Текущая ситуация
В химическом комплексе России сосредоточено около 9% основных промышленно-производственных фондов всей промышленности, занято около 6% промышленно-производственного потенциала. В 2000 году доля химического комплекса составила: в экспорте – 5,6%, в импорте – 7,7%.
В целом химический комплекс РФ характеризуется низкой ценовой конкурентоспособностью, вследствие высокой степени износа основных фондов (по разным оценкам, от 61,3% до 83%), которые в основном являются морально устаревшими, и роста издержек производства из-за удорожания энергосырьевых ресурсов и транспортных тарифов.
Рис. 1 Объемы импорта химической продукции из стран дальнего зарубежья в период 1997-2000 гг., в млрд.долл.
Низкая конкурентоспособность отечественной химической продукции в условиях дефицита средств на технологическое усовершенствование и дальнейшей либерализации внешней торговли способствует расширению импорта. Причем наряду с дефицитной и не производимой в России продукции в странах дальнего зарубежья закупается продукция, для выпуска которой в стране есть все предпосылки: мощности, сырье, трудовые ресурсы.
Сужение рынка сбыта отечественных товаров из-за проникновения импорта вынуждает снижать степень загрузки мощностей, что уменьшает рентабельность и еще в большей степени увеличивает разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию. Так, согласно оценке, сокращение загрузки мощности по выпуску химического товара на 50% вызывает рост издержек его производства на 20-30%.
Из приведенного очевидно, что дефолт 1998г. снизил объем импорта за счет искусственного повышения ценовой конкурентоспособности отечественных химикатов. В результате часть потребителей вернулась к российским товарам и в 1999-2000гг. в химическом комплексе наметились позитивные тенденции роста производства, повышения рентабельности и увеличения капиталовложений: объем производства вырос в 1999 г. на 21,7%, в 2000 г. – на 14,3%.
Вместе с тем, к 2000 г. запас ценовой конкурентоспособности практически иссяк, и началось расширение импорта. Эта тенденция закрепляется следующими факторами:
Удорожание энергосырьевых ресурсов и тарифов на транспортировку значительно увеличивает издержки производства.
Четырехуровневый таможенный тариф, введенный 1 января 2001 г., по многим химическим продуктам уже снизил степень защиты от иностранной конкуренции. Среди них – продукты, играющие важную народнохозяйственную роль и по которым в России имеются собственные мощности, достаточные для удовлетворения спроса, например: моющие и чистящие средства, поливинилхлорид, покрытия для пола из полимерных материалов, плиты, листы, пленки, ленты из полимерных материалов, изделия для транспортировки или упаковки товаров из пластмасс, кассеты для магнитных лент, детали строительные из пластмасс, шины для легковых автомобилей, шины восстановленные, ткани и нити синтетические высокопрочные из арамидов, ленты магнитные для записи звука.
Вступление России в ВТО предопределяет гармонизацию тарифов, которая с одной стороны усилит ценовую неконкурентоспособность множества отечественных химикатов, по которым в России имеются собственные мощности, достаточные для удовлетворения спроса. Среди такой продукции – лакокрасочные материалы, пластмассы, шины, синтетические нити, отдельные органические и неорганические продукты.
С другой стороны, при гармонизации возрастает тариф практически на всю номенклатуру товаров группы 28-29 (с 5 до 5,5 и 6,5%), в то время как многие продукты этих групп импортируются по причине отсутствия собственных мощностей и повышение тарифа, т.е увеличение импортных цен на 0,5-1,5% нанесет ущерб не столько производителям, сколько потребителям.
Следует отметить, что защита предприятий химической отрасли не ставит своей целью консервацию неэффективных и неконкурентоспособных отсталых производителей. К примеру, кристаллический йод по своим качественным показателям превосходит продукцию чилийских и японских производителей, тем не менее последние занимают 40% российского рынка в силу низких цен на свою продукцию. То же самое относится и к отечественным полиэтилену и полипропилену. Сокращение платёжеспособного спроса и, как следствие, снижение загрузки мощностей приводит к удорожанию отечественного синтетического жгута и арамидных волокон, которые применяются в производстве оптического кабеля, термостойкой одежды для пожарных, в авиационной и ракетной технике, в оборудовании для атомной промышленности. В силу этих причин данный сегмент рынка также начали заполнять более дешёвые, но значительно менее качественные импортные аналоги.
Емкость национального рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ), исходя из реальной потребности и потребительской способности населения составляет 770 тыс.т при существующих мощностях более 2 млн.т. В 2000 г. производство ЛКМ составило 620,9 тыс.т против 547,9 тыс.т в предыдущем году (прирост – 13%), т.е. средняя загрузка мощностей была на уровне 32%. При этом импорт ЛКМ только по официальным данным возрос на 16% и составил 150 тыс.т, т.е. практически достиг уровня 1998г. и “закрыл” 25% отечественного рынка.
Наличие универсальных технологий и аппаратурного оформления позволяют отечественным продуцентам ЛКМ производить конкурентоспособную по своим потребительским качествам продукцию в объемах, соответствующих покупательному спросу рынка. Однако при существующих таможенных пошлинах отечественные предприятия не выдерживают ценовой конкуренции. Определить степень ценовой конкурентоспособности отечественных ЛКМ относительно зарубежных аналогов не представляется возможным по причине многоассортиментности продукции и широкого диапазона цен. Однако по оценке в среднем для подотрасли ЛКМ она составляет 25-30% , поэтому для создания условий добросовестной конкуренции импортные тарифы на ЛКМ должны быть увеличены как минимум до 25%.
Чрезвычайно привлекательным для иностранных производителей является российский рынок шин. Высокие ставки импортных пошлин на шины восстановленные и шины для легковых автомобилей позволили увеличить объем производства автомобильных шин в 2000 г. до 36,14 млн.шт по сравнению с 28 и 24,7 млн.шт в 1999 и 1998 гг. соответственно.
Вместе с тем, в 2000 г. импорт легковых шин составил 28% отечественного рынка (по стоимости) и есть основания полагать, что при снижении тарифов со стороны основных конкурентов – фирм Матадор, Нокия, Бриджстоун, Мишлен кампания по вытеснению отечественных производителей шин с российского рынка активизируется вплоть до полного «захвата» рынка.
Многие предприятия химического комплекса занимаются внешнеэкономической деятельностью, однако, несмотря на высокую конкурентоспособность отечественных химикатов, экспортные возможности являются достаточно ограниченными. Многие страны осуществляют протекционистские меры по отношению к российским химикатам. Особенно сильно ущемляются интересы отечественных производителей минеральных удобрений - аммиачной селитры, карбамида, хлористого калия (Реестр протекционистских мер относительно российских химикатов представлен в приложении 1). Доля химической продукции в общероссийском экспорте колеблется в пределах 5,5-6%. Основными экспортными позициями являются минеральные удобрения, аммиак, метанол, полиолефины (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид).
- Текущее состояние
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Алюминиевая промышленность Состояние рынка алюминиевых изделий в России
- Благоприятный для России прогноз ситуации на рынке алюминия
- Процессы, происходящие в алюминиевой отрасли
- Перспективы российской алюминиевой промышленности в условиях присоединения России к вто
- Авиационная промышленность Введение
- Текущая ситуация
- Объемы производства гражданской авиатехники
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Приложение 1 Основные факторы, характеризующие ситуацию на авиационном рынке России
- Приложение 2 Меры нетарифного регулирования
- Предложения по допустимым ставкам импортного тарифа (начальный и конечный уровень связывания) Обоснование
- Трудности формализованного подхода
- Оценка уровня ставок импортного тарифа
- Автомобильная промышленность
- Текущая ситуация и перспективы развития
- Вступление в вто
- Приложение 1 Обеспеченность легковыми автомобилями, шт. На 1000 чел.*
- Приложение 2 Отечественное производство и импорт легковых автомобилей, 1994-2001 гг.
- Приложение 3. Сравнительные данные предложений по таможенной политике в отношении юридических лиц (автомобиль класса «с» высшей ценовой категории)
- Приложение 5 дтп с участием подержанных иномарок
- Приложение 6 Технологическое оборудование и отдельные комплектующие, не имеющие отечественных аналогов
- Приложение 7 Предложения по внесению изменений в Тарифные предложения рф
- Химическая промышленность
- Текущая ситуация
- Перспективы развития
- Рекомендации
- Приложение 1 Реестр протекционистских мер относительно российских химикатов
- Приложение 2 Позиции, нуждающиеся в защите повышенными тарифами
- Приложение 3 Позиции, нуждающиеся в снижение тарифных барьеров
- Сельское хозяйство Текущее состояние и краткосрочные перспективы развития отрасли
- Долгосрочные перспективы развития отрасли и проблема вступления в вто
- Выводы и рекомендации
- Приложение 1
- Приложение 2 Экспорт важнейших товаров апк
- Рынок финансовых услуг Банковское дело
- Страхование