Перспективы развития
Перед отраслью чёрной металлургии остро стоит дилемма: либо наращивать производство относительно низкокачественной стальной продукции и тем самым сильно зависеть от мировой конъюнктуры или же предпринять усилия по значительному увеличению доли высококачественной продукции. Тенденции развития мирового рынка показывают рост доли высококачественного проката в общем объёме потребления металлопродукции. На внутреннем рынке всё заметнее проявляются тенденции не только выравнивания внутренних и мировых цен и роста объёма потребления, но и усиление давления на рынок чёрных металлов материалов-заменителей (конструкционные пластмассы, керамика, цветные металлы и т.д.)
Сохранение и укрепление достигнутых позиций на внешних рынках, укрепление конкурентных преимуществ на внутреннем рынке по отношению к зарубежными компаниям-производителям металлопроката высокого качества (например, доля казахстанского импорта в объеме российского потребления листа с покрытием приближается к 13 %) невозможно без активной работы металлургических предприятий направленной на снижение издержек производства и масштабного технического перевооружения и модернизации основных производственных фондов.
В условиях серьезного дефицита инвестиционных ресурсов металлургические предприятия вынуждены решать задачи технического перевооружения и модернизации морально и физически изношенных основных фондов за счёт собственных средств, основным источником которых является экспортная выручка. В этой связи политика государства по отношению к чёрной металлургии имеет неоценимое значение. В экономике развитых стран каждый процент прироста ВВП обычно обеспечивается 0,6-0,7 % прироста внутреннего металлопотребления, поэтому государство, как правило, держит под контролем состояние металлургической промышленности. Место российской металлургии в системе мер правительственной поддержки определяется ее базовой структурообразующей ролью в экономике.
Без государственной поддержки пришедшей в упадок горнорудной базы отечественная чёрная металлургия столкнётся с серьёзными проблемами в среднесрочной перспективе.
Наличие внешнеторговых барьеров на ввоз комплектующих и технологического оборудования, аналогов которых нет в России и низкие импортные пошлины на металлопродукцию с высоким уровнем добавленной стоимости также не способствуют укреплению отечественной черной металлургии.
Результатом реализации комплексной государственной внешнеэкономической поддержки отечественной черной металлургии несомненно станет возрождение внутреннего рынка потребления металлопродукции, вовлечение в народнохозяйственный оборот простаивающих мощностей в энергетике, металлургии, обрабатывающей промышленности, а в перспективе – изменение самой структуры российской экономики в пользу обрабатывающих отраслей, повышение доли в ВВП производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Положение в одной из базовых отраслей страны во многом будет зависеть и от внешней политики государства, в частности от решения проблемы признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой, от локальных побед в области смягчения дискриминационного режима торговли со странами Западной Европы и стран Северной Америки, в т.ч. США.
- Текущее состояние
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Алюминиевая промышленность Состояние рынка алюминиевых изделий в России
- Благоприятный для России прогноз ситуации на рынке алюминия
- Процессы, происходящие в алюминиевой отрасли
- Перспективы российской алюминиевой промышленности в условиях присоединения России к вто
- Авиационная промышленность Введение
- Текущая ситуация
- Объемы производства гражданской авиатехники
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Приложение 1 Основные факторы, характеризующие ситуацию на авиационном рынке России
- Приложение 2 Меры нетарифного регулирования
- Предложения по допустимым ставкам импортного тарифа (начальный и конечный уровень связывания) Обоснование
- Трудности формализованного подхода
- Оценка уровня ставок импортного тарифа
- Автомобильная промышленность
- Текущая ситуация и перспективы развития
- Вступление в вто
- Приложение 1 Обеспеченность легковыми автомобилями, шт. На 1000 чел.*
- Приложение 2 Отечественное производство и импорт легковых автомобилей, 1994-2001 гг.
- Приложение 3. Сравнительные данные предложений по таможенной политике в отношении юридических лиц (автомобиль класса «с» высшей ценовой категории)
- Приложение 5 дтп с участием подержанных иномарок
- Приложение 6 Технологическое оборудование и отдельные комплектующие, не имеющие отечественных аналогов
- Приложение 7 Предложения по внесению изменений в Тарифные предложения рф
- Химическая промышленность
- Текущая ситуация
- Перспективы развития
- Рекомендации
- Приложение 1 Реестр протекционистских мер относительно российских химикатов
- Приложение 2 Позиции, нуждающиеся в защите повышенными тарифами
- Приложение 3 Позиции, нуждающиеся в снижение тарифных барьеров
- Сельское хозяйство Текущее состояние и краткосрочные перспективы развития отрасли
- Долгосрочные перспективы развития отрасли и проблема вступления в вто
- Выводы и рекомендации
- Приложение 1
- Приложение 2 Экспорт важнейших товаров апк
- Рынок финансовых услуг Банковское дело
- Страхование