logo
ShPORA

42. Прицепные и самоходные скреперы с принудительной загрузкой. Их основные параметры. Область применения.

По способу агрегатирования с тягачом скреперы разделяют на прицепные, полуприцепные и самоходные. Доля самоходных и по­луприцепных скреперов в общем выпуске непрерывно увеличивается.

Прицепные скреперы с ковшом вместимостью 3 ... 25 м3 обычно агрегатируются с гусеничными тракторами (в агрегате), реже — с колесными.

Полуприцепные и самоходные скреперы выполняют на базе одноосных и двухосных тягачей с седельно-сцепным уст­ройством (рис. 121, в, г). Двухмоторный самоходный скрепер (рис. 121, г) имеет дополнительный двигатель, установленный над задней осью скрепера для привода задних колес.

Самоходный скрепер с ковшом вместимостью 25 м3 (ДЗ-67) с ди­зель-электрической силовой установкой и мотор-колесами по своим тягово-сцепным свойствам близок к двухмоторным скреперам.

Прицепные скреперы в агрегате с гусеничными тракторами об­ладают повышенными тягово-сцепными характеристиками и высокой проходимостью, однако низкие транспортные скорости (10 ... ... 15 км/ч) резко снижают производительность. Поэтому прицеп­ные скреперы целесообразны в условиях переменного рельефа, при транспортировании грунта по бездорожью на расстояние до 300 м для машин малой вместимости ковша и до 800 м для более мощных машин. В особо тяжелых дорожных условиях дальность транспорти­рования может быть увеличена до 1200 м (рис. 123, область А). При дальности транспортирования грунта менее 100 м выгоднее при­менять бульдозеры, как более простые и дешевые машины.

Самоходные и полуприцепные скреперы с высокими транспорт­ными скоростями выгодно применять при перевозке грунта на рас­стояния от 500 ... 800 м до 3 ... 5 км (области Б и В). При расстоя­ниях менее 500 ... 800 м быстроходность этих скреперов не может быть реализована вследствие малой доли транспортных операций в общем времени цикла. При расстояниях свыше 3 ... 5 км рентабель­нее применять автосамосвалы или специализированные землевозы с загрузкой экскаватором или погрузчиком.