Текущее состояние
На предприятиях черной металлургии сосредоточено около 6% стоимости основных производственных фондов промышленности и занято 4,9% промышленно-производственного персонала. За последние годы уровень износа основных производственных фондов отрасли приблизился к критической отметке 60-70% при их загрузке более 80%.
В условиях неблагоприятной конъюнктуры на внутреннем рынке в начальный период реформ многие российские металлургические предприятия стали осваивать зарубежные рынки стали. Этому способствовала либерализации внешнеторговой деятельности (отмена экспортных квот, упрощенная процедура лицензирования и т.д.). В результате - экспортно-ориентированные предприятия отрасли получили возможность сгладить воздействие политики «шоковой терапии», в значительной степени сохранить производственный и научно-технический потенциал, получить определенные инвестиционные ресурсы.
В конце 90-х гг. масштабы экспорта металлопродукции из России значительно превышали объёмы поставок на внутренний рынок. В большей степени рост объема экспорта в стоимостном выражении обеспечивался не за счет повышения качества металлопродукции, а вследствие временных ценовых преимуществ (низкий курс рубля, деформированная структура себестоимости). Так, после кризиса 1998 года российские сталелитейные компании пережили настоящий экспортный бум, их прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась вдвое и достигла 70 млрд. руб.
В последние годы в структуре российского экспорта доля более дорогой стальной продукции с высокой степенью технологической готовности (листовой прокат, в том числе холоднокатаный, электротехнический, с покрытием, некоторые виды сортового проката) стабильно уменьшалась. Уже в 1999 г. объем экспорта продукции черной металлургии уменьшился в стоимостном выражении примерно на 12 % за счет увеличения в структуре поставок на внешние рынки доли более дешевых видов продукции металлургических предприятий.(кокс, чугун, ферросплавы, заготовка, полуфабрикаты). Это было связано не только с конъюнктурными тенденциями на зарубежных рынках стали, но и с ограничением роста российского экспорта в результате введения торговых барьеров по результатам антидемпинговых расследований в отношении российской стальной продукции (по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, за 2000 год они нанесли российской металлургии ущерб в размере 1 млрд. долларов).
Со второй половины 2000 г. на мировом рынке черных металлов ситуация стала ещё более напряжённой. Предложение металлопродукции увеличилось, цены резко упали. В результате - в начале 2001г. многие производители – как российские, так и зарубежные – начали снижать объемы производства. На фоне негативных конъюнктурных тенденций на зарубежных рынках стали начался процесс переориентации российских металлургических предприятий на внутренний рынок, где ценовая ситуации оставалась достаточно стабильной. Однако, спрос на стальную продукцию на внутреннем рынке имеет свои пределы роста и просто не в состоянии «поглотить» весь экспорт.
Таким образом, в настоящее время действие благоприятных для отрасли внешних факторов практически исчерпали себя. В результате этого в черной металлургии начала снижаться рентабельность, в том числе в связи с ростом зарплат, тарифов на перевозки, электроэнергию.
- Текущее состояние
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Алюминиевая промышленность Состояние рынка алюминиевых изделий в России
- Благоприятный для России прогноз ситуации на рынке алюминия
- Процессы, происходящие в алюминиевой отрасли
- Перспективы российской алюминиевой промышленности в условиях присоединения России к вто
- Авиационная промышленность Введение
- Текущая ситуация
- Объемы производства гражданской авиатехники
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Приложение 1 Основные факторы, характеризующие ситуацию на авиационном рынке России
- Приложение 2 Меры нетарифного регулирования
- Предложения по допустимым ставкам импортного тарифа (начальный и конечный уровень связывания) Обоснование
- Трудности формализованного подхода
- Оценка уровня ставок импортного тарифа
- Автомобильная промышленность
- Текущая ситуация и перспективы развития
- Вступление в вто
- Приложение 1 Обеспеченность легковыми автомобилями, шт. На 1000 чел.*
- Приложение 2 Отечественное производство и импорт легковых автомобилей, 1994-2001 гг.
- Приложение 3. Сравнительные данные предложений по таможенной политике в отношении юридических лиц (автомобиль класса «с» высшей ценовой категории)
- Приложение 5 дтп с участием подержанных иномарок
- Приложение 6 Технологическое оборудование и отдельные комплектующие, не имеющие отечественных аналогов
- Приложение 7 Предложения по внесению изменений в Тарифные предложения рф
- Химическая промышленность
- Текущая ситуация
- Перспективы развития
- Рекомендации
- Приложение 1 Реестр протекционистских мер относительно российских химикатов
- Приложение 2 Позиции, нуждающиеся в защите повышенными тарифами
- Приложение 3 Позиции, нуждающиеся в снижение тарифных барьеров
- Сельское хозяйство Текущее состояние и краткосрочные перспективы развития отрасли
- Долгосрочные перспективы развития отрасли и проблема вступления в вто
- Выводы и рекомендации
- Приложение 1
- Приложение 2 Экспорт важнейших товаров апк
- Рынок финансовых услуг Банковское дело
- Страхование