Основные причины неэффективного использования птб
Результаты анализа состояния ПТБ существующих АТП позволяют установить причины ее неэффективного использования и следствия, к которым они приводят (таблица 6.1), что в известной степени характеризует уровень развития ПТБ и дает возможность наметить пути для ее совершенствования.
Основные направления развития и совершенствования ПТБ. До недавнего времени на автомобильном транспорте, как и в других отраслях народного хозяйства, преобладал интенсивный путь развития ПТБ, заключающийся главным образом в осуществлении нового строительства и расширении автономных АТП. При этом АТП строились, развивались и функционировали разрозненно, изолированно и независимо друг от друга, каждое АТП осуществляло весь комплекс работ ТО и ТР, необходимых для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии. Характерным для этих АТП является необходимость наличия в них комплекса производственных участков, рабочих постов и технологического оборудования независимо от степени их загрузки. Такое положение приводит к неэффективному использованию ПТБ предприятий автомобильного транспорта (увеличению площадей производственно-складских помещений и затрат на ТО и ТР, низкой производительности труда ремонтных рабочих и фондоотдаче).
Устранение этих недостатков в условиях ограничений капитальных вложений возможно за счет отказа от старых традиционных стереотипов и перехода на путь интенсивного развития и организации ПТБ, основой которого являются научно-обоснованные принципы производства ТО и ТР подвижного состава.
Таблица 6.1 - Основные проблемы ПТБ существующих АТП
Причины | Следствия |
Не полное соответствие мощности элементов ПТБ* | |
Имеющаяся численность подвижного состава на АТП не соответствует проектной мощность ПТБ | Выполнение в полном объёме работ по ТО и ТР подвижного состава затруднено |
Несоответствие параметров элементов ПТБ параметрам подвижного состава | |
Грузоподъемность и параметры имеющегося подвижного состава не соответствуют грузоподъемности и параметрам расчетных моделей по проекту | Нарушаются нормативы размещения рабочих постов ТО и ТР и габариты приближения подвижного состава друг к другу и к элементам строительных конструкций** |
Неприспособленность элементов ПТБ к требованиям эксплуатации газобаллонных автомобилей | |
Параметры и материалы строительных конструкций зданий и сооружений и инженерное оборудование не отвечают соответствующим требованиям, отсутствуют в помещениях ТО и ТР естественная вентиляция, аварийное освещение, система автоматического контроля воздушной среды Отсутствует специальное оборудование для ТО и ТР газовой системы питания | Наличие повышенной взрыво- и пожароопасности зданий и сооружений
Не обеспечиваются в полном объеме работы по ТО и ТР |
Недостаточная оснащенность технологическим оборудованием | |
Дефицит основных видов оборудования (уборочно-моечного, подъемно-транспортного и т.п.) | Низкий уровень механизации производственных процессов и производительности труда рабочих |
Несоответствие технологических процессов современным научно-техническим требованиям | |
Не используются прогрессивные методы выполнения ТО и ТР автомобилей (механизации и автоматизации выполнения уборочно-моечных работ, диагностирования и др.) | Увеличенная продолжительность простоя автомобилей в ТО и ТР, низкое качество работ, низкий коэффициент технической готовности |
Окончание таблицы 6.1 | |
Причины | Следствия |
Нарушение нормативных санитарно-гигиенических условий труда | |
Нарушение нормального температурного режима помещений, повышенная запыленность и загазованность помещений, повышенные производственный шум и вибрация | Повышенная утомляемость и заболеваемость рабочих, низкая производительность труда |
Низкий уровень социальных условий труда | |
Дефицит помещений для размещения гардеробов, душевых, умывальников, раздевалок, недостаток посадочных мест в столовой, буфете, дефицит помещений медпункта и др. | Повышенная текучесть производственных кадров |
Отрицательное воздействие производства на окружающую среду | |
Отсутствие очистных сооружений оборотной системы водоснабжения мойки автомобилей, очистных сооружений производственных сточных вод, оборудования для очистки загрязненного воздуха, удаляемого в атмосферу | Загрязнение водного и воздушного бассейна, почвы. Вредное влияние на растительный и животный мир, на здоровье людей |
* Под элементом понимается производственная структурная единица ПТБ, предназначенная для выполнения определенного вида ТО, ТР, складских или вспомогательных работ.
** Не обеспечивается необходимая ширина проездов для маневрирования при установке автопоездов и сочлененных автобусов на посты ТО и ТР и выезде, с них; габариты рабочих постов не соответствуют габаритам автопоездов и сочлененных автобусов; не обеспечивается возможность подъема самосвального кузова для работ ТО и ТР опрокидывающего механизма и прохода подвесных подъемно-транспортных устройств над поднятым самосвальным кузовом, так как расстояние от пола до низа несущих конструкций не соответствует условиям эксплуатации автомобилей-самосвалов.
По этой же причине не обеспечиваются въезд в здания и вывешивание на напольных подъемниках автомобилей-фургонов и спецподвижного состава.
В дальнейшем, по мере укрепления и стабилизации финансового положения АТП развитие ПТБ целесообразно осуществлять в основном на базе концентрации и специализации производства [II].
Таблица 6.2 - Основные направления развития и совершенствования ПТБ
Тип предприятия | Направление развития и совершенствования ПТБ | Цель | |
АТП грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей | Доведение до необходимого уровня ПТБ действующих АТП Реконструкция и техническое перевооружение действующих АТП, в том числе эксплуатирующих газобаллонные автомобили | Доведение мощности ПТБ для удовлетворения потребности подвижного состава в ТО и ТР с минимальными издержками. Совершенствование производственных процессов ТО и ТР, повышение эффективности функционирования АТП Создание надежных и безопасных условий ТО, ТР и хранения автомобилей Создание необходимой ПТБ для нормального функционирования АТП | |
Производственно-технические комбинаты (ПТК) для грузовых автомобилей Централизованные специализированные производства (ЦСП) | Реконструкция ПТБ действующих АТП для организации на их базе ПТК Расширение и реконструкция ПТБ действующих АТП для организации ТР подвижного состава | Создание ПТБ для централизованного выполнения работ ТО и ТР Создание специализированной ПТБ для централизованного выполнения отдельных видов ТР на принципах кооперации и исключения этих работ из функций АТП | |
Окончание таблицы 6.2 | |||
Тип предприятия | Направление развития и совершенствования ПТБ | Цель | |
Автотранспортные объединения (АТО) | Реконструкция, расширение и техническое перевооружение ПТБ действующих АТП. | Создание специализированной ПТБ на головных предприятиях АТО для централизованного выполнения работ по ТО и ТР подвижного состава эксплуатационных филиалов | |
Эксплуатационные и производственные филиалы АТП | Тоже | Разделение эксплуатационных и производственных (по ТО и ТР подвижного состава) функций АТП, концентрация производства ТО и ТР |
- Проектирование предприятий автомобильного транспорта
- Проектирование предприятий автомобильного транспорта
- 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
- Содержание
- Введение
- Производственно-техническая база и порядок проектирования предприятий автомобильного транспорта
- Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
- Порядок проектирования атп
- Задание на проектирование
- Стадии проектирования
- Основные этапы технологического проектирования атп
- Расчет производственной программы, объема работ и численности производственных рабочих атп
- Выбор исходных данных
- Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
- Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих
- Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей
- Годовой объем работ по то и тр
- Распределение объема то и тр по производственным зонам и участкам
- Годовой объем вспомогательных работ
- Расчет численности производственных рабочих
- Технологический расчет производственных зон, участков и складов
- Расчет постов и поточных линий
- Выбор метода организации то и тр автомобилей
- Режим работы зон то и тр
- Расчет числа отдельных постов то
- Расчет поточных линий периодического действия
- Расчет поточных линий непрерывного действия
- Расчет числа постов тр
- Расчет числа постов ожидания
- Укрупненный расчет постов то и тр
- Определение потребности в технологическом оборудовании
- Расчет показателей механизации производственных процессов то и тр
- Расчет площадей помещений
- Технологическая планировка производственных зон и участков
- Зоны то и тр
- Реконструкция и техническое перевооружение производственно-технической базы атп
- Предпосылки и направления развития и совершенствования птб
- Факторы, влияющие на эффективность функционирования птб
- Основные причины неэффективного использования птб
- Особенности и основные этапы разработки проектов реконструкции и технического перевооружения атп
- Особенности разработки проектов реконструкции.
- Основные этапы разработки проекта реконструкции действующего атп
- Методология анализа состояния птб
- Общие положения
- Исходные данные для разработки проекта реконструкции.
- Анализ отдельных элементов птб
- Пути и методы реконструкции птб
- Перспективы развития атп
- Организационно-технологические формы развития птб
- Предпосылки развития птб
- Региональная структура предприятий
- Список литературы