logo
Уч-Псб-Тр 2-5-Тр-пр

15.1 Общие положения

В настоящее время из-за старения эксплуатируемых трубопроводов, наличия блуждающих токов и т.п. высокую актуальность приобрела проблема аварийного и капитального ремонта трубопроводов на участках значительной протяженности.

Капитальный ремонт магистрального нефтепровода - это комплекс технических мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление линейной части эксплуатируемого нефтепровода до проектных характеристик с учетом требований действующих нормативных документов. Капитальный ремонт нефтепроводов, как правило, должен производиться после устранения выявленных в результате диагностики опасных дефектов. Потенциально опасные дефекты устраняются в процессе капитального ремонта.

Капитальный ремонт нефтепровода по характеру и технологии проведения работ подразделяют на три вида ремонта:

Капитальный ремонт с заменой труб заключается в полной замене дефектного участка трубопровода новым.

Капитальный ремонт с заменой изоляционного покрытия заключается в полной замене изоляционного покрытия с восстановлением (при необходимости) несущей способности стенки трубопровода.

Выборочный ремонт - это ремонт участков трубопроводов с опасными и потенциально-опасными дефектами стенки, выявленными при обследовании внутритрубными инспекционными снарядами (ВИС), а также ремонт сложных участков (мест пересечений с наземными и подземными коммуникациями и участков, примыкающих к узлам линейной арматуры).

Практически все виды ремонта проводятся с помощью специальных машин, описание которых приведено в разд. 15.7.

Оценка технического состояния трубопровода и выбор вида ремонта.

Оценка технического состояния и выбор вида капитального ремонта нефтепровода производится на основе анализа результатов обследования (дефектоскопии) стенки трубы и состояния изоляционного покрытия, а также данных за весь период эксплуатации трубопровода.

Данными для анализа и оценки технического состояния нефтепровода являются:

- результаты диагностики внутритрубными инспекционными снарядами;

- данные обследования состояния изоляционного покрытия приборами (УКИ) и шурфованием;

- величина защитной разности потенциалов "труба-земля" за весь период эксплуатации;

- сведения о ранее выявленных и устраненных дефектах;

- данные технического паспорта нефтепровода (дата постройки и пуска в эксплуатацию, диаметр, давление, сертификат металла труб, информация о проведенных ремонтах и т.д.).

На основании данных обследований и анализа технического состояния нефтепровода техническими службами эксплуатирующей организации производятся:

- уточнение местоположения дефектного участка на трассе нефтепровода и дополнительное обследование обнаруженных дефектов;

- планирование мероприятий по предотвращению возможных нарушений работы нефтепровода;

- выбор вида и способа ремонта, установление сроков проведения ремонта в зависимости от характера дефекта с учетом загруженности нефтепровода на рассматриваемый момент и перспективу;

- составление перспективного и текущего планов капитального ремонта нефтепровода.

Выбор вида и способа ремонта зависит от следующих показателей:

- состояния изоляционного покрытия и стенки трубы;

- размеров и взаимного расположения коррозионных повреждений стенки трубы;

- количества и характера распределения опасных и потенциально опасных дефектов стенки трубы;

- конкретных условий пролегания трубопровода;

- фактических и прогнозируемых показателей загруженности нефтепровода;

- технико-экономических показателей по видам и способам ремонта.