Этнос, этнические процессы
Этнос —это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языки, культуры и психики, а главное, сознанием своего единства и отличия от других народов (наличие этнического самосознания, этнической идентичности). Этнос как общность людей устойчив во времени, он выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.
В мире существует около 200 суверенных государств, а народностей насчитывается около 5000. Из этого следует, что государства, как правило, многонациональны. Так, в этническую структуру РФ входит свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самая большая – русские – около 90 млн. чел., а самая малая – кереки – этническая группа в составе коряков – около 100 чел.). Этническая структура – это сеть устойчивых социальных отношений между этническими общностями: нациями, народностями, национальными и этническими группами государства. Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы – группы людей, которые сохраняют этнические признаки нации и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Этнические группы, в свою очередь, это малочисленные народы в составе более крупных этносов, которые насчитывают от нескольких десятков, до несколько сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, некоторые бытовые традиции, территорию расселения – например, ороки на Сахалине, эмцы на п-ове Таймыр.
Помимо базового понятия этноса выделяются различные виды этнических систем. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградациисистемы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого. Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:суперэтнос, этнос,субэтнос,конвиксияиконсорция. Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Суперэтнос – самая крупная этническая система, группа этносов, которые обладают элементами общего самосознания. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятиемего членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: византийский, римский, мусульманский, американский суперэтносы.
Субэтнос, конвиксия и консорция – части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общимбытомили судьбой. Примеры:поморы,старообрядцы,казаки.
Ряд этнологов и историков (в особенности марксистского толка) проводит эволюционную линию так: род – племя – народность – народ – нация. Если народ = этнос, под народностью традиционно понимается объединение племён, но при этом понятийная граница между этносом и племенем размыта, то понятие нации стоит обособленно и остановиться на нем нам необходимо.
Нация (от лат. natio — племя, народ) – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, частью историков воспринимается как высшая фаза развития этноса, в которой данный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Другие видят в нации вариант суперэтноса. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. Нация не обязательно объединена языком (бельгийская нация говорит на 2 языках, а швейцарская на 4), нация может быть мультикультурной или мультиконфессиональной (американцы, австралийцы), нация может делить язык с другой нацией (немцы (дойч) – и австрийцы). Однако нация, как правило соответствует государственному образованию. Таким образом, это в большей степени политологическое, правовое, историческое, но не этнологическое понятие.
Порой образуются специфические этнические формы:
Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемныеидеологии. Этническая антисистема – целостность людей с негативным мироощущением (специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, к уменьшению плотности системных связей).
Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Это оптимальная форма контакта, повышающая жизненеспособность каждого этноса.
Этническими процессами называют процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др. Этнические процессы многообразны, поэтому их необходимо классифицировать. Прежде всего, следует выделить этноэволюционные и этнотрансформационные процессы.
В этноэволюционном процессе при изменении отдельных компонентов этнос, или какая-либо его группа, остаются самими собой, так как не меняется их этническое самосознание.
При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной.
Выделяют несколько форм этнического объединения - культурного и языкового сближения вовлеченных в этот процесс людей, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.
Этническая фузия— процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в объединенный новый, более крупный этнос. Пример – слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос.
Этническая консолидация — внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.
Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию, однако их сущность различна: первый процесс является этнотрансформационным и приводит к смене этнического самосознания, второй процесс — этноэволюционный и не приводит к смене самосознания.
Этническая ассимиляция— «растворение» прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Этот процесс широко распространен в экономически развитых странах, где много иммигрантов, причем для ассимилируемой стороны — это этнотрансформационный процесс, для ассимилирующего народа — этноэволюционный.
Ассимиляционные процессы протекают с разной скоростью в зависимости от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер расселения этой группы и время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением, социально-правовое и семейное положение ассимилируемых, наличие или отсутствие контактов с родиной, отношение к ассимилируемой группе окружающей этнической среды, близость по языку, культуре, религии, облику.
Этническая конвергенция— ассимиляционный процесс взаимодействия двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов, в этом случае процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидацией и фузией.
Межэтническая интеграция— взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться (а могут и не слиться) в единый народ. Такие общности представляют собой суперэтнос. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они в той или иной форме были характерны для Римской империи, Византии, Российской империи, СССР и т.д.
Этногенетическая миксация— редко встречающийся тип трансформационного этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. В качестве примера можно привести этническую историю США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы, было дополнено включением в процесс представителей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией.
Наряду с этническим объединением в процессе этногенеза действует одновременно и противоположная тенденция этнического разделения:
Этническая парциация– разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, из осколков древнерусского этноса сформировались русские, украинцы, белорусы.
Этническая сепарация– отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины — переселение группы исходного этноса, политико-государственное обособление небольшой части народа, религиозное обособление этнической группы. Так, английские пуритане, приехав в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканской нации, а английские каторжники и ссыльные — основой австралийской. Скандинавы-русы также пример этнической сепарации.
Взаимодействие этносов сегодня - один из самых острых вопросов государственного и культурного строительства не только в России, но и во многих странах мира. Есть 4 модели саморегулирования межнациональных отношений:
1) Модель ассимиляции. Она определяет адаптацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов.
2) Модель «плавильного котла» (характерна для США). Социокультурная ситуация складывается под влиянием многих этнокультур с потерей изначальной этничности многими группами эмигрантов.
3) Модель культурного плюрализма («пусть расцветают все цветы»). Наиболее перспективное направление: различные типы этнической идентичности признаются равноценными элементами единого социокультурного континуума;
4) Модель ядра и периферии (типичный пример – СССР). В результате противоречий между обладающим экономической и политической властью центром и зависимой от него периферией возникает стратификация – источник межнациональных конфликтов.
Сегодня ясно, что разные этносы, общества и цивилизации человечества взаимозависимы друг от друга, так же как индивидуум не может не зависеть от состояния общества. Человечество не может жертвовать даже самой малой своей частью, не подвергая опасности себя в целом. Исследования этнологов имеют неоценимое значение для сознательного отношения к существованию различных рас, наций, обществ, религий. Из узкоспециализированной науки этнология превратилась в дисциплину с мировоззренческой и нравственной нагрузкой.
Есть ли какая-то закономерность в рождении, существовании и исчезновении различных этносов? Для поиска ответов создаются теории этногенеза.
- Министерство образования и науки рф
- История развития этнологического знания. Основные направления этнологии.
- Э. Тэйлор л. Морган д. Фрезер
- Ф. Ратцель э. Норденшельд л. Фробениус
- Р. Турнвальд б.Малиновский а. Радклифф-Браун
- Адаптация человека и расоведение
- Адаптивные типы человека
- Большие расы
- Малые расы в составе евразийской расы
- Малые расы в составе азиатско-американской расы
- Малые расы в составе экваториальной расы
- Этнос, этнические процессы
- Этногенез, теории этногенеза.
- Классификация этносов
- Языковые семьи планеты Индоевропейская языковая семья
- Индоевропейские языки
- Другие языки
- Охотники, собиратели и рыболовы
- Ручные земледельцы и скотоводы
- Пашенное земледелие.
- Раздел II. Краткий этнографический очерк некоторых регионов Земли
- Народы Австралии и Океании
- Народы Индонезии
- Народы Африки
- Народы Северной Америки.
- Основныe племена американских индейцев
- Рекомендуемая литература:
- Раздел I.
- Раздел II.