logo
Chubur_Etnologia1

Этногенез, теории этногенеза.

По определению академика В.П.Алексеевапод этногенезом понимается совокупность исторических явлений и процессов, которые имели место в ходе формирования того или иного народа и привели к окончательному сложению этнического лица. Процессы, в ходе которых формируется этническое лицо народа, называется этногенетическими. Этногенез - сложный, длительный, нередко противоречивый процесс, который тесно связан с природно-географическим фактором, социально-экономической историей, культурным взаимодействием с другими народами, историей их переселения.

В самом начале своей истории маленькое человечество представ­ляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением численности люди расселялись по новым территориям. Поскольку этот процесс расселе­ния длился сотни и тысячи лет, люди приспосабливались к новым географическим и климатическим условиям. Это при­водило к изменению как общего исходного антропологическо­го типа, так и отдельных этнических признаков, т.е. приводи­ло к образованию разных рас. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.

Один из этнических признаков – язык. Существует даже классификация народов по языковому принципу.

Теория этногенеза историка-лингвиста С.П. Толстова базируется на гипоте­зе «первичной языковой непрерывности»: согласно оной многочисленные языки произошли из едино­го центра и постепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерыв­ную сеть. Чем даль­ше от центра происхождения уходили группы людей, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. В пределах этих человеческих популяций закреплялись различные традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также фор­мировалось первичное самосознание, основанное на противо­поставлении своих чужим. Первичные языки охватывали, скорее всего, не одну, а не­сколько популяций, говоривших на одном языке. Распрост­ранение языка между группами популяций, говорящих на дру­гих языках, было затруднено. Здесь налицо взаимодействие про­цессов дифференциации и интеграции, которые стали состав­ными частями этногенеза с самых ранних его стадий. По мере роста общей численности населения процессы эт­ногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, раз­витие и усложнение которых способствовали трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяли их в территориальном отношении, стимулировали формирова­ние общих экономических, социальных и других интересов.

\

С.П. Толстов В.П. Алексеев Л.Н. Гумилёв

Иное видение основных причин этногенеза – массовые переселения, сопровож­давшиеся завоеванием одних этнических групп другими. В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происхо­дит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (при­шлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Одним из результатов переселения народов можно считать смешение, взаимодействие языков. Решающее значение имеет наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействую­щих этнических общностей, что предопределяет победу одного языка над другим. В некоторых случаях религии принадлежа­ла весьма активная роль в победе соответствующего языка, в частности, в распространении арабского языка в Египте такую роль сыграл ислам. Часто при таком взаимодействии возникают пиджины –языки, возникающие в экстремальной ситуации межэтнических контактов при острой необходимости достичь взаимопонимания. При образовании пиджина, как правило, контактируют три языка и более. Обычно пиджины возникали при контактах европейской цивилизации с колонизируемыми народами, либо, как лингва-франка, в результате торговых отношений. Как правило, эти образования отличаются примитивностью и остаются лишь средствами межэтнического общения. Словарный запас обычно не превышает 1500 слов. Если пиджин будет усвоен детьми и станет их родным языком (как с детьми рабов на плантациях), он может развиться до состояния креольского языка.

Особое значение в процессе этногенеза имеет такой фак­тор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демокра­тией, создавала благоприятные условия для победы одного язы­ка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

Особое место, ввиду своей дискуссионности, занимает теория пассионарного этногенеза, созданная Л.Н. Гумилевым. Он обратил внимание на то, что в этнической истории, как и в истории биологических видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы рушатся и исчезают и появляются новые. Гумилёв связывает начало формирования каждого нового этноса с регулярным появлением у части популяции людей некоего признака - «пассионарности» (от пассио – страсть). Пассионарность возникает вследствие некоего пассионарного толчка (его причины до сих пор неясны и являются предметом бурных дискуссий, уже сейчас ясно, что пассионарность не является генетической мутацией) и образует внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию – пассионариев. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и способны на это. Они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие, борются за покорение народов, окружающих их этнос, сражаются против захватчиков. Но уровень пассионарности и число пассионариев в этносе не остается неизменным. Поэтому этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить возрастам человека. Продолжительность жизни этноса, как правило, составляет от толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Старые этносы, пребывавшие до толчка в состоянии гомеостаза, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Первая фаза делится на скрытый и явный этапы.

Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза (фаза пассионарного перегрева) – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, быть самими собой: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. В истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза тормозится.

Вследствие кровопролития пассионарный заряд этноса сокращается - пассионарии физически истребляют друг друга. Начинается фаза надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуются в создании империй, в монументальных памятниках культуры и искусства. Получается, что высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не её подъему. Кончается эта фаза обычно новым кровопролитием, гражданскими войнами; этносистема выбрасывает из себя остатки излишней пассионарности, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Во время инерционной фазы вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование крупных государств, создание и накопление материальных благ, расцвет науки и искусств. Но постепенно пассионарность иссякает.

Пассионарный

этногенез

(по Л.Н.Гумилёву)

Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся подавить, уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые, эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. После того как субпассионарии растратят все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза - мемориальная: этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой.

Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процесса, благодаря которому человечество постоянно обновляется и не исчезает с лица Земли.

Пассионарные толчки, выявленные Л. Н. Гумилёвым: