вторым и т.д.
-
1
_____
2
_____
3
Задание 7. Прочитайте текст. Обратите внимание на вид связи в предложениях, подумайте и скажите, какую роль играют выделенные слова.
Основными сооружениями традиционной флотоустановки являются флотаторы прямоугольные (одно –и многокамерные ) или круглые (радиальные).
Круглый флотатор представляет собой железобетонную емкость с коническим днищем, внутри которой устроена круглая флотационная камера. На дне камеры установлен вращающийся водораспределитель, действующий по принципу Сегнерова колеса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Текст (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и т. д.
2. Два подхода к пониманию текста. В настоящее время нет единой точки зрения на то, считать ли текст единицей языка, высшим уровнем языковой системы, стоящей над предложением, или рассматривать текст как продукт речевой деятельности.
В связи с этим одно направление в исследовании текста основано на познании и описании грамматической природы текста, как в высшей ступени в системе языковых единиц.
Другое направление в исследовании текста связано с явлениями речевого характера, и поэтому при описании текста раскрываются его коммуникативные возможности. Такое различие исходных позиций находит отражение в определениях текста, содержащихся в лингвометодической литературе.
Сравните следующие определения текста:
«Текст – важнейшее лингвистическое понятие. В нём сходятся все сведения о языке, речи. Текст – это реальная единица общения. Фактически мы пишем текстами, говорим текстами». (Г.Я. Солганник)
«Текст является высшей единицей синтаксического уровня. В основе конкретных речевых произведений – лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка. Следовательно, текст надо считать не только единицей речи, но и единицей языка». (О.И. Москальская)
3. Текст – это речь или язык? При всех различиях вышеприведенных определений текста – в них есть много общего.
Все сходятся во мнении, что текст реализуется в письменной форме, что текст – это законченное произведение, что текст имеет внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.
Казалось бы, существенных различий в подходах к осознанию природы текста у ученых нет. Имеющиеся различия связаны с решением вопроса о том, к какой системе относится текст: к системе языка или речи.
Текст всегда связан с актом коммуникации. Именно эта очевидная соотнесенность текста с актом коммуникации, его творческий характер, казалось бы, убеждают в том, что текст – явление речевое и только речевое.
По мнению же ученых, придерживающихся другой точки зрения (И.Р. Гальперин, О.И. Москальская), текст – это моделируемая единица языка, микросистема, функционирующая в «обществе в качестве основной языковой единицы», как смысловая коммуникативная законченность.
4. Свойства научного текста и правила его построения. Основными свойствами научного текста считаются связность, цельность и логичность.
Научной речи свойственно именно «подчеркнутая логичность» - одна из главных её черт. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения. Этому служат специальные языковые и речевые средства и в лексике, и в синтаксисе предложения, и в структуре текста.
Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, которая проявляется в том, что все компоненты текста взаимосвязаны между собой.
Связность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев.
При построении текста следует подбирать предложения с точки зрения целого высказывания, поскольку предложения вне высказывания не является коммуникативной единицей, так как не обладает смысловой полноценностью.
5. Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяется структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение. Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.
Можно выделить несколько типов заголовков:
о предметах, например: Метеориты; «Звездные раны»; Ядро Земли; Мантия Земли;
о процессах, например: Перекристаллизация; Земной магнетизм; Выветривание; Метаморфизм;
о свойствах, например: Теплопроводность; Сверхпластичность; Жаропрочность; Радиоактивность Земли;
о связях и отношениях, например: Связь месторождений с изверженными породами; Значение выветривания при формировании месторождений; Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце;
о человеке и его деятельности, например: Альфред Лотар Вегенер; Открытие земного магнетизма; Описание магматических горных пород.
6. Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы.
При формулировании цели можно использовать такие стереотипы:
Цель работы -… раскрыть специфику;
…выявить закономерности (выявление закономерностей);
..создать типологию (создать типологии);
.. объяснить явление;
... описать функции;
… разрабатывать модель (разработка моделей);
… охарактеризовать систему;
…обобщить факты;
…систематизировать элементы (систематизация элементов).
Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) делится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.
Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
7. Научный текст может быть сжато, представлен в виде логической схемы.
Таблица 1
Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чём говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете).
Аргументы – это основания тезиса; доказательства.
Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения.
Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования. | Минералы образуются в природе при определенных фифизико-химических условиях среды.
Аргумент 1. Изменение этих условии, например, состава среды, приводит к изменению состава минералов, а это в свою очередь отражается на их цвете. Иллюстрация 1. Рассмотрим, как зависит цвет минерала от его состава, а следовательно, и от условий образования. Примером могут служить минеральные виды граната. Гроссуляр Ca3Al2[Si04]3 — гранат светло-зеленого цвета, характерен для контактов с известняками. Иллюстрация 2. Альмандин Fe3Al2[SiOJ — гранат красного или фиолетового цвета. Это самый распространенный из гранатов, обычен для кристаллических сланцев и гнейсов. Спутниками альмандина являются слюды. Происхождение граната в данных случаях метаморфическое. Иллюстрация 3. Уваровит Ca3Cr2[SiO4]3— имеет изумрудно-зеленый цвет. Это редкий гранат, встречается исключительно с хромистым железняком среди ультраосновных пород. Иллюстрация 4. Пироп Mg3Al2[Si04]3 — имеет темно-красный цвет, находится в ультраосновных породах, богатых магнием и продуктами их разрушения. Характерен для алмазоносных пород (кимберлитов) Южно-Африканской Республики и Якутии. Происхождение граната в данных случаях магматическое. Таким образом, по цвету граната можно определить принадлежность образца к тому или иному процессу минералообразования, его состав, высказать предположение о возможности нахождения других минералов, в том числе практически ценных. |
8. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
Тематическое единство текста находит выражение в заголовке. Заголовок – один из существенных признаков текста, который связан с другим – завершенность текста, его концовка.
Обозначение темы нередко содержится в начальных предложениях.
9. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте в зависимости от его величины - можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое.
В письменной речи части текста выделяются графически. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.
Основная литература
14 [217-221]; [193-196]. 8 [185,186]; 13[78]
Дополнительная литература
24 [50-51; 60-61; 68-69].
Контрольные вопросы
1. Что такое текст? Как производится анализ научного текста?
2. Какие структурно-смысловые компоненты выделяются в тексте?
3. Какие можно выделить типы заголовков?
4. Какие виды и способы связи предложений в тексте вам известны (цепная, параллельная)?
5. В виде какой схемы может быть представлен научный текст?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».