История алюминиевой медали
Одна из многочисленных загадок, оставшихся нам в наследство от металлургов древности, связана с алюминием. Промышленное производство этого металла, насчитывающее немногим более ста лет, несмыслимо сегодня без электролиза. Именно это обстоятельство заставляет историков техники ломать голову над весьма загадочным для них фактом. В Китае сохранилась гробница известного полководца Чжоу Чжу, умершего в начале III века.Сравнительно недавно древнее захоронение неожиданно стало объектом пристального внимания со стороны металловедов. Чем же заинтересовал военначальник далекого прошлого современных ученых?
Собственно говоря, интересовал их не он, а его гробница, точнее некоторые ее металлические украшения. Когда крупицы древнего металла подвергались спектральному анализу, результат оказался столь неожиданным, что анализ пришлось несколько раз повторить. И каждый раз беспристрастный спектр неопровержимо свидетельствовал о том, что сплав, из которого древние мастера выполнили орнамент, содержит 85% алюминия. Но каким же образом удалось получить в III веке этот металл? Ведь с электричеством человек тогда знаком был разве что по молниям, а они вряд ли «соглашались» принять участие в электролитическом процессе. Значит, остается предположить, что в те далекие времена был известен какой-то другой способ получения алюминия, к сожалению, утерявшийся в веках.
Впрочем, по мнению некоторых ученых человек мог познакомиться с электролизом задолго до опытов Гальвани и Вольта, открывших эру электричества на рубеже XVIII и XIX столетий. Основанием для таких утверждений послужила странная находка археологов. В 30-х годах нашего века, проводя раскопки под Багдадом, они нашли пустотелый цилиндр с сильно окислившимся железным стержнем. Какую же роль играли когда-то эти предметы, возраст которых оценивается в два тысячелетия?
Исследователи, получившие багдадскую находку, долго ломали голову и в конце концов пришли к довольно смелому выводу: этот прибор, в который древние арабы заливали щелочной раствор, служил источником электрического тока, используемого, например, для электролитического золочения металлических изделий.
Если эта версия правильна, то, значит, приоритет в создании гальванического элемента придется отдать безымянным "электротехникам" Двуречья, жившим и творившим еще до начала нашей эры.
Первым, кому, по-видимому, удалось получить металлический алюминий, был датский ученый Ханс Кристиан Эрстед. Б 1825 году в одном из научных журналов он опубликовал свою статью, в которой писал, что в результате проведенных им опытов образовался "кусок металла, цветом и блеском несколько похожий на олово". Однако журнал этот не очень известен и сообщение Эртеда осталось почти незамеченным. Да и сам ученый, поглощенный работами по электромагнетизму не придавал своему открытию большого значения.
Спустя два года в Копенгаген к Эрстеду приехал молодой, но уже известный химик Фридрих Белер. Эрстед сообщил ему, что не намерен продолжать опыты по получению алюминия. Вернувшись домой в Германию, Велер немедленно занялся этой проблемой, весьма заинтересовавшей его, и уже в конце 1827 года опубликовал свой метод получения нового металла. Правда, метод Велера позволял выделять алюминий лишь в виде зерен величиной не более булавочной головки, но ученый продолжал эксперименты до тех пор, пока не сумел, наконец, разработать способ получения алюминия в виде компактной массы. На это ему потребовалось. .. 18 лет.
3.1. Определите тему текста.
3.2. Разделите текст на смысловые части.
3.3. Во вступительной части определите характер прочитанного текста. Объясните, к какой области знаний он относится, какого типа сообщение в нём даётся (информация, ознакомление с какой-либо проблемой, постановка дискуссионных вопросов).
3.4. Кратко сформулируйте, какие вопросы затрагивает автор.
3.5. Сообщите о своём отношении к прочитанному, было ли вам интересно читать эту статью, извлекли ли вы новую информацию.
3.6. Что в изложенном материале кажется вам недостаточно аргументированным и спорным?
3.7. Составьте рецензию на текст.
Задание 4.
1.Подберите 2-3 рецензии на книги (статьи) по специальности из специализированных журналов.
2.Напишите рецензию на книгу, статью по специальности по предложенному плану:
Рецензия
на книгу (статью) … (фамилия и инициалы автора) …(название работы)
(выходные данные работы).
Рассматриваемая статья (книга) посвящена… Цель статьи (книги) – познакомить читателя с… Автор прослеживает… Статья (книга) состоит из…
Автор рецензируемой статьи (книги) подробно описывает (в статье подробно рассматриваются)… Приводятся примеры…
Наиболее важными положениями работы являются: во-первых,.., во-вторых,.. Нет сомнения в том, что представленная в работе информация… В статье дается достаточно полная характеристика… Автор убедительно доказывает…
Однако в статье (книге) мало внимания уделяется… Вызывают возражения (сомнения) следующие факты.. К сожалению, автор не упоминает в статье (книге) о… В этой связи было бы желательно, чтобы автор уделил больше внимания…
Оценивая работу в целом, можно утверждать, что.. Статья (книга) имеет большое познавательное значение, представляет интерес не только для…, но и…
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – один из видов компрессии текста, представляющий собой вторичный текст жесткого способа построения, имеющий свои структурные особенности и языковые конструкции-клише. В отличие от других жанров вторичного текста в рецензии дается отношение рецензента к проблемам анализируемого текста, отмечаются достоинства и недостатки работы, дается аргументированная оценка анализируемому материалу.
Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть в курсе современных направлений и проблем. Важно научиться самостоятельному написанию рецензий, так как это способствует формированию научного мышления, умения анализировать, развивает речевую культуру в научной сфере деятельности.
Структура рецензии. Рецензия составляется в произвольной форме с использованием языковых конструкций по следующему плану:
1. Вступительная часть.
2. Общая характеристика первоисточника.
3. Положительная оценка первоисточника.
4. Замечания.
5. Адресат (кому предназначается).
Структура рецензии | Опорные конструкции |
1. Вступительная часть | Статья называется … Рецензия на статью … Статья написана … (кем?) Автор статьи … |
2. Общая характеристика первоисточника | В статье излагаются взгляды (на что?) Рассматриваемая статья посвящена (чему?) Автор останавливается на таких проблемах, как … Автор касается таких проблем, как … Статья (книга) состоит из двух (трех) частей … Автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы) Автор ставит вопрос о том, что … Автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать, разработать, характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?) |
3. Положительная оценка первоисточника | В статье даются полезные рекомендации … В статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика) Весьма ценным в статье является … Такая точка зрения представляется правильной …. Особенный интерес, как мне думается, представляет мысль о том, что … В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?) Наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие… Автор убедительно доказывает, что … Автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?) Нет сомнения в том, что… Автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?) Мы разделяем точку зрения автора (на что?) Вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны … Особенно актуальным является вопрос о том, что… Изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для …, но и для… |
4. Замечания | Однако в статье мало внимания уделяется (чему?) … Недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?) … Такой методический подход (к чему?) вызывает сомнение (возражение) … Такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение (возражение) … Нельзя не заметить, что … Представляется целесообразным выяснить что доработать получить дополнительные результаты К сожалению, автор не упоминает в своей работе о … Нельзя не отметить некоторых недостатков … В статье имеют место некоторые неточности в формулировках .. Автор не всегда подтверждает выводы фактами … Проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора … |
5. Адресат | Статья рекомендуется для широкого круга читателей, инженеров Статья представляет интерес для (кого?) Статья полезна не только для …, но и для |
3. Оценочная часть рецензии. В содержательной структуре рецензии оценочная часть является обязательной, т.к. рецензент должен уметь выразить свое отношение к анализируемому тексту, отметить достоинства и недостатки работы, дать ей аргументированную оценку. Поэтому оценочная часть является одной из важных составляющих структуры рецензии. Но именно это и вызывает наибольшие затруднения при написании рецензии. Запомните способы структурно-смыслового анализа научного текста с включением оценки.
Смысловые отношения | Опорные конструкции |
Выражение наличия информации в авторском тексте | Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на ..., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует ..., исходит из ..., противоречит (чему?), касается, утверждает, критически относится (к чему?).. |
Описание авторского текста | в статье представлена точка зрения на ..., содержатся дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения, экспериментальные положения, важные неопубликованные данные, попытки доказать (что?), убедительные доказательства, намечаются (правильные) пути, отмечается важность (чего?), ясно сформулировано (что?), доказано (что?); б) учитывать, принимать во внимание (что?), считаться (с чем?), обращать внимание (на что?), иметь в виду (что?), наводить на мысль; в) важно отметить, что; сущность этого сводится к следующему... |
Выражение уверенности | убеждён, уверен, считать (что?), полагать (что?); стоять на точке зрения, придерживаться точки зрения, подтверждать, автор убедительно доказывает, что; очевидно, что; нет сомнений в том, что; в этой связи ясно, что; автор отстаивает точку зрения |
Выражение согласия | одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать достоинства, придерживаться подобного же мнения |
Выражение критики (несогласия) | отмечать недостатки, упрекать (в небрежности, в неточности), вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах (с кем?), опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду; б) автор не раскрывает содержания (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает вывода фактами, непонятно, что; дискуссионно, что… |
Выражение предположения | допустить, высказать своё предположение; выдвинуть гипотезу (о чём?); предположить, что; условимся, что |
Основная литература
7 [170-174]; 8 [285-295]; 10 [101-112]; 13 [83-84]; 15 [119-133].
Дополнительная литература
20 [20-23].
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой рецензия как один из видов компрессии текста?
2. Какова структура рецензии?
3. В чем отличие рецензии от реферата, аннотации, тезисов?
4. Каково значение оценочной части содержательной структуры рецензии?
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Выписка из учебного плана
- 1.4 Постреквизиты:
- 1.5 Описание дисциплины:
- 1.6 Перечень и виды заданий, сроки их выполнения Виды заданий и сроки их выполнения
- 1.7 Список литературы
- 1.8 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
- Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине «Русский язык»
- Оценка знаний студентов
- Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
- I семестр Контрольные вопросы. Часть I (Вводный курс).
- Контрольные вопросы. Часть II «Функциональные стили речи».
- II семестр Контрольные вопросы. Часть I.
- 1.9 Политика и процедура курса
- 2. Содержание активного раздаточного материала
- 2.1 Тематический план курса
- 2.3 Планы практических занятий
- I семестр
- Часть I. Вводный курс
- 2.3.1 Роль языка в жизни общества
- Языковая ситуация в Казахстане
- 2.3.2 Язык и речь
- Язык – речь
- 2.3.3 Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
- 15 Лет, которые потрясли наш мир
- «Казахстан – 2030» - программа стратегии развития Республики Казахстан до 2030 г.
- 2.3.4 Моя будущая специальность
- 2.3.5 Ученые и их открытия
- К.И.Сатпаев
- Академик а.Машани – выдающийся ученый–энциклопедист
- 2.3.6 Наука и современные технологии
- Роль науки в современном обществе
- 2.3.7 Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации
- КазНту – бренд, не нуждающийся в рекламе
- Часть II. Функциональные стили речи
- 2.3.8 Художественный стиль современного русского языка
- Понятие стиля
- 2.3.9 Разговорный стиль речи
- 2.3.10 Публицистический стиль речи современного русского языка
- «Рахмет» от Ассамблеи народов
- Когда такие дамы на Байконуре есть
- 2.3.11 Научный стиль речи и его особенности
- Фотосинтез
- Состояние атмосферы («Корма уже под водой…»)
- 2.3.12 Лингвистические особенности научного стиля
- Круговорот воды
- 2.3.13 Термины и способы их образования
- О возникновении терминов в языке
- II семестр Основной курс
- Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста
- 2.3.1 Анализ научного текста
- Общие сведения о литейном производстве
- 2.3.2 Абзац и ссц
- Коррозия и защита от неё
- Утилизация шлама
- 2.3.3. Основы компрессии научного текста.
- Черные металлы
- Производство чугуна
- 2.3.4 План- основа композиции. Планирование и тезирование.
- 2.3.5 . Конспектирование научного текста.
- 2.3.6 Цитирование
- История алюминиевой медали
- 4. Основные правила оформления цитат.
- 2.3.7. Аннотирование научного текста
- Производство цветных металлов
- Обработка металлов резанием
- Безотходные процессы переработки медных и медно-цинковых продуктов
- 8.Основные правила составления библиографии.
- 10. Образцы аннотаций.
- 2.3.8. Реферирование научных текстов
- Эксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- 2.3.9. Рецензирование научного текста
- Алюминий и вода
- История алюминиевой медали
- 2.3.10 Резюмирование научного текста
- Роль металлургической науки в индустриально-инновационном развитии экономики Казахстана
- Ксергетический анализ образования выбросов в процессе обжига фосфорита
- 3.Языковые конструкции, необходимые для составления резюме-выводов.
- Часть II. Культура профессиональной речи
- 2.3.11 Речевая норма и культура речи
- Новые слова и трудности их употребления
- 2.3.12 Официально-деловой стиль
- Образец деловой автобиографии
- Образец резюме
- Образец заявления
- Образец доверенности
- Образец расписки
- Образец отчета
- Образец деловой характеристики
- 2.3.13 Особенности делового общения
- Мозговой штурм
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (срсп)
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 21. Укажите важнейший признак текста
- I семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Сообщения по лексическим темам:
- III. Тесты по грамматике
- II семестр
- I. Беседа по темам:
- II. Работа с текстом:
- III. Тесты по теории научного стиля речи Глоссарий
- Умк дс обсужден на заседании кафедры «Русский язык».