logo
Chubur_Etnologia1

Пашенное земледелие.

Самой важной характеристикой этой группы является использование домашних животных в качестве тягловой силы. Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки. Пашенное земледелие начало свое распространение на восток от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья и к середине 1 тыс. до н. э. достигло побережья Тихого океана.

Пашенные земледельцы засушливой зоны. Преобладало у народов всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии, Северного Китая и Кореи. Сложилось несколько типов: 1) Долинно-речной. Главная особенность - развитая ирригационная система. В основном бассейны крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата и др. 2) Предгорный и приморско-береговой. Развитие виноделия и садоводства. Италия, Испания и др. страны Средиземноморья. 3) Оазисный. Финиковая пальма. Полупустыни и пустыни северной Африки и Аравии.

Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков. Ареал распространения Южная и Юго-Западная Азия. Главные особенности: интенсивное заливное рисоводство, орошение в условиях избытка воды, в качестве тягловой силы использование буйволов. Свои особенности пахотное земледелие имело в Южном Китае и Японии, где слабое внедрение пахотных орудий компенсируется широким применением удобрений, развитием ирригации и созданием грядковой системы земледелия, при которой сельскохозяйственные культуры выращиваются на узких, возвышенных полосах земли, разрыхляемой и унавоживаемой.

Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса. До сегодняшнего дня, именно этот тип характерен для европейской части России, Урала, Южной Сибири и Дальнего Востока. Является традиционным для большинства народов Европы, современной Северной Америки. Важным моментом является использование дерева как основного строительного материала, высокое развитие домашнего производства и ремесла.

Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры. Таким образом, хозяйственно-культурная типология позволяет решить только некоторые исследовательские задачи и не является исчерпывающей классификацией культуры.

Только использование всех типологий в совокупности позволяет получить полноценное восприятие сложной этнической картины мира.