logo
елов

11.5. Портландцемент для дорожного строительства

Бетонное покрытие автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов в процессе эксплуатации подвергается воздействию изгибающих нагрузок. В связи с этим оно должно обладать повышенной прочностью при изгибе и ударе, высокой деформативной способностью («мягко» воспринимать внешние нагрузки и внутренние напряжения, возникающие под действием изменений температуры или усадочных явлений без возникновения в бетоне напряжений, которые могут вызвать его разрушение). Такое покрытие должно иметь высокую плотность и морозостойкость, обладать малой усадкой и истираемостью.

Для дорожного строительства применяют портландцемент пластифицированный или гидрофобный портландцемент без минеральных добавок, изготовленный из клинкера нормированного (Н) состава, содержащего не более 8 % трехкальциевого алюмината. Начало схватывания такого цемента должно наступать не раньше 2 ч с момента его затворения. Для однослойных и двухслойных покрытий дорог и аэродромов используют цемент марок 400 и 500. В этот цемент вводят не более 15 % гранулированного доменного шлака; при этом остаток на сите № 008 должен быть меньше 12 %, а удельная поверхность — больше 280 м2/кг.

Для повышения морозостойкости и плотности бетона, снижения его водопотребности и расхода цемента в портландцемент при помоле или при изготовлении бетона с водой затворения вводят ПАВ (пластифицирующие или гидрофобизирующие, воздухововлекающие —нейтрализованная смола, мылонафт, асидол и т. д.), а также газовыделяющие пластифицирующие (ГКЖ-94). В последнее время для изготовления верхнего покрытия аэродромов и других дорог применяют напрягающий цемент, представляющий собой расширяющееся быстротвердеющее гидравлическое вяжущее, получаемое в результате совместного тонкого измельчения портландцементного клинкера, алюминатных или сульфоалюминатных материалов и гипса.

В отдельных случаях для дорожного строительства используют белый и цветные цементы, причем для их производства приготовляют клинкер требуемого нормативного химико-минералогического состава.