logo
МП по Чурносову(правленный)

4.Электромеханические свойства двигателей постоянного тока.

Задача 4.1. Построить естественную механическую характеристику двигателя с параллельным возбуждением типа П-91М по паспортным (каталожным) данным: Рном=21,5кВт; Uном=220В; Iном=125А; nном=1000об/мин.

Решение: КПД двигателя при номинальной нагрузке

Сопротивление цепи якоря

Номинальная скорость двигателя

Коэффициент постоянного потока

Скорость идеального холостого хода

Номинальный электромагнитный момент двигателя

Соединив прямой две точки с координатами А(М=0; ω=117,7рад/с), и Б(М=234 Н∙м; ω=104,7рад/с), получим рассчитанную механическую характеристику.

Задача 4.2. Рассчитать сопротивления, которые при включении в цепь якоря двигателя с параллельным возбуждением типа П-91М обеспечили бы при моменте Мном режимы работы двигателя со скоростью 0,5 ωном; стоянки двигателя под током.

Решение: Из задачи 3.1. ωном=104,7 рад/с; Мном=234 Н∙м; k=сФ=1,87 Вб; rа=0,192 Ом.

Добавочное сопротивление для обеспечения скорости 0,5 ωном

Добавочное сопротивление для обеспечения режима стоянки под током I=Iном

Задача 4.3. Определить скорость, которую разовьет двигатель типа П-91М в рекуперативном режиме при моменте 0,5Мном, работая на естественной механической характеристике и на реостатной характеристике при rД=0,5Ом.

Решение: Скорость на естественной характеристике

Скорость на реостатной характеристике

Задача 4.4. Какой начальный тормозной момент разовьет двигатель типа П-91М, работавший на реостатной механической характеристике (rД=0,5Ом) с моментом 0,5Мном, если перевести его в режим динамического торможения замыканием на сопротивление rт=0,8Ом.

Решение: Скорость рабочего режима

Тормозной момент

Задача 4.5. Рассчитать сопротивления, которые необходимо включить в цепь якоря, чтобы двигатель типа П-91М, преодолевая активный статический момент, равный номинальному, развивал бы скорость в двигательном режиме 10рад/с; при тормозном спуске в режиме противовключения – 10рад/с.

Решение: Добавочное сопротивление для обеспечения двигательного режима

Добавочное сопротивление для обеспечения режима противовключения (скорость отрицательная)

Задача 4.6. Рассчитать и построить механические характеристики - естественную и при шунтировании якоря двигателя со смешанным возбуждением типа ДПМ-32 с параметрами Рном=12кВт; Uном=220В; Iном=66А; nном=800об/мин; rа=0,28 Ом; rс=0,018 Ом. Шунтирующее сопротивление: rш=6,0 Ом; последовательное rп=2,0 Ом.

Решение: Номинальное значение угловой скорости

Коэффициент постоянного потока

1. Построение естественной механической характеристики (Rш=∞; Rп=0):

а) определяем ЭДС Е из уравнения

б) для заданного значения тока Iа берем Ic=Ia;

в) относительное значение намагничивающей силы

г) по нагрузочной характеристике для соответствующего тока Ia находим φ;

д) определяем значение ω из уравнения

е) рассчитываем момент М по уравнению

Расчетные данные сводим в таблицу

Iа, А

0

18

34

50

66

82

98

Е, В

220

214,5

209,9

205,1

200,3

195,6

190,8

Iс, А

0

18

34

50

66

82

98

F*, о.е.

0,7

0,78

0,85

0,92

1,0

1,07

1,14

φ, о.е.

0,89

0,91

0,94

0,95

0,99

0,99

1,0

ω, рад/с

103,4

98,7

93,4

90,4

85,0

82,7

79,9

М, Н∙м

0

39,2

76,3

113,4

155,5

194,0

234,0

2. Построение механической характеристики при шунтировании якоря сопротивлением rш=6,0 Ом и последовательным сопротивлением rп=2,0 Ом:

а) определяем ЭДС Е из уравнения

б) для заданного тока Ia находим Ic по уравнению

в) относительное значение н.с.

Дальнейший расчет производим так же, как и для естественной характеристики. Расчетные данные сводим в таблицу.

Iа, А

0

18

34

50

66

82

98

Е, В

164,4

132,2

103,6

75,0

46,4

17,8

-10,6

Iс, А

27,4

41,0

52,8

64,8

76,9

88,8

101,0

F*, о.е.

0,82

0,88

0,94

0,99

1,05

1,10

1,15

φ, о.е.

0,96

0,98

1,0

1,0

1,0

1,10

1,15

ω, рад/с

71,8

56,6

43,4

31,4

19,4

6,8

-3,8

М, Н∙м

0

42,1

81,2

119,5

157,8

215,5

269,4

Механические характеристики двигателей со смешанным возбуждением:

1-естественная; 2-при шунтировании якоря.