Основныe племена американских индейцев
Территория | Племена |
Северная Америка Субарктическая зона | алгонкины,кри,оджибва,оттава |
Северо-восточные леса | гуроны,ирокезы,миами,могикане,шауни(текумсе) |
Юго-восточные леса | чероки,чоктау,лемент,ноупвел,натчези,семинолы |
Великие равнины | черноногие,чейенны,команчи,пауни,сиу,лакота |
Северо-западное побережье | чинук,тлинкиты,цимшиан |
Пустыни юго-запада | апачи,навахо,пуэбло,хопи,мохавэ,шошоны |
Центральная Америка | майя,тольтеки,ольмеки,ацтеки,киче |
Южная Америка | инки(кечуа,аймара),гуарани,мапуче,шипибо,конибо |
Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-воина. Это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие, а позднее металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукоятью. Нижняя её часть украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.
Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и назвали священную трубку – трубка мира.
Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамылесных охотников Канады), конические палатки (типииндейцев прерий) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.
Атапаски – собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Охотники и рыболовы. Фауна края разнообразна: олени, карибу, лоси и др., потому охота преобладала над рыболовством. Вход в дома как правило был обращен к реке, а поселения вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных, в центре находился очаг, по краям нары. Пол застилали ветками, а вход вел через короткий тоннель. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты. Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаков. Подол чаще имел заостренные очертания, его край украшали бахромой, края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому: это были обереги. Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь – мокасины.
Тлинкиты – жители северо-западного побережья от Якутат на севере до р.Колумбии на юге, вели образ жизни охотников и рыболовов. Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, озёр или рек. Дома также как у алгонкинов обращены были входами к воде и выстраивались в линию. Тлинкиты были искусными воинами и даже имели деревянные доспехи. Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная ковка самородной меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий. Виртуозно владели техникой обработки дерева. У них были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты. Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность – механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность – перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой. Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помощниках. Верили в существование духов-покровителей ремесел, охотников, персональных духов-помощников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем. Тотем – это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова индейцев оджибве «ото-те-ман».
Индейцы прерий (от канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса). Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы – с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на просторах Великих равнин. Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий. Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосей мужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время. Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были меж собой в родстве. Браки заключались между членами удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ.
Свои переносные жилища – типи – обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья ставила типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия в общественной жизни. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты. Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это особая форма мнемонического письма. Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, делали женщины. Эта форма искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. Рисунки архаичные, плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись крупными размерами. Фигуры всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак, животных столь обобщенны, что напоминают знаки-символы. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходит через дымовое отверстие. Отверстие можно в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой немного душно от дыма. Во время перекочевок колья типии складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.
Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслуженные воины образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами, куда принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость. Индейцы прерий были прекрасными воинами. После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения. Воинственный нрав и овладение лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин. Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные «бонусы». Престижным считалось смело посмотреть в глаза врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.
Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить.
Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом вниз. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее счищали остатки мездры и коптили над дымом. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок. Индейцы умели изготавливать и восхитительно белые шкуры. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды. Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Он дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона - церемониальным украшением. Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона. Вождя можно было легко узнать по накинутой на плечи шкуре бизона с великолепной зимней шерстью, украшенной перьями совы и шумящими подвесками. На шее – украшение из когтей медведя гризли. Волосы вождя были приглажены и покрыты охрой (как и лицо), в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Выдающиеся воины и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались и рогами бизона – символом могущества. Орлиное перо считалось наделенным магической силой и рассматривалось как амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев.
- Министерство образования и науки рф
- История развития этнологического знания. Основные направления этнологии.
- Э. Тэйлор л. Морган д. Фрезер
- Ф. Ратцель э. Норденшельд л. Фробениус
- Р. Турнвальд б.Малиновский а. Радклифф-Браун
- Адаптация человека и расоведение
- Адаптивные типы человека
- Большие расы
- Малые расы в составе евразийской расы
- Малые расы в составе азиатско-американской расы
- Малые расы в составе экваториальной расы
- Этнос, этнические процессы
- Этногенез, теории этногенеза.
- Классификация этносов
- Языковые семьи планеты Индоевропейская языковая семья
- Индоевропейские языки
- Другие языки
- Охотники, собиратели и рыболовы
- Ручные земледельцы и скотоводы
- Пашенное земледелие.
- Раздел II. Краткий этнографический очерк некоторых регионов Земли
- Народы Австралии и Океании
- Народы Индонезии
- Народы Африки
- Народы Северной Америки.
- Основныe племена американских индейцев
- Рекомендуемая литература:
- Раздел I.
- Раздел II.