Расчет показателей механизации производственных процессов то и тр
Под механизацией производственного процесса понимается замена в нем ручного труда работой машин и механизмов, а также замена менее совершенных машин и механизмов более совершенными.
Оценка механизации производственных процессов ТО и ТР согласно Методике [13] производится по двум показателям: уровню механизации и степени механизации. Базой для определения этих показателей является совместный анализ операций технологических процессов и оборудования, применяемого при выполнении этих операций.
Уровень механизации У определяется процентом механизированного труда в общих трудозатратах;
У = 100ТМ/ТО
где ТМ - трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел-мин; ТО - общая трудоемкость всех операций, чел-мин.
Степень механизации С определяется процентом замещения рабочих функций человека применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом:
С = 100М/(4Н); М = Z1M1 + Z2M2 + Z3M3 + Z3.5M3.5 + Z4M4
где 4 — максимальная звенность для АТП;Н - общее число операций; Z1, ... Z4 звенность применяемого оборудования, равная соответственно 1,..4; M1,... M4 —число механизированных операций с применением оборудования со звенностью Z1, ... Z4
Согласно Методике все средства механизации в зависимости от замещаемых функций подразделяются:
на ручные орудия труда (гаечные ключи, отвертки и т.п.) - Z = 0;
на машины ручного действия (пресс, дрель, диагностические приборы без подвода внешнего источника энергии) - Z= 1;
на механизированные ручные машины (электрозаточный станок, электродрель, пневмогайковерт и другие машины с подводом внешнего источника энергии) -Z=2;
на механизированные машины (универсальные станки, прессы, кран-балки, диагностические стенды и другие без системы автоматического управления) -Z=3;
на машины-полуавтоматы (автоматические воздухораздаточные колонки, автоматические мойки без конвейеров, автоматическое диагностическое оборудование) - Z= 3,5;
на машины-автоматы (сушильные и окрасочные камеры, автоматические мойки) -Z=4.
Технологическому оборудованию, применяемому на АТП, присвоена своя звенность. Например: канавный подъемник Р-637 имеет звенность Z = 3; прибор для проверки переднего моста Т-1 - Z = 1; линейка для проверки схождения колес мод. 2182 - Z=0.
Расчет показателей механизации проводится:
по процессам ТО - на одно воздействие;
по процессам ТР - на один ТР;
по складским и вспомогательным работам - применительно к условному количеству хранимых грузов или объему каждого вида вспомогательных работ.
Показатели механизации ТО и ТР для грузовых АТП рассчитывается по наиболее многочисленной модели грузового автомобиля, а для автопоездов - по автомобилю-тягачу.
Уровень механизации процессов ТО и ТР в процентах для подвижного состава одного типа по АТП в целом
где - трудоемкость механизированных операций ЕО, ТО-1, Д-1, Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, чел-мин; - общая трудоемкость всех операций ТО и ТР, чел-мин.
Степень механизации процессов ТО и ТР в процентах для подвижного состава одного типа по АТП в целом,
С = 100М/(4Н); М = 1M1 + 2M2 + 3M3 + 3.5M3.5 + 4M4
где М1...М4 - число механизированных операций, выполняемых в процессе ТО и ТР подвижного состава одного типа с применением оборудования со звенностью Z = 1,..4, - число механизированных операций соответственно ЕО, ТО-1, Д-1, Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, выполняемых с применением оборудования со звенностью Z=1.
Фрагмент расчета показателей механизации процессов ТО и ТР приведен в форме 3.1.
В качестве примера ниже приведены, рассчитанные в соответствии с Методикой [13], значения уровней механизации для подвижного состава смешанного АТП по видам работ в процентах:
-
ЕО
43,2
ТО-1
25,5
ТО-2
23,3
Д-1
62,5
Д-2
60,4
Регулировочные и разборочно-
сборочные работы ТР
17,2
Агрегатные
18,1
Слесарно-механические
60,9
Электротехнические
21,4
Аккумуляторные
28,8
Ремонт приборов системы
питания
19,4
Шиномонтажные и вулканизационные
57,6
Кузнечно-рессорные
75,3
Медницко-радиаторные
62,7
Сварочно-жестяницкие
49,3
Деревообрабатывающие
и обойные
15,6
Окрасочные
21,6
Складские
38,9
Вспомогательные
66,7
Приведенные показатели рассчитаны для существующих типовых технологий при условии полной оснащенности АТП оборудованием в соответствии с типовым Табелем [23].
Для рассматриваемого примера уровень механизации в целом по АТП составляет 35,4 %, а удельный вес рабочих занятых ручным трудом - 14,8 %.
С учетом новых технологий и выпуска более совершенного оборудования показатели механизации процессов ТО и ТР в процентах согласно ОНТП должны быть не ниже следующих значений: автономные АТП - 30-40; эксплуатационные филиалы - 25-30; производственные филиалы - 35-42; БЦТО и ПТК - 40-45; ЦСП - 45-50. При этом удельный вес рабочих, кроме водителей, занятых ручным трудом, в целом не должен превышать 25- 35 %.
Форма 3.1. Расчет показателей механизации зоны ТО-1 автомобиля ЗИЛ-431410 (фрагмент)
№ операции | Наименование механизированной операции
| Наименование механизированного оборудования, тип, модель | Произведение ZМ при звенности оборудования
| Сумма М | Общее число операции
Н | Трудоемкость, чел-м | Показатели механизации, % | |||||||
1 | 2 | 3 | 3,5 | 4 | ТМ | ТО | У | С | ||||||
1
| Проверить свободный ход рулевого колеса | Прибор НИИАТ-К402
| +
|
|
|
|
|
|
| 1,1
|
|
|
| |
2
| Проверить и при необходимости закрепить стремянки рессор | Гайковерт И-314
|
| +
|
|
|
|
|
| 3,2
|
|
|
| |
3
| Проверить состояние и давление воздуха правых задних шин | Колонка С-401
|
|
|
| +
|
|
|
| 1,6
|
|
|
| |
| ||||||||||||||
27
| Смазать шарниры рулевых тяг
| Солидоло- нагнетатель 390М |
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Итого: |
| 5 | 28 | | 28 | | 61 | 67 | 50,4 | 150,0 | 33.6 | 17,5 |
Если показатели уровня механизации окажутся ниже рекомендуемых, то следует проанализировать работы, выполняемые вручную, с целью возможной их механизации, а также замены отдельных видов оборудования на более производительное, или предусмотреть в производственных процессах дополнительное оборудование, обеспечивающее повышение уровня механизации.
- Проектирование предприятий автомобильного транспорта
- Проектирование предприятий автомобильного транспорта
- 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
- Содержание
- Введение
- Производственно-техническая база и порядок проектирования предприятий автомобильного транспорта
- Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
- Порядок проектирования атп
- Задание на проектирование
- Стадии проектирования
- Основные этапы технологического проектирования атп
- Расчет производственной программы, объема работ и численности производственных рабочих атп
- Выбор исходных данных
- Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
- Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих
- Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей
- Годовой объем работ по то и тр
- Распределение объема то и тр по производственным зонам и участкам
- Годовой объем вспомогательных работ
- Расчет численности производственных рабочих
- Технологический расчет производственных зон, участков и складов
- Расчет постов и поточных линий
- Выбор метода организации то и тр автомобилей
- Режим работы зон то и тр
- Расчет числа отдельных постов то
- Расчет поточных линий периодического действия
- Расчет поточных линий непрерывного действия
- Расчет числа постов тр
- Расчет числа постов ожидания
- Укрупненный расчет постов то и тр
- Определение потребности в технологическом оборудовании
- Расчет показателей механизации производственных процессов то и тр
- Расчет площадей помещений
- Технологическая планировка производственных зон и участков
- Зоны то и тр
- Реконструкция и техническое перевооружение производственно-технической базы атп
- Предпосылки и направления развития и совершенствования птб
- Факторы, влияющие на эффективность функционирования птб
- Основные причины неэффективного использования птб
- Особенности и основные этапы разработки проектов реконструкции и технического перевооружения атп
- Особенности разработки проектов реконструкции.
- Основные этапы разработки проекта реконструкции действующего атп
- Методология анализа состояния птб
- Общие положения
- Исходные данные для разработки проекта реконструкции.
- Анализ отдельных элементов птб
- Пути и методы реконструкции птб
- Перспективы развития атп
- Организационно-технологические формы развития птб
- Предпосылки развития птб
- Региональная структура предприятий
- Список литературы