11.5. Портландцемент для дорожного строительства
Бетонное покрытие автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов в процессе эксплуатации подвергается воздействию изгибающих нагрузок. В связи с этим оно должно обладать повышенной прочностью при изгибе и ударе, высокой деформативной способностью («мягко» воспринимать внешние нагрузки и внутренние напряжения, возникающие под действием изменений температуры или усадочных явлений без возникновения в бетоне напряжений, которые могут вызвать его разрушение). Такое покрытие должно иметь высокую плотность и морозостойкость, обладать малой усадкой и истираемостью.
Для дорожного строительства применяют портландцемент пластифицированный или гидрофобный портландцемент без минеральных добавок, изготовленный из клинкера нормированного (Н) состава, содержащего не более 8 % трехкальциевого алюмината. Начало схватывания такого цемента должно наступать не раньше 2 ч с момента его затворения. Для однослойных и двухслойных покрытий дорог и аэродромов используют цемент марок 400 и 500. В этот цемент вводят не более 15 % гранулированного доменного шлака; при этом остаток на сите № 008 должен быть меньше 12 %, а удельная поверхность — больше 280 м2/кг.
Для повышения морозостойкости и плотности бетона, снижения его водопотребности и расхода цемента в портландцемент при помоле или при изготовлении бетона с водой затворения вводят ПАВ (пластифицирующие или гидрофобизирующие, воздухововлекающие —нейтрализованная смола, мылонафт, асидол и т. д.), а также газовыделяющие пластифицирующие (ГКЖ-94). В последнее время для изготовления верхнего покрытия аэродромов и других дорог применяют напрягающий цемент, представляющий собой расширяющееся быстротвердеющее гидравлическое вяжущее, получаемое в результате совместного тонкого измельчения портландцементного клинкера, алюминатных или сульфоалюминатных материалов и гипса.
В отдельных случаях для дорожного строительства используют белый и цветные цементы, причем для их производства приготовляют клинкер требуемого нормативного химико-минералогического состава.
- Кафедра «Производство строительных изделий и конструкций»
- 1. Введение
- 1.1. Общие сведения о вяжущих веществах, их значение для народного хозяйства
- 1.2. Краткие сведения о развитии производства вяжущих веществ
- 1.3. Классификация и номенклатура минеральных вяжущих материалов
- 2. Гипсовые и ангидритовые вяжущие
- 2.1. Сырье для производства гипсовых вяжущих
- 2.2. Дегидратация двуводного гипса и модификации водного и безводного СаSо4
- 2.3. Технология производства гипсовых вяжущих
- 2.4. Твердение гипсовых вяжущих
- 2.5. Свойства гипсовых вяжущих и их применение
- 2.6. Ангидритовые вяжущие вещества
- 3. Воздушная строительная известь
- 3.1. Разновидности строительной извести, ее состав
- 3.2. Сырьевые материалы для производства строительной воздушной извести
- 3.3. Технология производства строительной извести
- 3.4. Виды твердения воздушной строительной извести
- 3.5. Свойства строительной извести и ее применение
- 4. Магнезиальные вяжущие вещества
- 4.1. Сырье для производства магнезиальных вяжущих веществ
- 4.2. Производство каустического магнезита и каустического доломита
- 4.3. Твердение магнезиальных вяжущих веществ
- 4.4. Свойства магнезиальных вяжущих веществ
- 4.5. Применение магнезиальных вяжущих веществ
- 5. Гидравлическая известь
- 6. Портландцемент
- 6.1. Общая характеристика и вещественный состав портландцемента
- 6.2. Химический и минеральный состав клинкера
- 6.3. Сырьевые материалы для производства портландцемента
- 7. Технология производства портландцемента
- 7.1. Способы производства портландцемента
- 7.2. Добыча и транспортирование сырьевых материалов
- 7.3. Складирование сырья, добавок, топлива
- 7.4. Измельчение материалов и приготовление сырьевой смеси
- 7.5. Обжиг сырьевой смеси и получение клинкера
- 7.6. Помол клинкера и добавок и получение портландцемента
- 8. Физико-химические основы схватывания и твердения портландцемента. Структура цементного теста и камня
- 8.1. Взаимодействие цемента с водой и химический состав новообразований
- 8.2. Теория твердения портландцемента
- 8.3. Формирование структуры и свойств цементного теста
- 8.3. Структура цементного камня
- 10. Стойкость портландцемента к химической коррозии
- 11. Разновидностипортландцемента
- 11.1 Быстротвердеющий и высокопрочный портландцементы
- 11.2. Портландцемент с поверхностно-активными добавками
- 11.3. Сульфатостойкий портландцемент
- 11.4. Портландцемент с умеренной экзотермией
- 11.5. Портландцемент для дорожного строительства
- 11.5. Портландцемент для производства асбестоцементных изделий
- 11.6. Белый и цветные портландцементы
- 12. Многокомпонентные цементы с природными минеральными добавками
- 12.1. Активные минеральные добавки
- 12.2. Пуццолановый портландцемент
- 12.3. Известково-пуццолановое вяжущее вещество
- 12.4. Цементы с микронаполнителями
- 12.5. Композиционные гипсовые вяжущие
- 13. Шлаковые цементы
- 13.1. Шлаки и их свойства
- 13.2. Шлакопортландцемент
- 13.3. Извсстково-шлаковое вяжущее
- 13.4. Известково-зольное вяжущее
- 13.5. Сульфатно-шлаковые вяжущие
- 14. Цементы из специальных клинкеров
- 14.1. Глиноземистый цемент
- 14.2. Расширяющиеся и напрягающие цементы
- 14.3. Сверхбыстротвердеющие цементы
- 15. Органические вяжущие вещества
- 15.1. Полимерные вяжущие
- 15.2. Битумные и дегтевые вяжущие
- 15.3. Неорганические вяжущие с добавками полимерных веществ