2.11. Методы нарез. Зубьев цил.Зубч. Колес. Накатывание зубьев.
Нарезание зубьев производится двумя методами: копирования и огибания (обкатки). При нарезании методом копирования профиль инструмента, в основном фрезы, имеет форму впадины. При нарезании методом обкатки имитируется процесс зубчатого зацепления. Инструментом является зубчатая рейка, червячная фреза или долбяк.
Метод копирования
Этот метод применяется в единичном производстве, а также для нарезания крупномодульных колес. Он обладает низкой производительностью и точностью (9 - 11 степень). Нарезание цилиндрических зубчатых колес с прямыми и косыми зубьями производится модульными дисковыми или пальцевыми фрезами (рис. 2.92). Модульные фрезы изготавливаются набором из 8 или 15 штук для каждого модуля. Такое количество фрез в наборе необходимо потому, что для различного числа зубьев одного модуля размеры впадин между зубьями различны. Каждая фреза предназначена для определенного интервала числа зубьев. Обычно применяют набор 8 фрез, обработка которыми позволяет получать зубчатые колеса 9 степени точности. Для изготовления более точных колес применяется набор из 15 или 26 фрез.
Нарезание зубьев производится на универсально-фрезерных станках с помощью делительной головки (рис. 2.93). Делительная головка устанавливается на столе фрезерного станка. С ее помощью имеется возможность точно поворачивать зубчатое колесо на угол, соответствующий шагу зубьев.
Метод обкатки
Этот метод получил широкое применение, т.к. обеспечивает высокую точность и производительность. Нарезание зубьев производится червячными фрезами, долбяками и рейками (рис. 2.98). В процессе обработки воспроизводится зацепление зубчатой пары, в которой одной деталью является режущий инструмент, а другой нарезаемое зубчатое колесо.
Червячными фрезами нарезают прямые и косые зубья на зубофрезерных полуавтоматах моделей 5303ПТ, 5304В, 53А20 и пр. Наибольший диаметр заготовки обрабатываемым на этих станках изменяется в диапазоне 20 - 3200 мм, модуль — в пределах 1...35 мм. При нарезании косозубых колес фрезу устанавливают так, чтобы углы подъема винтовых линий зубьев фрезы и колеса совпадали. Фрезерование зубьев ведут с осевой или с радиальной подачей (рис. 2.99). В первом случае фрезу устанавливают сразу на полную высоту зубьев и она имеет одно движение подачи вдоль оси колеса. Во втором случае фреза работает сначала с радиальной подачей, а затем с осевой подачей. Нарезание зубьев с модулем до 5 мм производится за один рабочий ход. Зубья с большим модулем нарезают за два или три рабочих хода с промежуточными припусками. Точность зубофрезерования соответствует 7 — 8 степени точности зубчатых колес с шероховатостьют поверхности до 0,63 мкм.
Недостатком зубофрезерование является неравномерность износа зубьев фрезы, т.к. почти весь припуск удаляется первыми двумя-тремя зубьями. Для более равномерного износа зубьев кинематикой станка задают фрезе дополнительное перемещение вдоль ее оси или переустанавливают фрезу в осевом направлении после нарезания определенного числа зубчатых колес.
Долбяками нарезают прямые и косые зубья на зубодолбежных полуавтоматах моделей 5111, 5122, 5M161 и пр. Наибольший диаметр заготовки обрабатываемых на этих станках изменяется в диапазоне 80 - 1250 мм, модуль - в пределах 1-12 мм. Зубчатое колесо и долбяк в процессе обработки вращаются. Долбяк при этом совершает возвратно-поступательное движение вдоль своей оси с числом двойных ходов в минуту от 33 до 1600 в зависимости от типоразмера станка. При нарезании косозубых колес зубья долбяка расположены также по винтовой линии с тем же углом подъема, что и у зубчатого колеса. В этом случае при нарезании долбяк получает добавочное вращение по винтовой линии от специального копира. Нарезание зубьев ведется за один, два или три рабочих хода. Под рабочим ходом понимается один оборот заготовки в процессе обработки. При обработке за один рабочий ход долбяк устанавливается на полную высоту зубьев. При большем числе ходов долбяк в процессе резания постепенно перемещается к центру зубчатого колеса от копира или при помощи винтовой передачи. Преимуществом обработки зубьев долбяком является возможность нарезания колес для передач с внутренним зацеплением, а также многовенцовых колес (см. рис. 2.81) с близко расположенными венцами, когда нет выхода для червячной фрезы (см. рис. 2.98,6). Точность и шероховатость поверхности при обработке на зубодолбежных станках та же, что и на зубофрезерных.
Рейками или гребенками нарезают прямые и косые зубья на зубострогальных станках. При нарезании косозубых колес рейка поворачивается на угол наклона зубьев. Технология изготовления и переточки изношенных реек проще, чем фрез и долбяков. Однако производительность нарезания рейками ниже, чем фрезами и долбяками. Поэтому широкого применения этот инструмент при нарезании зубьев не получил.
Накатывание зубьев
Накатывание зубьев осуществляется в холодном или горячем состоянии металла. При горячем накатывании заготовку нагревают до температуры 1000 -1200 градусов. Инструментом является накатник - зубчатое колесо с модулем зубьев обрабатываемого колеса (рис. 2.100). При накатывании заготовка 1 и накатник 2 вращаются. Накатник имеет осевую или радиальную подачу. Зубья на заготовке формируются при вдавливании зубьев накатника в металл. Зубья с модулем до 2 мм накатывают в холодном состоянии, а с модулем до 10 мм - в горячем состоянии. При холодном накатывании обеспечивается 7-8 степень точности зубьев с шероховатостью поверхности 0,04 - 0,63 мкм, при горячем - 9 - 10 степень точности. Шероховатость поверхности составляет 1,25 - 2,5 мкм. После горячей накатки зубья подвергают отделочной механической обработке или прикатывают в холодном состоянии.
Накатывание зубьев в холодном состоянии производится на токарных и горизонтально-фрезерных станках. Для накатывания зубьев в горячем состоянии применяются специальные станки.
- Часть 1. Основы технологии машиностроения.
- 1.1.Технологический процесс и его структура
- 1.2.Типы машиностроительного производства и методы его работы.
- 1.3. Факторы, влияющие на технологический процесс, исходные данные для проектирования, порядок проектирования технологических процессов механической обработки.
- 1.4.Технологичность конструкции изделия, примеры анализа технологичности конструкции для изделий некоторых типов (корпусные детали, валы и оси, втулки).
- 1.5. Понятие о базировании и базе, основной принцип базирования и закрепления изделий при механической обработке (правило шести точек), примеры базирования и закрепления твердых тел.
- 1.6. Классификация баз по гост 21495-76
- 1.7. Понятие о черновой, чистовой, настроечной, проверочной и искусственной базах.
- 1.8. Схемы базирования и установа заготовок на станках и приспособлениях.
- 1.9. Рекомендации по выбору черновых баз.
- 1.10. Выбор чистовых баз. Принципы последовательности, совмещения (единства) и постоянства баз.
- 1.11. Точность и погрешность при механической обработке, виды погрешностей.
- 1.12. Факторы, влияющие на точность изделий при механической обработке.
- 1.13. Методы и этапы механической обработки поверхностей. Показатели точности и шероховатости при различных этапах механической обработки.
- 1.14. Методика анализа точности механической обработки методом кривых распределения.
- 1.15. Методика анализа точности механической обработки методом точечных диаграмм.
- 1.16. Расчет припусков на механическую обработку.
- 1.19. Классификация технологических процессов механической обработки. Единичный, типовой, групповой технологические процессы. Групповая обработка. Комплексная деталь.
- 1.20. Виды описаний технологических процессов. Виды технологических документов.
- Часть 2. Технология производства машин.
- 2.1. Базирование корпусных деталей при механической обработке, структура технологического процесса при обработке корпусных деталей.
- 2.2. Обработка плоских поверхностей корпусных деталей, методы, оборудование.
- 2.3. Обработка основных отверстий в корпусных деталях, инструмент, оборудование.
- 2.4. Отделка основных отверстий в корпусных деталях
- 2.5. Обработка вспомогательных отверстий в корпусных деталях
- 2.6. Методы получения заготовок для ступенчатых валов, материалы, базирование, структура технологического процесса
- 2.7. Нарезание резьбы. Обработка шпоночных и шлицевых поверхностей при изготовлении валов.
- 2.8. Методы шлифование валов
- Хонингование отверстий
- 2.9. Отделочная обработка наружных поверхностей валов
- Полирование
- 2.10. Материалы, термическая обработка зубчатых колес, методы получения заготовок, базирование, структура технологического процесса при обработке цилиндрических зубчатых колес.
- Типовые технологические процессы изготовления цилиндрических зубчатых колёс.
- 2.11. Методы нарез. Зубьев цил.Зубч. Колес. Накатывание зубьев.
- 2.12. Методы отделочной обработки зубьев цил.Зубч.Колес.
- Часть 3. Размерный анализ технологических процессов
- 3.1. Методы достижения заданной точности замыкающего звена в сборочной размерной цепи, их выбор.
- 5 Методов:
- 3.2. Расчет сборочных размерных цепей методом максимума-минимума. Основные расчетные зависимости. Прямая и обратная задачи расчета размерных цепей.
- Поверочный расчет
- Проектный расчет
- 3.3. Принципы составления размерной схемы и особенности расчета технологических размерных цепей (показать на примере).
- Часть 4. Выбор и эффективное использование автоматизированного оборудования
- 4.1. Типовые компоновки и выбор типа приводов главного движения и подач многоцелевых станков (оц) для обработки корпусных деталей.
- 4.2. Типовые компоновки и выбор типа приводов главного движения и подач станков с чпу и оц для обр-ки тел вращения.
- 4.3. Автоматические линии из агрегатных станков.
- Применение авт. Линий
- 4.4. Роторные и роторно-конвейерные линии.
- 4.5. Причины повышенной точности обработки деталей на станках с чпу.
- 4.6. Современные режущие инструменты и методы выбора режимов резания.
- 4.7. Экономическая эффективность станков с чпу.
- Часть 5. Выбор и проектирование технологической оснастки.
- 5.1. Системы станочных приспособлений, их основные хар-ки и область использования.
- По целевому назначению приспособления делят на следующие группы.
- 1 Системы станочных приспособлений, их основные характеристики и область применнения
- 5.2. Основные элементы приспособлений. Стандартизация приспособлений и их элементов.
- 5.3. Методика проектирования приспособлений (исходные данные, последовательность этапов проектирования, выполняемые расчёты).
- 5.4. Методика расчёта и выбора механизированных приводов присп-ний (на примере пневматических и гидравлических).
- Часть 6. Автоматизация технологического проектирования.
- 6.1. Методика автоматизированного проектирования маршрута обработки детали.
- 6.2. Методика проектирования базы данных по выбору технологических объектов и механизм двухкритериального автоматизированного выбора металлорежущих инструментов.
- 6.3. Основные этапы опытно-конструкторских работ по гост 15.001-88. Пути повышения эффективности труда проектировщиков машиностроительных изделий.
- 6.4. Состав и структура графической 3d системы среднего класса.
- 6.5. Методика автоматизированного проектирования чертежей и эскизов в графических 3d системах среднего класса.
- 6.6. Методика проектирования сборочных операций установочно-зажимных приспособлений в графических 3d системах среднего класса методами “снизу-вверх” и “сверху-вниз”.
- Часть 7. Пути и методы достижения высокого качества и эффективности машиностроительного производства.
- 7.1. Основные условия, обеспечивающие экономически эффективное использование станков с чпу, гпм и гпс.
- 7.2. Основные факторы, обеспечивающие достижение высокой эффективности применения агрегатных станков и автоматических линий.
- 7.3. Понятие о системах активного контроля, адаптивного управления. Основные условия их эффективного использования.