6.4.4.5. Методы отделочной обработки зубьев зубчатых колес
Основные методы зубоотделочной обработки, их точность и дос-тигаемые параметры шероховатости приведены в [Т. 1, табл. 5.16].
Шевингование — чистовая обработка зубьев незакаленных ци-линдрических зубчатых колес (твердость обычно не более HRСэ40), осуществляемая шевером.
Шевер имеет форму зубчатого колеса или зубчатой рейки. На по-верхности зубьев шевера имеются канавки от головки до ножки.
Шевингование зубчатых колес заключается в срезании весьма тонких волосовидных стружек толщиной 0,05...0,01 мм острыми кромками канавок шевера во время движения обкатки обрабатывае-мого колеса и инструмента и возникающего при этом относительного скольжения профилей зацепляющихся зубьев.
Обычно в процессе шевингования точность зубчатых колес повы-шается на одну степень, реже — на две.
Шевинговальные станки выпускают с горизонтальной или верти-кальной осью (для обработки колес большого диаметра).
В настоящее время есть несколько методов шевингования: парал-лельное, диагональное, тангенциальное и врезное. Шевингуют зубчатые колеса как наружного, так и внутреннего зацепления.
Шлифование зубьев зубчатых колес — наиболее надежный метод отделочной обработки, обеспечивающий высокую точность, как правило, закаленных зубчатых колес. Шлифование зубьев производят на различных зубошлифовальных станках как методом копирования, так и методом обкатки.
На станках, работающих по методу копирования, зубчатые колеса шлифуют профилированными кругами (рис. 1.96). Они предназначены главным образом для шлифования прямозубых колес. Ось заготовки в этих станках расположена горизонтально.
Метод обкатки осуществляется на зубошлифовальных станках, которые точны и универсальны в наладке, но производительность которых сравнительно невелика и зависит от принципа работы и типа применяемых шлифовальных кругов.
При шлифовании зубьев этим методом (рис. 1.97) воспроизводится зубчатое зацепление пары рейка-зубчатое колесо. Инструментом является воображаемая рейка, боковые стороны зуба которой образованы шлифовальными тарельчатыми кругами 2. Шлифовальные круги получают вращательное движение, движение обкатки, заготовка 1 выполняет возвратно-поступательное движение.
Движение обкатки складывается из двух движений: вращения за-готовки вокруг своей оси (А) и поступательного движения вдоль воображаемой рейки (Б). В результате этих двух движений заготовка перекатывается без скольжения по воображаемой рейке.
На практике существуют и другие методы шлифования цилинд-рических зубчатых колес: дисковым кругом; двумя дисковыми кругами; червячным кругом и др.
Наиболее производительными методами являются шлифование двумя дисковыми кругами и особенно шлифование на станках чер-вячными кругами, которые обеспечивают точность до 5-й степени и параметр шероховатости поверхности Ra < 0,32 мкм.
Применяют шлифование цилиндрических колес с внутренними прямыми и косыми зубьями также методами копирования и обкатки. Принципы работы станков для внутреннего шлифования аналогичны таковым для шлифования наружных зубьев.
Хонингование применяют для чистовой отделки зубьев, как прави-ло, закаленных цилиндрических колес внешнего и внутреннего зацеплений. Процесс осуществляется на зубохонинговальных станках с помощью зубчатого абразивного инструмента — хона.
Зубчатые хоны представляют собой прямозубые или косозубые колеса, обычно состоящие из стальной ступицы и абразивного венца
того же модуля, что и обрабатываемое колесо. Частота вращения хона 180...200 мин-1, скорость подачи стола 180...210 мм/мин. Время хонингования зубчатого колеса 30...60 с.
Хонингование позволяет уменьшить параметры шероховатости и тем самым повысить долговечность зубчатой передачи.
К отделочным методам относятся также: обкатка зубьев и прикат-ка (зацепление с эталонным колесом); притирка (искусственное из-нашивание рабочей поверхности зубьев притирами с применением абразивной пасты); приработка (притирание пары зубчатых колес без притира) и др.
- Технологические процессы и производства (теоретический курс) введение
- Технологическая подготовка производства (тпп)
- Общие положения
- 1.1.1. Порядок проведения технологической подготовки производства
- Содержание работ типовой схемы организации тпп при технологическом обеспечении
- Технологическая подготовка производства при проектировании изделия
- 1.1.2. Типы производства, формы организации и виды технологических процессов Типы производства
- Формы организации технологических процессов
- Виды технологических процессов
- 1.2. Структура технологического процесса и его основные характеристики
- Маршрут изготовления вала
- Характеристики технологического процесса
- 1.3. Основные принципы технологического проектирования
- 1.4. Технологические процессы сборки
- 2. Точность механической обработки
- 2.1. Точность и ее определяющие факторы
- 2.2. Статистические методы исследования точности механической обработки
- 2.2.1. Метод кривых распределения погрешностей
- 2.2.2. Графоаналитический метод (метод точечных диаграмм)
- 2.3. Расчетно-статистический метод исследования точности
- 2.3.1. Погрешности установки. Стандарты по базированию и установочным элементам
- Основные рекомендации о порядке выбора баз и решаемые при этом задачи
- Условные обозначения опор
- Погрешность положения заготовки εпр, вызываемая неточностью приспособления
- 2.3.2. Упругие деформации технологической системы
- 2.3.3. Износ режущего инструмента
- Начальный uн и относительный u0, износ режущих инструментов при чистовом точении и растачивании
- 2.3.4. Тепловые деформации технологической системы
- Зависимость удлинения резца от различных факторов
- Тепловые деформации станков
- Тепловые деформации изготавливаемой детали
- 2.3.5. Геометрические неточности станков и режущего инструмента
- Классификация станков по точности
- 2.3.6. Деформации заготовок, вызываемые внутренними напряжениями
- 2.3.7. Размерная наладка станков
- Наладка методом пробных стружек и промеров
- Размерная наладка по пробным деталям
- Рекомендации по размерной наладке методом пробных деталей
- Размерная наладка по калибрам наладчика
- Статическая наладка
- 2.3.8. Колебания при механической обработке
- Методы борьбы с колебаниями
- 2.3.10. Управление точностью механической обработки
- 3. Качество поверхностного слоя деталей
- 3.1. Критерии качества поверхностного слоя
- 3.2. Влияние технологических факторов на величину шероховатости
- 4. Определения припусков для механической обработки
- Расчетная длина заготовки при определении
- 5. Проектирование технологических процессов механической обработки
- 5.1. Типизация технологических процессов
- 5.2. Групповой метод обработки
- 5.2.1. Группирование деталей
- 5.2.2. Комплексная деталь
- 5.3. Модульная технология
- 5.4. Последовательность и правила проектирования технологических процессов изготовления деталей
- 5.4.1. Анализ исходных данных для разработки технологического процесса
- Соотношения между допусками размера, формы и параметрами шероховатости цилиндрических поверхностей
- Анализ технологичности изделий
- Требования к технологичности формы детали
- Примеры технологичных и нетехнологичных конструкций
- Выбор материала заготовки
- Технологические свойства сталей
- Коэффициенты обрабатываемости резанием различных материалов
- Значения критического диаметра Dk прокаливаемости
- Структура и свойства сердцевины детали
- Механические свойства стали 45хн после то
- Наличие удобных и надежных баз
- 5.4.2. Определение типа производства
- Годовая программа выпуска деталей по типам производств
- Организационно-технические характеристики типов производства
- 5.4.3. Определение класса детали и выбор в качестве аналога действующего типового или группового технологического процесса
- Пример декодирования и укрупненного анализа
- 5.4.4. Выбор исходной заготовки и методов ее изготовления
- Характеристика основных методов получения заготовок литьем
- Характеристика основных методов получения заготовок обработкой давлением
- 5.4.5. Выбор технологических баз
- 5.4.6. План обработки отдельных поверхностей
- Основные методы и виды обработки наружных цилиндрических поверхностей
- 5.4.7. Проектирование технологического маршрута обработки заготовки
- Этапы технологического процесса
- Этапы обработки
- 5.4.9. Нормирование технологических операций
- 6. Типовые технологические
- 6.1. Технология изготовления валов
- 6.1.1. Характеристика валов
- Технологические задачи
- Форма и размеры центровых отверстий
- 6.1.4. Методы обработки наружных цилиндрических поверхностей
- 6.1.4.1. Методы предварительной обработки наружных цилиндрических поверхностей
- Обработка на токарно-карусельных станках
- Обработка на токарно-револьверных станках
- 6.1.4.2. Методы чистовой обработки наружных цилиндрических поверхностей
- Шлифование
- 6.1.4.3. Методы повышения качества поверхностного слоя деталей
- 6.1.5. Обработка на валах элементов типовых сопряжений
- 6.1.5.1. Обработка на валах шпоночных пазов
- 6.1.5.2. Обработка на валах шлицев
- 6.1.5.3. Обработка на валах резьбовых поверхностей
- 6.1.6. Типовые маршруты изготовления валов
- 6.1.6.1. Примеры типовых маршрутов изготовления ступенчатых шлицевых валов
- 6.3. Технология изготовления корпусных деталей
- 6.3.1. Характеристика корпусных деталей
- 6.3.2. Материал и заготовки для корпусных деталей
- 1.3.3. Основные схемы базирования
- 6.3.4. Методы обработки плоских поверхностей
- 6.3.4.1. Обработка плоских поверхностей лезвийным инструментом
- 6.3.4.2. Обработка плоских поверхностей абразивным инструментом
- 6.3.5.1. Пример типового маршрута изготовления кронштейна
- 6.4. Технология изготовления зубчатых колес
- 6.4.1. Характеристика зубчатых колес
- 6.4.2. Материалы и заготовки зубчатых колес
- 6.4.3. Основные схемы базирования
- 6.4.4.1. Нарезание зубчатых колес методом копирования
- 6.4.4.2. Нарезание зубчатых колес методом обкатки
- 6.4.4.3. Накатывание зубчатых колес
- 6.4.4.4. Обработка торцовых поверхностей зубьев зубчатых колес
- 6.4.4.5. Методы отделочной обработки зубьев зубчатых колес
- 6.4.5. Типовые маршруты изготовления зубчатых колес
- 6.4.5.1. Пример типового маршрута изготовления зубчатого колеса
- 7. Автоматизация технологической подготовки производства
- 8. Оформление технологической документации
- 8.1. Маршрутная карта
- Сведения, вносимые в отдельные графы и строки маршрутной карты
- 8.2. Операционная карта
- 8.3. Карта эскизов
- 8.4. Документы технического контроля
- Информация, вносимая в карту технического контроля