46. Вибрационные и трамбующие машины для уплотнения грунтов. Принцип действия. Классификация.
К машинам для уплотнения грунтов, относятся прицепные и самоходные вибрационные катки, трамбующие машины и вибрационные плиты Прицепные вибрационные катки применяют для уплотнения как несвязных и малосвязных грунтов (наибольший эффект), так и любых связных и комковатых грунтов на глубину до 0,6 ... 1,2м. Выполняют их с гладкими, кулачковыми и решетчатыми вибровальцами. Кулачковые вибровальцы эффективно уплотняют связные грунты, решетчатые — комковатые и связные, а гладкие — несвязные. Вибровозбудитель, создающий колебания, выполняют обычно в виде вала с дебалансами-эксцентриками. Он монтируется внутри вибровальца и приводится в движение от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного на раме (см. рис. 150, а). Необходимое уплотнение достигается при меньшей массе уплотняющей машины. Кулачковые виброкатки можно буксировать более легкими тракторами, в том числе колесными. Самоходные виброкатки легкого (0,5 ... 2 т) и среднего (2 ... 6 т) типов применяют для уплотнения асфальтобетонных и мелкогравийных покрытий при сооружении тротуаров, небольших проездов и ремонте дорожных покрытий, а тяжелого типа (6 ... 8 т) — для уплотнения асфальтобетонных и гравийно-щебеночных дорожных покрытий. Самоходные виброкатки выполняют с одним (реже — с двумя) ведущим вальцом и одним ведомым вальцом, закрепленным шарнирно на раме катка ( б). Вибровальцом служит ведущий валец, на который установлен вибровал с механическим или гидравлическим приводом. Для защиты агрегатов и рабочего места машиниста от вибрации между рамой и вибровальцом предусмотрены резинометаллические амортизаторы. Трамбованием можно уплотнять все виды грунтов как связные, так и несвязные, но наиболее эффективно этим способом уплотняются грунты с пониженной влажностью, щебенистые и гравелистые грунты, а также насыпи, отсыпаемые зимой. Преимуществом трамбования по сравнению с укаткой является возможность уплотнения грунтов слоями толщины до 1,5 м.
Уплотнение грунта трамбованием может осуществляться: механическим трамбованием (пневматическими и электрическими трамбовками, а также трамбовками с бензиновым двигателем и взрывного действия); специальными трамбовочными машинами с дизельными молотами; навесными плитами на экскаваторах, кранах и тракторах. Механические трамбовки используют при небольших объемах работ и уплотнении грунтов в стесненных местах, не доступных для работы машин. Трамбовочные машины с дизельными молотами и взрывные трамбовки эффективно работают только на предварительно уплотненных грунтах.
Трамбовочная машина на базе трактора представляет собой навесное оборудование к гусеничному трактору с ходоуменьшителем. Оно выполнено в виде двух трамбующих плит с направляющими штангами (см. рис. 150, в). Плиты массой 1,3 т попеременно поднимаются кривошипно-полиспастным механизмом и сбрасываются на уплотняемый грунт. Трамбовочные машины такого типа уплотняют тяжелые связные грунты глубиной до 1,2 м, а также грунты с ненарушенной структурой в подошвах каналов и водохранилищ.
Вибрационные плиты предназначены для уплотнения несвязных насыпных грунтов и гравийно-щебеночных материалов толщиной слоя до 0,6 м при работах небольшого объема и в стесненных условиях. Машинист управляет плитой с помощью штанги-водила 13, в которой сосредоточены рукояти управления и штурвал направления движения. Передвижение виброплиты происходит в результате изменения угла наклона к горизонту вибровозбудителя, установленного шарнирно на опорной плите 9.
47. Определение производительности машин циклического действия. Производительность машин цикличного действия:
Пт=(3600V/Тц)*(Кн/Кр) ,
где V — геометрический объем ковша, м3;
Тц — продолжительность рабочего цикла, с; Включает в себя время на копание t1, время на подъем ковша t2, поворот стрелы с ковшом t3, выгрузку ковша t4, поворот стрелы в забой t5 , опускание ковша t6,т.е.
Тц= t1+ t2+ t3+ t4+ t5+ t6 .
Кр — коэффициент разрыхления грунта;
Кн — коэффициент наполнения ковша грунтом в разрыхленном состоянии, Кн = 0,6 ... 1,2.
- 4. Сварные и заклепочные соединения. Области применения.
- 5. Шпоночные и шлицевые соединения. Методики расчёта.
- 6. Фрикционные передачи. Их разновидности. Понятие о передаточном числе.
- 7. Зубчатые передачи. Их классификация. Понятие о передаточном числе.
- 8.Цепные передачи. Классификация. Область применения. Понятие о передаточном числе.
- 9. Редукторы. Их классификация и принципиальные схемы. Понятие о передаточном числе зубчатых редукторов.
- 10. Муфты. Классификация и назначение.
- 11. Подшипники и подпятники. Их классификация и назначение.
- 12. Силовое оборудование строительных и дорожных машин. Его классификация. Наименование основных параметров.
- 14. Принципиальная схема объемного гидропривода. Достоинства и недостатки гидропривода.
- 15. Насосы объемного гидропривода. Классификация и принцип работы. Возможная их обратимость.
- 18.Тракторы(промышленные). Классификация. Примеры агрегатирования с навесным оборудованием.
- 13. Принципиальная схема пневматического управления строительными и дорожными машинами. Достоинства и недостатки.
- 16. Ходовое оборудование строительных и дорожных машин. Основы тягового расчета(на примере бульдозера или скрепера).
- 17. Автомобили, как базовые машины навесного оборудования. Примеры агрегатирования навесного оборудования.
- 19. Классификация подъемно-транспортных машин. Наименование их основных параметров.
- 20. Домкраты. Их классификация и область применения.
- 21. Лебёдки, тали и тельферы. Назначение. Классификация.
- 22. Схемы полиспастов. Определение усилия в канате, навиваемом на барабан лебёдки. Понятие о кратности полиспастов.
- 23. Самоходные стреловые краны. Назначение. Основные части и механизмы.
- 24. Основные части и механизмы мостового крана. Кинематические схемы механизмов. Область применения мостовых кранов. Определение производительности.
- 25. Основные схемы колодочных электромагнитных тормозов строительных кранов.
- 26. Козловые краны. Назначение. Классификация. Область применения. Принципиальные схемы. Определение производительности.
- 27. Ленточные конвейеры. Назначение. Схемы разгрузки. Определение произв-сти.
- 28. Винтовые конвейеры (шнеки). Назначение. Схема устройства. Определение производительности.
- 29.Ковшовые конвейеры. Назначение. Схема устройства. Определение производительности.
- 30.Пневмотранспорт.Назначение, классификация, принцип устройства.
- 31.Погрузочно-разгрузочные машины. Назначение. Классификация. Принципиальные схемы.
- 33.Многоковшовые погрузчики непрерывного действия.
- 32.Схемы устройства и работы одноковшовых фронтальных погрузчиков.
- 34. Вилочные погрузчики
- 35. Основные группы машин для производства подготовительных и земляных работ. Области применения.
- 36.Бульдозеры. Классификация. Конструктивные схемы. Основы тягового расчета.
- 38. Определение производительности бульдозеров при разработке и перемещения грунта и на планировочных работах.
- 37.Бульдозеры с гидравлическим управлением. Схемы устройства и применения. Определение производительности.
- 40.Схема самоходного скрепера с гидравлическим управлением. Разгрузка ковша.
- 39.Скреперы. Их классификация. Области применения. Основы тягового расчета скреперов.
- 41. Определение произв-ти скреперов. Пути повышения их произв-ти. Техническая производительность скрепера (в м3/ч):
- 42. Прицепные и самоходные скреперы с принудительной загрузкой. Их основные параметры. Область применения.
- 43. Автогрейдеры. Назначение. Классификация. Принцип действия.
- 44. Колесные схемы автогрейдеров. Основные виды работ, выполняемые автогрейдерами. Определение производительности.
- 45. Машины для уплотнения грунтов. Классификация. Принцип действия.
- 46. Вибрационные и трамбующие машины для уплотнения грунтов. Принцип действия. Классификация.
- 48. Классификация, принципиальные схемы одноковшовых элеваторов. Назначение. Определение их производительности.
- 51 Классификация и принципиальные схемы экскаваторов непрерывного действия. Назначение. Произв-ть.
- 54. Методы дробления. Машины для дробления каменных материалов.
- 57. Валковые камнедробилки. Схема устройства и работы.
- 60. Способы изменения крупности дробления материалов в камнедробилках. График гранулометрического состава дробленого продукта.
- 61. Эксцентриковые и инерционные грохоты. Схемы работы.
- 62. Бетоносмесители. Классификация.
- 63. Принципиальная схема устройства бетоносмесителей гравитационного (свободного) перемешивания. Определение производительности. Геометрический и производственный объём барабана.
- 64. Принципиальная схема устройства и работы бетоносмесителей принудительного перемешивания. Определение произв-ти.
- 65. Автобетоносмесители. Назначение. Особенности заправки компонентами цементобетонной смеси.
- 66. Принцип работы бетоносмесителей непрерывного действия. Определение произв-ти.
- 67. Бетоносмесительные установки. Классификация. Компоновочные схемы. Производительность.
- 68. Дозаторы цикличного и непрерывного действия. Область применения.
- 69. Установки для приготовления асфальтобетонной смеси. Классификация. Перечень оборудования.
- 70. Битумное оборудование асфальтобетонных установок. Битумохранилища. Битумные котлы.
- 71. Сушильный и смесительный агрегаты асфальтобетонных установок. Их классификация.
- 72. Асфальтоукладчики. Их классификация. Основные рабочие органы.
- 74. Комплект машин для скоростного строительства дорожных и аэродромных покрытий. Состав комплекта. Особенности его организации. Принцип управления машинами комплекта.
- 75. Машины для летнего содержания дорожных покрытий. Их классификация и принцип действия.
- 76. Машины для зимнего содержания дорог. Классификация и принцип действия.
- 77. Организация условий безопасности при работе на строительных и дорожных машинах.
- 78. Требования, предъявляемые к строительным машинам с точки зрения экологии и эргономики (примеры).
- 79.Основы технической эксплуатации строительных и дорожных машин.
- 80. Принцип построения системы планово-предупредительного обслуживания и ремонта машин.