logo
Chubur_Etnologia1

Э. Тэйлор л. Морган д. Фрезер

Ведущие представители: Эдвард Беннет Тайлор (1832-1972) - основная работа “Первобытная культура” (1871). Льюис Генри Морган (1818-1881) - “Древнее общество” (1877). Джеймс Фрезер (1854-1941) -“Золотая ветвь” (1890). Джон Мак-Леннон (1827-1881) - “Теория патриархата” (1881). Иоганн Бахофен (1815-1887) - “Матриархат” (1897).

К концу XIX в. все больше стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с получаемыми при полевых исследованиях фактами. Стали возникать направления, отрицавшие исторический путь развития обществ. Одно из них – диффузионизм.

Диффузионизм. Немецкий географ и этнолог Фридрих Ратцель разработал теоретические и методические положения нового учения, создав антропогеографическая научную школу. По его мнению, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой адаптируются человеческие общества. Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества в передвижениях этносов по лику Земли. Диффуционизм основывается на представлении о развитии различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких центров. Цель, таким образом, состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.

В рамках теории дифузионизма существовало изучение культурных кругов. На протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие в определенных местах и распространившееся затем отдельными элементами или целыми комплексами в другие области земли. Каждый элемент культуры человечества возникал, по мнению диффузионистов, лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами. Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом и смешением культурных элементов: как предметов материального быта, так и идей, включая религии, мифологию и пр. Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных элементов.