51 Классификация и принципиальные схемы экскаваторов непрерывного действия. Назначение. Произв-ть.
Экскаваторы непрерывного действия все операции рабочего процесса выполняют одновременно, т.е. вместе с копанием грунта происходит выгрузка ковшей и транспортирование грунта из забоя в отвал или транспортные средства. Принцип непрерывности рабочих процессов дает повышенную производительность. Вместе с тем эти экскаваторы менее универсальны, чем одноковшовые. Экскаваторы непрерывного действия различают: по назначению: строительные и карьерные; по направлению перемещения машин вдоль забоя: продольного, поперечного и радиального копания; по конструкции рабочих органов: цепные и роторные. В строительстве наиболее широко используют экскаваторы продольного копания -траншейные, для получения траншей под инженерные коммуникации, ленточные фундаменты зданий, для сооружения каналов и водопроводов, при выполнении мелиоративных работ. Экскаваторы поперечного и радиального копания применяют в основном для вскрышных работ, открытых разработок полезных ископаемых и при разработке крупных карьеров строительных материалов (песка, гравия, глины).
52. Определение производительности машин непрерывного действия. Производительность экскаваторов непрерывного действия зависит от числа разгрузок (черпаний) в единицу времени. При заданной скорости движения ковшей Vк(в м/с) и их шаге S (в м) число разгрузок за 1 мин: n=60Vк/S. Для роторных экскаваторов скорость Vk можно выразить через частоту вращения ротора np(7 ... 10 об/мин), и тогда число разгрузок: n=znp , где z-число ковшей на роторном колесе, z=10…18. При известном числе разгрузок производительность цепных и роторных экскаваторов (в м3/ч): Пт=60VnKн/(1000Kp),
Vn — вместимость одного ковша, л;
Kня — коэффициент наполнения ковша грунтом, для ковшовых цепных и роторных экскаваторов Кн = 0,5 ... 1,1, для скребковых цепных экскаваторов Кни = 0,35 ... 0,75; Кр — коэффициент разрыхления грунта Kp=1,1…1,5. Производительность машин непрерывного действия можно определить по площади поперечного сечения Р (в м2) потока разрабатываемого материала н по скорости V (в м/ч) движения машины. Независимо от вместимости ковшей и числа разгрузок производительность (в м3/ч): Пт=FV
Для прямоугольной траншеи
F = ВH, В — ширина траншеи, равная ширине ковшей, м; Н - глубина траншеи, м.
53. Классификация машин и оборудование для добычи и переработки каменных материалов. Для бурения в горных породах шпуров и скважин применяют бурильные молотки (перфораторы) и буровые станки
вращательного, ударно-вращательного, ударно-канатного и термического бурения. Бурильные молотки разрабатывают горную породу методом ударно-поворотного бурения. Разрушение породы производится последовательными ударами рабочего инструмента по дну скважин- После каждого удара инструмент поворачивается па небольшой угол, чем предотвращается его заклинивание и обеспечивается цилиндрическая форма сечения скважины. Для бурения скважин диаметром до 200 мм и глубиной до 50 м применяют станки вращательного бурения с буровой спиральной штангой. Продукты бурения удаляются по спиральной канавке штанги. Бурение ускоряют промывкой скважины водой или продувкой ее сжатым воздухом. Станки ударно-канатного бурения применяют при бурении скважин диаметром до 250 мм и глубиной до 500 м. Бурение производится ударами свободно падающего бурового снаряда массой 500 ... 3000 кг. Разработанная порода из скважины удаляется гидравлическим способом. Для бурения применяют также термореактивные горелки. Термореактивная горелка (термобур) Рабочим органом термического бурения является реактивная горелка, из которой со скоростью 1000 ... 1500 м/с вырывается газовая струя температурой 800 ... 1100 "С. Под действием быстро изменяющейся температуры горные породы расслаиваются и разрушаются. Продукты разрушения пород выбрасываются из скважины газовым потоком. Для создания газовой реактивной струи высокой температуры применяют бензин или керосин. Расход топлива — 70 ... 100 г/мин. Окислителем служит кислород или воздух. Воздух, сжатый до 0,6 МПа, используют при проходке скважин в мерзлых грунтах. Для бурения ям и установки столбов применяют бурильно-крановые машины на тракторах и автомобилях. Диаметр шпуров 300 ... 1000 мм, а максимальная глубина бурения 2 ... 8 м. Комплект буров универсальной бурильно-крановой машины, смонтированной на автомобиле, позволяет бурить ямы диаметром 0,3; 0,5 и 0,8 м. Механизмы бурения приводятся в действие от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и раздаточную коробку с лебедкой . Установка бурового оборудования в рабочее и перевод его в транспортное положение производятся с помощью гидравлического цилиндра. Машину применяют для установки опор высотой до 12 м. Время бурения на
макс глубину в зависимости от диаметра скважины составляет 3,5 ... 7,5 мин.
50. Экскаваторы с оборудованием «драглайн» и «грейфер». Схемы устройства. Область применения. Производительность. -драглайн —для разработки грунтов, расположенных ниже уровня стоянки экскаваторов, в основной при рытье котлованов, при возведении насыпей, расчистке русел рек и каналов и т. п.; Отличительной особенностью экскаваторов с оборудованием драглайнов (рис. 132) является наличие удлиненной решетчатой стрелы и гибкой канатной подвески ковша. Драглайн имеет большие радиус действия и глубину копания, что позволяет разрабатывать большие по сечению траншеи и котлованы с отсыпкой грунта в отвал или в транспортные средства. Кроме того, драглайны применяют для извлечения грунта со дна водоемов, сооружения высоких насыпей из боковых резервов, на вскрышных работах и т. д.
Рис. 132. Экскаватор с оборудованием драглайна:
а — общий вид и принцип работы; б — подвеска ковша; / — ковш в верхнем положении; // — в исходном положении перед заполнением; /// — в процессе заполнения; IV — перед разгрузкой; V — во время разгрузки; / — ковш; 2 — разгрузочный канат; 3 — подъемный канат; 4 — головные блоки; 5 — стрела; 6 — канатная система подъема стрелы; 7 — тяговый канат; 8 — подъемные цепи; 9 — тяговые цепи
-грейфер — для рытья колодцев, узких глубоких котлованов, траншей и т. д.
Грейферное оборудование (см. рис. 131, б) применяют при погрузке и разгрузке сыпучих и мелкокусковых материалов, для рытья колодцев и узких котлованов в легких грунтах. Допускается разработка грунтов под водой. Грейферное оборудование включает удлиненную решетчатую стрелу, грейферный ковш, подъемный и замыкающий канаты с блоками
- 4. Сварные и заклепочные соединения. Области применения.
- 5. Шпоночные и шлицевые соединения. Методики расчёта.
- 6. Фрикционные передачи. Их разновидности. Понятие о передаточном числе.
- 7. Зубчатые передачи. Их классификация. Понятие о передаточном числе.
- 8.Цепные передачи. Классификация. Область применения. Понятие о передаточном числе.
- 9. Редукторы. Их классификация и принципиальные схемы. Понятие о передаточном числе зубчатых редукторов.
- 10. Муфты. Классификация и назначение.
- 11. Подшипники и подпятники. Их классификация и назначение.
- 12. Силовое оборудование строительных и дорожных машин. Его классификация. Наименование основных параметров.
- 14. Принципиальная схема объемного гидропривода. Достоинства и недостатки гидропривода.
- 15. Насосы объемного гидропривода. Классификация и принцип работы. Возможная их обратимость.
- 18.Тракторы(промышленные). Классификация. Примеры агрегатирования с навесным оборудованием.
- 13. Принципиальная схема пневматического управления строительными и дорожными машинами. Достоинства и недостатки.
- 16. Ходовое оборудование строительных и дорожных машин. Основы тягового расчета(на примере бульдозера или скрепера).
- 17. Автомобили, как базовые машины навесного оборудования. Примеры агрегатирования навесного оборудования.
- 19. Классификация подъемно-транспортных машин. Наименование их основных параметров.
- 20. Домкраты. Их классификация и область применения.
- 21. Лебёдки, тали и тельферы. Назначение. Классификация.
- 22. Схемы полиспастов. Определение усилия в канате, навиваемом на барабан лебёдки. Понятие о кратности полиспастов.
- 23. Самоходные стреловые краны. Назначение. Основные части и механизмы.
- 24. Основные части и механизмы мостового крана. Кинематические схемы механизмов. Область применения мостовых кранов. Определение производительности.
- 25. Основные схемы колодочных электромагнитных тормозов строительных кранов.
- 26. Козловые краны. Назначение. Классификация. Область применения. Принципиальные схемы. Определение производительности.
- 27. Ленточные конвейеры. Назначение. Схемы разгрузки. Определение произв-сти.
- 28. Винтовые конвейеры (шнеки). Назначение. Схема устройства. Определение производительности.
- 29.Ковшовые конвейеры. Назначение. Схема устройства. Определение производительности.
- 30.Пневмотранспорт.Назначение, классификация, принцип устройства.
- 31.Погрузочно-разгрузочные машины. Назначение. Классификация. Принципиальные схемы.
- 33.Многоковшовые погрузчики непрерывного действия.
- 32.Схемы устройства и работы одноковшовых фронтальных погрузчиков.
- 34. Вилочные погрузчики
- 35. Основные группы машин для производства подготовительных и земляных работ. Области применения.
- 36.Бульдозеры. Классификация. Конструктивные схемы. Основы тягового расчета.
- 38. Определение производительности бульдозеров при разработке и перемещения грунта и на планировочных работах.
- 37.Бульдозеры с гидравлическим управлением. Схемы устройства и применения. Определение производительности.
- 40.Схема самоходного скрепера с гидравлическим управлением. Разгрузка ковша.
- 39.Скреперы. Их классификация. Области применения. Основы тягового расчета скреперов.
- 41. Определение произв-ти скреперов. Пути повышения их произв-ти. Техническая производительность скрепера (в м3/ч):
- 42. Прицепные и самоходные скреперы с принудительной загрузкой. Их основные параметры. Область применения.
- 43. Автогрейдеры. Назначение. Классификация. Принцип действия.
- 44. Колесные схемы автогрейдеров. Основные виды работ, выполняемые автогрейдерами. Определение производительности.
- 45. Машины для уплотнения грунтов. Классификация. Принцип действия.
- 46. Вибрационные и трамбующие машины для уплотнения грунтов. Принцип действия. Классификация.
- 48. Классификация, принципиальные схемы одноковшовых элеваторов. Назначение. Определение их производительности.
- 51 Классификация и принципиальные схемы экскаваторов непрерывного действия. Назначение. Произв-ть.
- 54. Методы дробления. Машины для дробления каменных материалов.
- 57. Валковые камнедробилки. Схема устройства и работы.
- 60. Способы изменения крупности дробления материалов в камнедробилках. График гранулометрического состава дробленого продукта.
- 61. Эксцентриковые и инерционные грохоты. Схемы работы.
- 62. Бетоносмесители. Классификация.
- 63. Принципиальная схема устройства бетоносмесителей гравитационного (свободного) перемешивания. Определение производительности. Геометрический и производственный объём барабана.
- 64. Принципиальная схема устройства и работы бетоносмесителей принудительного перемешивания. Определение произв-ти.
- 65. Автобетоносмесители. Назначение. Особенности заправки компонентами цементобетонной смеси.
- 66. Принцип работы бетоносмесителей непрерывного действия. Определение произв-ти.
- 67. Бетоносмесительные установки. Классификация. Компоновочные схемы. Производительность.
- 68. Дозаторы цикличного и непрерывного действия. Область применения.
- 69. Установки для приготовления асфальтобетонной смеси. Классификация. Перечень оборудования.
- 70. Битумное оборудование асфальтобетонных установок. Битумохранилища. Битумные котлы.
- 71. Сушильный и смесительный агрегаты асфальтобетонных установок. Их классификация.
- 72. Асфальтоукладчики. Их классификация. Основные рабочие органы.
- 74. Комплект машин для скоростного строительства дорожных и аэродромных покрытий. Состав комплекта. Особенности его организации. Принцип управления машинами комплекта.
- 75. Машины для летнего содержания дорожных покрытий. Их классификация и принцип действия.
- 76. Машины для зимнего содержания дорог. Классификация и принцип действия.
- 77. Организация условий безопасности при работе на строительных и дорожных машинах.
- 78. Требования, предъявляемые к строительным машинам с точки зрения экологии и эргономики (примеры).
- 79.Основы технической эксплуатации строительных и дорожных машин.
- 80. Принцип построения системы планово-предупредительного обслуживания и ремонта машин.