logo
шпоры Межд АБ

17.Основные тенденции российского рынка легковых автомобилей и факторы, их обуславливающие

За первые шесть месяцев 2011 года Россия опередила крупнейшие автомобильные рынки мира, продемонстрировав самый большой рост продаж (57% в количественном выражении) в сегменте новых легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Индия – 16%, США – 13%, Германия – 10%). В денежном выражении рост составил 85%. Большой спрос наблюдается в сегменте бюджетных иномарок. Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование, укрепление рубля, рост экономики и снижение безработицы. В то же время столь значительный рост частично объясняется эффектом «низкой базы»1-ого квартала 2010 года. В дальнейшем мы ожидаем замедления темпов роста, и полагаем, что в 2011 году объем продаж легковых автомобилей может достигнуть 2,5 млн. штук.

К 2016 году производство легковых автомобилей в России может превысить 3 млн штук

Рост продаж в сегменте российских брендов, который составил 32% в количественном выражении и 52% – в денежном объясняется в первую очередь влиянием программ утилизации. В то же время стоит отметить, что рыночная доля российских брендов постепенно снижается.

По итогам двух кварталов 2011 года объем продаж новых импортируемых иномарок вырос на 60% в количественном выражении и на 82% – в денежном; одним из факторов увеличения спроса на иномарки явилось укрепление курса рубля.

Доля иностранных автомобилей, произведенных в России, неуклонно росла в количественном выражении с 2002 года и достигла 38% в первом полугодии 2011 года. Мы ожидаем сохранения этой тенденции, так как новые заводы продолжают наращивать производство.

В ходе кризиса наибольшее снижение продаж наблюдалась в регионах, однако, сейчас они показывают наилучшую динамику восстановления, по сравнению с Москвой и Петербургом.

Существенно увеличившийся спрос на автомобили, государственные программы стимулирования, а также инвестиции автопроизводителей в новые мощности дали возможность заметно нарастить объемы производства. По итогам первого полугодия 2011 года было произведено 815 тыс. легковых автомобилей, что на 67% больше, чем за аналогичный период 2010 года. 2011 год может стать рекордным годом по объему производства легковых автомобилей за всю историю российского автопрома – объем производства может приблизиться к 1,7 млн автомобилей в год. К 2016 году производство может превысить отметку в 3 млн штук, как результат общего роста рынка и увеличения доли автомобилей российской сборки.

Из-за активного роста внутреннего производства иномарок рост их продаж составил 77% в количественном выражении и 104% – в денежном. Как мы и ожидали, этот сегмент демонстрирует самый динамичный рост.

В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но при этом должны быть готовыми быстро отреагировать на возможные изменения.