История развития этнологического знания. Основные направления этнологии.
Первые антропологические знания зародились, по всей видимости, с появлением человека разумного, пытавшегося осознать свое место в мире и особенности строения собственного тела. Об этом говорят древнейшие произведения искусства – например «палеолитические Венеры». Древние египтяне, много путешествовавшие до края Ойкумены, а возможно и пересекавшие Атлантику (так, по крайней мере, считал путешественник этнолог и антрополог Тур Хейердал) различали уже несколько человеческих рас – светлокожих европеоидов, светло-коричневых эфиопов, черных жителей западной и центральной Африки, клинобородых смуглых ассирийцев и так далее.
Первые попытки обозначить место человека в мире предприняли античные мыслители. Аристотель – великий древнегреческий философ, наставник будущего полководца и императора Александра Македонского, отметил основные физические особенности человека – прямохождение, наличие развитого головного мозга, способность мыслить и членораздельную речь. Эллин-путешественник Геродот внес значительный вклад в создание зачатков культурной антропологии. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, путевые записи, дневники и заметки Геродота, объединенные названием «История», сохранились до наших дней и дали основание называть его отцом современной исторической науки. «История» – основной письменный источник о многих древних народах.
В средние века в Европе изучение природы человека было запрещено всевластной церковью под страхом смерти в подвалах инквизиции или на костре. Схоласты рассуждали об облике ангелов и бесов и о местожительстве библейских мифических «злых» народов «гога» и «магога». А вот арабские авторы, не ограниченные столь жестко религиозными предрассудками, смогли достичь успехов в разных областях наук о человеке. Так, путешественник Аль-Масуди выделил и подробно описал семь групп народов – персов (арабов), халдеев, греков (европейцев), ливийцев и египтян, турков, индусов и китайцев.
Наступила эпоха Ренессанса. В 1533 г. появился труд итальянца Г. Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащий данные об индивидуальной изменчивости морфологических признаков человека. Следующей вехой истории антропологии стал выход в свет в 1594 г. книги Касмана в 2-х частях: «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» и «О строении человеческого тела в методическом описании». Эпоха Великих Географических открытий привела к появлению расовых классификаций людей и в Европе. Первым предложил такое деление французский путешественник Франсуа Бернье, выделивший европейцев (к их разновидности были отнесены и североамериканские индейцы), монголов, негров и лопарей (обитателей севера Скандинавии). Создатель систематики животного и растительного мира Карл Линней (1707-1778) внес в нее и род Homo – Люди. Таким образом, человек был отнесен к животному миру нашей планеты. Современник Линнея – Жорж Бюффон (1707-1798) – впервые ввел в научный оборот термин «раса», заключив при этом, что все человеческие расы происходят из одного корня. Большой вклад в развитие антропологии внес немецкий натуралист Иоганн Блюменбах (1752-1840), выделивший 5 рас – кавказско-европейскую, монгольскую, эфиопскую, американскую и малайскую.
Английский натуралист Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) создал теорию естественного отбора. Основная идея его книги «Происхождение видов» (1859) состоит в применении концепций борьбы за существование и естественного отбора, а так же понятий определенной и неопределенной изменчивости для объяснения возникшего в результате биологической эволюции многообразия живых существ Земли. Этим же путем он вывел человека из обезьяноподобных предков.
Официальным фактом выделения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии.
Первоначально этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию, как науку о человеке. Наряду с этим, сложилась и иная традиция – рассматривать этнологию в качестве компонента социальной части антропологии (так, созданные в 1843 г. в Англии Этнологическое общество и в 1863 г. Антропологическое общество были в 1871 г. преобразованы в Королевский Антропологический институт Великобритании и Ирландии).
В ходе развития этнологии, как науки, возникали различные научные школы и течения, методы которых применялись при анализе результатов полевых исследований в качестве объяснительного механизма.
Примордиализм - (от лат. primordial - изначальный) взгляд на этническую группу как на изначально данное и неизменное объединение людей "по крови" с четко проявленными постоянными признаками. Согласно ему, национальность, этничность рассматривается как изначальная данность человека, нечто, с чем человек рождается и чего не может выбирать. Она неизменна, как пол (хотя в последнее время кое-кто стал менять и пол). Согласно этой концепции, этнические черты есть базовые "сущностные структуры самой личности, являющиеся вместилищем этнической субстанции". Национальность понимается как скрытая где-то в глубинах человеческого организма материальная сущность. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях. Примордиализмом была проникнута немецкая философия XIX в., затем он перешел к основоположникам марксизма, а те включили его и в модель исторического процесса (исторический материализм). Это понимание укоренилось и в советском историческом материализме (хотя отвергающие равенство и солидарность идеи социал-дарвинизма были здесь отброшены). Почти все ведущие советские этнографы-марксисты были по сути примордиалистами. Примордиализмом проникнуто и обыденное сознание людей. Однако это ложное ощущение: ни один человек не рождается русским, американцем, французом или норвежцем. Национальность, этничность приобретают в процессе воспитания, познания окружающего мира. Младенец после рождения включается в национальное пространство: его окружают предметы, присущие культуре данного народа (одежда, украшения, утварь), люди вокруг говорят на языке, который становится родным. Возникает чувство доверия к "своим". Однако это – ощущения приобретенные, а не врожденные. Таким образом, выражения типа «я счастлив, что родился русским» глубоко антинаучны. Этничность – всегда черта приобретенная.
В рамках примордиализма развивались и некоторые эволюционистские представления об этносе, дуалистическая концепция Ю.В. Бромлея. В настоящее время примордиалистическим представлениям противостоят направления, отрицающие изначальность этнических свойств — конструктивизм и инструментализм. Приверженцы инструментализма в этнологии сосредотачивали своё внимание не на изучение объективной основы существования этноса, а лишь на роли последнего в культуре. Сторонники же конструктивизма представляли этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия культурных и властных элит. Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций. Среди разработчиков данного направления Б. Андерсон, Р. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум. В России главный последователь конструктивизма - В.А. Тишков.
Эволюционизм. По сути, попытка открыть универсальные законы развития человеческих культур. С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном виде представлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире. Схожесть тех или иных культур объясняется тем, что все люди имеют сходные умственные способности, и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения. Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. Имеет место непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого к сложному. Теория эволюционизма зародилась в конце XVIII в. и получила широкое распространение в веке XIX. Ее рождение было связано с ведущей научной парадигмой: теорией развития. Теоретическая база – научная теория эволюции и естественного отбора Чарльза Дарвина.
В рамках эволюционизма создана мифологема «первобытного общества», которое, по мнению эволюционистов, имело единые для всех народов модели. Современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древности, на основании чего полагалось, что изучение их культуры даст возможность реконструкции культуры первобытного общества в целом. Каждый из элементов культуры, обнаруженных этнологами, сопоставлялся с мифологемой «первобытного общества» и классифицировался как относящийся к той или иной стадии. В результате, выделялись сферы жизни первобытного общества, которые развивались «ускоренно» и таким образом выстраивалась взаимосвязь различных элементов культуры друг по отношению к другу. Различные элементы культуры, выстроенные в последовательную цепочку, отражают этапы развития той или иной культурной модели.
- Министерство образования и науки рф
- История развития этнологического знания. Основные направления этнологии.
- Э. Тэйлор л. Морган д. Фрезер
- Ф. Ратцель э. Норденшельд л. Фробениус
- Р. Турнвальд б.Малиновский а. Радклифф-Браун
- Адаптация человека и расоведение
- Адаптивные типы человека
- Большие расы
- Малые расы в составе евразийской расы
- Малые расы в составе азиатско-американской расы
- Малые расы в составе экваториальной расы
- Этнос, этнические процессы
- Этногенез, теории этногенеза.
- Классификация этносов
- Языковые семьи планеты Индоевропейская языковая семья
- Индоевропейские языки
- Другие языки
- Охотники, собиратели и рыболовы
- Ручные земледельцы и скотоводы
- Пашенное земледелие.
- Раздел II. Краткий этнографический очерк некоторых регионов Земли
- Народы Австралии и Океании
- Народы Индонезии
- Народы Африки
- Народы Северной Америки.
- Основныe племена американских индейцев
- Рекомендуемая литература:
- Раздел I.
- Раздел II.