Алюминиевая промышленность Состояние рынка алюминиевых изделий в России
Алюминиевая отрасль России является одной из наиболее конкурентоспособных на мировом рынке и играет важную роль в экономике страны в целом. В течение ряда лет доля продукции алюминиевой отрасли в общем объеме промышленной продукции России составляет 2,9%.
Хотя особенностью алюминиевой отрасли России является ее экспортная направленность (около 80% алюминиевой продукции, производимой в России, экспортируется), в 2000 г. впервые за несколько лет объемы экспорта первичного алюминия не увеличились и остались примерно на уровне 1999 года (около 2,64 млн. тонн), что объясняется ростом внутреннего потребления первичного алюминия, вызванного ростом отечественной экономики и промышленности.
Сложившаяся структура потребления на внутреннем рынке представлена в таблице 1.
Таблица 1. Потребление алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий на внутреннем рынке в 1999 г., тыс. тонн
| Россия | Импорт | Всего |
Вторичные сплавы, в т.ч.* | 153,6 | 0,4 | 154,0 |
Автомобилестроение | 65,6 | Н.д. | Н.д. |
Металлургия | 88,0 | Н.д. | Н.д. |
Прутки и профили | 19,9 | 5,4 | 25,3 |
Плиты, листы, полоса ленты | 68,4 | 9,8 | 78,1 |
Трубы и трубки | 15,5 | 0,3 | 15,8 |
Фольга | 19,5 | 14,0 | 33,5 |
Алюминиевые строительные конструкции | 20,6 | 4,1 | 24,7 |
Прочая продукция, в т.ч. | 72,0 | 61,0 | 133,0 |
Первичные сплавы – всего | 72,0 | Н.д. | Н.д. |
Всего | 369,5 | 95,0 | 464,1 |
Источник: отдел маркетинга Прокатного дивизиона компании «Русский алюминий»
Наиболее крупными потребителями алюминиевых полуфабрикатов на российском рынке, как и в других странах, в настоящее время являются следующие отрасли:
транспортное машиностроение, в том числе авиа- и автомобилестроение;
строительство;
машиностроение;
упаковка (пищевая, табачная, косметическая и фармацевтическая промышленность);
производство потребительских товаров.
Из выпущенных в 2000 году в России 3,24 млн. тонн необработанного алюминия на российских перерабатывающих заводах было произведено 750 тыс. тонн алюминиевых полуфабрикатов (проката и экструзии), катанки и литья. Это на 25% больше, чем в 1999 году. Выпуск алюминиевого проката в России в 2000 году вырос на 25,8%, причем на отдельных заводах темпы роста были еще выше. Выпуск фольги в течение 2000 года также вырос на 20%, главным образом за счет увеличения ее производства на заводе «Саянская фольга» компании «Русский алюминий».
Отметим, что темпы роста внутреннего спроса на алюминиевые изделия в 1999-2000 годах превышали темпы роста экономики, промышленного производства и инвестиций.
В отрасли заметно выросли объемы капиталовложений, нацеленных на модернизацию действующих мощностей и внедрение новых технологий, повышение качества выпускаемой продукции, освоение производства новых материалов и разработку новых изделий на основе алюминия, ресурсосбережение и решение экологических проблем.
В последние годы наблюдается также укрепление сырьевой базы алюминиевой отрасли России. Прирост добычи бокситов в 2000 году составил 10%, прирост производства глинозема превысил 7%. Вместе с тем, в силу объективных условий алюминиевая отрасль России существенно зависит, и в обозримом будущем будет зависеть, от поставок импортных бокситов и глинозема. Так, на заводы компании «Русский алюминий» в 2001 году более 2 млн. тонн глинозема будет поставлено из стран СНГ (Украина, Казахстан) и примерно 1.2 млн. тонн глинозема будет закуплено в дальнем зарубежье.
Перспективы развития российской алюминиевой отрасли и рынка алюминиевых изделий в России определяются рядом факторов.
Первый фактор - спрос со стороны основных отечественных и зарубежных потребителей алюминия, который зависит от динамики развития основных отраслей потребления и экономики в целом. Второй фактор - предложение со стороны российских и зарубежных алюминиевых компаний. На объем предложения влияют также процессы, происходящие в самой алюминиевой отрасли в России и в мире. Наконец, третий важный фактор – тарифные и нетарифные ограничения на внутреннем и зарубежных рынках алюминиевых изделий.
- Текущее состояние
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Алюминиевая промышленность Состояние рынка алюминиевых изделий в России
- Благоприятный для России прогноз ситуации на рынке алюминия
- Процессы, происходящие в алюминиевой отрасли
- Перспективы российской алюминиевой промышленности в условиях присоединения России к вто
- Авиационная промышленность Введение
- Текущая ситуация
- Объемы производства гражданской авиатехники
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Приложение 1 Основные факторы, характеризующие ситуацию на авиационном рынке России
- Приложение 2 Меры нетарифного регулирования
- Предложения по допустимым ставкам импортного тарифа (начальный и конечный уровень связывания) Обоснование
- Трудности формализованного подхода
- Оценка уровня ставок импортного тарифа
- Автомобильная промышленность
- Текущая ситуация и перспективы развития
- Вступление в вто
- Приложение 1 Обеспеченность легковыми автомобилями, шт. На 1000 чел.*
- Приложение 2 Отечественное производство и импорт легковых автомобилей, 1994-2001 гг.
- Приложение 3. Сравнительные данные предложений по таможенной политике в отношении юридических лиц (автомобиль класса «с» высшей ценовой категории)
- Приложение 5 дтп с участием подержанных иномарок
- Приложение 6 Технологическое оборудование и отдельные комплектующие, не имеющие отечественных аналогов
- Приложение 7 Предложения по внесению изменений в Тарифные предложения рф
- Химическая промышленность
- Текущая ситуация
- Перспективы развития
- Рекомендации
- Приложение 1 Реестр протекционистских мер относительно российских химикатов
- Приложение 2 Позиции, нуждающиеся в защите повышенными тарифами
- Приложение 3 Позиции, нуждающиеся в снижение тарифных барьеров
- Сельское хозяйство Текущее состояние и краткосрочные перспективы развития отрасли
- Долгосрочные перспективы развития отрасли и проблема вступления в вто
- Выводы и рекомендации
- Приложение 1
- Приложение 2 Экспорт важнейших товаров апк
- Рынок финансовых услуг Банковское дело
- Страхование