logo
Проектирование АТП_Конспект лекций

Выбор исходных данных

Для расчета производственной программы и объема работ АТП необходимы следующие исходные данные:

При разработке проектов новых АТП исходные данные могут быть даны или рассчитаны исходя из годового объема перевозок грузов или пассажиров, что требует обоснования типа подвижного состава и расчета его количества.

При реконструкции действующего АТП исходные данные принимаются исходя из опыта работы с учетом перспективы и условий развития данного предприятия. Методика выбора типа и расчета количества подвижного состава и его среднесуточного (среднегодового) пробега рассматривается в специальных курсах.

Интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей во многом зависит от условий эксплуатации, которые оказывают влияние на установление периодичности ТО, пробега до КР (списания) и трудоемкости ТО и ТР.

Категории условий эксплуатации автомобилей

В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее именуется Положение) эти категории характеризуются типом дорожного покрытия, типом рельефа местности и условиями движения (таблица 2.1).

Климатические условия эксплуатации автомобилей

Эти условия характеризуются среднемесячными температурами, климатом и определяются для данного АТП на основе данных о районировании территории страны по климатическим районам.

В задании на проектирование может указываться техническое состояние подвижного состава, которое характеризуется пробегом автомобилей с начала эксплуатации и влияет на трудоемкость работ ТР.

Таблица 2.1 – Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

Условия движения

За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города)

В малых городах

(до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне

В больших городах (более 100 тыс. жителей)

I

- , ,

-

-

II

-

- , , ,

- , ,

- , , ,

-

-

III

-

-

- ,

- , , , ,

-

- , , ,

- , , , ,

- , , , ,

- , , , ,

- , , ,

- , ,

-

IV

- , , , ,

- , , , ,

-

- ,

- , ,

- , , , ,

V

- , , , ,

Дорожные покрытия:

- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

- битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

- щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

- естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

- равнинный (до 200 м);

- слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

- холмистый (свыше 300 до 1000 м);

- гористый (свыше 1000 до 2000 м);

- горный (свыше 2000 м).

Режим работы подвижного состава

Режим определяется числом дней работы подвижного состава в году на линии и временем его в наряде (временем работы в сутки).

Для пассажирского транспорта, т.е. такси, автобусов, число дней работы в году составляет 365 дней, а для грузового автотранспорта зависит от режима работы обслуживаемой клиентуры и может составлять 249, 303 или 357 дней.

Время в наряде определяется числом смен работы подвижного состава на линии и их продолжительностью. Число смен может быть равно 1; 1,5 или 2 (иногда 3). Время в наряде в зависимости от числа рабочих дней в году и от числа смен. Среднее время в наряде подвижного состава на АТП зависит от соотношения в нем автомобилей, работающих с различным числом смен.

Таблица 2.2. Рекомендуемые режимы работы подвижного состава (по ОНТП 01—91)

Тип подвижного состава

Режим работы

Число дней работы в году

Среднее время в наряде, ч

Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы

Общего пользования грузовые автомобили и автопоезда Маршрутные автобусы и легковые такси

Междугородные автопоезда

Внедорожные автомобили-самосвалы

305

305

365

357

357

10,5

12,0

12,0

16,0

21,0

В случае, когда режимы работы подвижного состава не оговорены в задании на проектирование, они принимаются по технологическим нормативам [16] в зависимости от вида перевозок, типа подвижного состава и его ведомственной принадлежности (табл. 2.2).

Режим ТО и ремонта подвижного состава

Режим определяется видами ТО и ремонта, периодичностью технических воздействий, трудоемкостью их выполнения и продолжительностью простоя подвижного состава на ТО и в ремонте. Режимы ТО и ремонта подвижного состава установлены Положением, являющимся основополагающим документом для планирования и организации работы технической службы на предприятиях автомобильного транспорта, а также для разработки производных нормативно-технологических документов.

Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации предусмотрены вторые (нормативные) части Положения по базовым моделям автомобилей.

Для разработки технологических решений проектов на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий используются «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» (ОНТП-01-91) [16]. ОНТП разработаны с учетом прогноза, совершенствования автомобильной техники, обновления парка новым, более надежным подвижным составом и обеспечения достижений научно-технического прогресса в развитии ПТБ автомобильного транспорта (внедрения прогрессивных методов технологии и организации ТО и ТР, нового производительного технологического оборудования и т.д.).

Режимы ТО и ремонта, приведенные в ОНТП, предназначены для применения их в проектах новых предприятий, рассчитанных на перспективный подвижной состав. Для разработки проектов расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий для существующего парка подвижного состава используются режимы ТО и ремонта, приведенные в действующем Положении (первой и второй частях). В остальном при технологическом проектировании как для разработки проектов новых предприятий автомобильного транспорта, так и проектов расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий следует руководствоваться нормативами ОНТП.

В учебном процессе при изучении методов технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта используются нормативные материалы Положения и ОНТП.

Учитывая, что Положение и его нормативная база рассматриваются при изучении курса „Техническая эксплуатация автомобилей", в данном учебнике приведены в основном нормативы ОНТП.