logo
Уч-Псб-Тр 2-5-Тр-пр

13. Выполнение схем

Графический документ, на котором показаны в виде условных изображений и обозначений составные части изделия и связи между ними в соответствии с ГОСТ 2.102-68, называют схемой. Виды и типы схем, общие требования к их выполнению регламентируются ГОСТ 2.701-84. Схемы облегчают изучение устройства изделия. В зависимости от видов элементов, входящих в состав изделия, и связи между ними схемы разделяют на электрические (Э), гидравлические (Г), пневматические (FT), кинематические (К), оптические (Л), технологические и др.

В зависимости от основного назначения схемы разделяют на следующие типы: структурные, функциональные, принципиальные, соединений, подключения и т. д.

Структурная схема определяет основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязь.

Функциональная схема разъясняет процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия или в изделии в целом.

Принципиальная (полная) схема определяет полный состав элементов и связей между ними в изделии, дает детальное представление о принципах работы изделия.

Схема соединений (монтажная) показывает соединения составных частей изделия и определяет провода, кабели, трубопроводы, осуществляющие эти соединения, а также места их присоединения.

Наименование схемы определяется ее видом и типом, а шифр схемы состоит из буквы, определяющей вид схемы, и цифры, обозначающей ее тип. Например, схема электрическая принципиальная имеет шифр ЭЗ.

Схемы выполняются без соблюдения масштаба.

Электрические принципиальные схемы (ЭЗ) выполняют в соответствии с ГОСТ 2.702-75. Обозначения в электрических схемах установлены ГОСТ 2.721-74 - ГОСТ 2.791-74. Схемы вычерчивают в отключенном состоянии.

Кинематические принципиальные схемы (КЗ) показывают последовательность передачи движения от двигателя через передаточный механизм к рабочим органам или инструментам, а также дают возможность судить о способах их регулирования, контроля, управления ими. Выполняются кинематические схемы в соответствии с ГОСТ 2.703-68.

Элементы кинематических схем обозначаются условно по ГОСТ 2.770-68. К кинематическим элементам относятся валы, оси, подшипники, муфты, тормоза, шкивы, зубчатые колеса, червячные передачи и т. п.

Технологическая схема представляют из себя внемасштабный рисунок, на котором представлена схема объекта (НПС или ЛЧ МН) в виде системы основного и вспомогательного оборудования, соединенного технологическими трубопроводами с указанием их условных диаметров и направлений потоков .

Технологические схемы ОАО «АК «Транснефть» выполняются в соответствии с требованиями ОР-75.180.00-КТН-039-08 «Требования к технологическим схемам НПС, профилям и схемам ЛЧ МН ОАО «АК «Транснефть».

В документе устанавливается обязательное оформление технологических схем нефтеперекачивающих станций, профилей участков нефтепровода и схем линейной части, схем магистральных нефтепроводов ОАО (ООО) МН и РНУ, схем систем, сетей и коммуникаций объектов магистральных нефтепроводов в соответствии с требованиями ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 2.785-70, ГОСТ 2.411-72, ГОСТ 2.701-84, ГОСТ 21.206-93 и ГОСТ 2.784-96.

Требования к технологическим схемам НПС при разработке проектно-сметной документации на объекты ОАО «АК «Транснефть»

На технологических схемах головных, промежуточных НПС, наливных насосных станций, приемо-сдаточных пунктов, нефтебаз должны быть показаны:

Требования к технологическим схемам НПС, разрабатываемым в процессе эксплуатации объектов ОАО «АК «Транснефть»

На технологических схемах НПС, приемо-сдаточных пунктов, нефтебаз, наливных станций должны быть показаны:

Все указанные на технологической схеме элементы должгы иметь технологические номера, указанные в проектной документации. Все указанные на схеме элементы должны быть внесены в перечень элементов(спецификацию) , выполняемый на самой схеме или в виде отдельного документа.

Схемы выполняются немасштабно. Расположение элементов технологической схемы, соединенных между собой трубопроводами, должно учитывать действительное пространственное расположение соответствующих объектов и оборудования на площадке НПС.

На схемах трубопроводы изображаются горизонтальными и вертикальными отрезками линий (если это возможно) и должны иметь наименьшее количество изломов и взаимных пересечений. Толщина линий обозначающих трубопровод варьируется в пределах от 0,2 до 1,0 мм в зависимости от форматов схемы и назначения трубопровода (основной или вспомогательный трубопровод). Расстояние между соседними параллельными линями на схемах должно быть не менее 3,0 мм, а между отдельными условными графическими обозначениями – не менее 2,0 мм.

Требования к профилям и схемам линейной части магистральных нефтепроводов при разработке ПСД на объекты ОАО «АК «Транснефть»

На продольном профиле линейной части магистрального нефтепровода должны быть показаны:

- километровые отметки по трассе нефтепровода;

- высотные отметки поверхности земли в переломных точках рельефа местности и расстояние между ними;

На схеме линейной части нефтепровода должны быть показаны:

На технологической схеме нефтепровода должны быть показаны с указанием технологических номеров и дистанций установки следующие объекты и оборудование:

- узлы подключения НПС к ЛЧ и узлы приема, пуска, пропуска СОД, с входящими в их состав запорной арматурой, обратными затворами, манометрами, вантузами, сигнализаторами прохождения СОД;

- линейные задвижки;

- перемычки между нефтепроводами, отводы на НПЗ, ПСП с запорной арматурой, обратными затворами, вантузами, манометрами;

На ситуационном плане должны быть показаны:

Для технологических схем подведомственных объектов не допускается использовать условные обозначения отличные от приводимых в приложении А этого документа. Все элементы, изображенные на схеме, должны быть пронумерованы цифрами, буквами или буквенно-цифровыми номерами.

Обозначения основных трубопроводов указывают на полках линий-выносок или над линией трубопровода, обозначения вспомогательных трубопроводов – в разрывах линий трубопроводов.

В текстах на схемах не допустимо применять сокращения слов, за исключением общепринятых в трубопроводном транспорте нефти.

Системы документации.

В разных отраслях деятельности приняты и используются различные системы конструкторской документации, покажем некоторые из них.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) - комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные нормы и правила по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте и др.).

Конструкторская документация является товаром и на нее распространяются все нормативно-технические акты, как на товарную продукцию.

Основное назначение стандартов ЕСКД состоит в установлении единых оптимальных правил выполнения, оформления и обращения конструкторской документации, которые обеспечивают:

1) применение современных методов и средств при проектировании изделий;

2) возможность взаимообмена конструкторской документацией без ее переоформления;

3) оптимальную комплектность конструкторской документации;

4) механизацию и автоматизацию обработки конструкторских документов и содержащейся в них информации;

5) высокое качество изделий;

6) наличие в конструкторской документации требований, обеспечивающих безопасность использования изделий для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу;

7) возможность расширения унификации и стандартизации при проектировании изделий;

8) упрощение форм конструкторских документов и графических изображений;

9) возможность создания единой информационной базы автоматизированных систем (САПР, АСУП и др.).

Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

КМ (КМД) – конструкции металлические (конструкции металлические деталировочные). Этот вид документации позволяет размещать на одном чертеже также таблицы сварных швов, спецификацию и таблицы отправочных марок (комплекс деталей объединенных в одну конструкцию/устройство). На чертежах КМ должна быть представлена вся информация необходимая для изготовления и монтажа конструкции. Вся документация КМ (КМД) разрабатывается в соответствии с требованиями ОСТ 95.512-77.

КТД – конструкции трубные деталировочные. Разрабатывается с целью оптимизации процесса монтажа трубопроводов. Так изначально по аксонометрическим схемам, строительным чертежам и ряду другой документации разрабатывается трассировка трубопроводов, после чего трубопровод разделяют на сегменты часто имеющие сложную форму, которые изготавливаются и контролируются на заводе. Такая организация работ позволяет существенно снизить затраты на монтаж трубопроводов и повысить надежность трубопроводов.

СПДС – система проектной документации для строительства. Обеспечивает максимально необходимый объем документации для производства строительно-монтажных работ. К особенностям системы относят: применение строительных осей для упрощения чтения и разработки чертежей; указание размеров без отклонений, кроме особых случаев с требованиями высокой точности; размещение спецификаций и изображения на одном чертеже; предпочтение вертикальным размерам высотных отметок и ряд других.