Рекомендации
Рекомендации общего характера
Для высокой эффективности экономических преобразований необходима чёткая промышленная политика, рассматривающая российскую экономику не как набор разрозненных секторов, а как единый комплекс с учётом интересов всей экономической системы.
Предложения по связыванию импортных пошлин.
Уровень связывания импортных пошлин Россией после присоединения к ВТО должен в целом содействовать изменению характера конкурентоспособности товаров отечественного производства и вести к увеличению ее производства. Поэтому необходимо не создавать тепличные условия для отечественных производителей, а содействовать наиболее полному использованию норм и правил, защищающих внутренний рынок в рамках соглашения. Вместе с этим целесообразно установить режим наибольшего благоприятствования для прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики.
Тарифная политика государства по группе черных металлов должна быть увязана с уровнем импортных пошлин на продукцию металлопотребляющих отраслей России. Сокращение производства в этих отраслях также вызовет сокращение спроса на продукцию металлургической отрасли, при этом эффект может быть значительно большим, чем от прямого влияния изменения внешнеторговых условий.
На сегодняшний момент ставка импортной пошлины на черные металлы составляет 5 %. Вступление в ВТО предполагает установление уровня связывания импортных пошлин, т.е. обсуждение с основными поставщиками той или иной продукции на внутренний рынок России пределов увеличения ставок таможенных пошлин в течение имплементационного периода (отрезка времени, в течение которого будет происходить изменение уровня связывания), предположительно, с 2003 по 2008-2010 гг.
В соответствии со сложившейся ситуацией на мировом и внутреннем рынках черных металлов, а также с положением отечественной металлургии, представляется необходимым принятие к рассмотрению следующих предложений по связыванию импортных пошлин.
№ п/п | Предложение | Обоснование |
1 | Пошлины на товары инвестиционного назначения (комплектующие и технологическое оборудование, особенно материало- и топливосберегающее).
| Цена продажи таких импортных товаров гораздо выше цены отечественных, причем подчас зарубежные инвестиционные товары, закупаемые российскими металлургическими предприятиями попросту не имеют аналогов. В установлении указанных уровней связывания явно видна попытка мотивации российских предприятий машиностроения к повышению эффективности производства уже существующей товарной номенклатуры, а также к увеличению в ВВП доли производства продукции со значительным уровнем передела (готовая продукция, а не комплектующие). Снижение уровня связывания тарифа на эти товары позволит предприятиям черной металлургии не только в максимально сжатые сроки претворять в жизнь значительные инвестиционные программы, но и, при условии проведения сбалансированной межотраслевой государственной политики, в перспективе создать относительно дешевую сырьевую базу для отечественного машиностроения, которое является одним из основных потребителей продукции черной металлургии. |
2 | Начальный уровень связывания импортных пошлин на некоторые виды сырья для черной металлургии (ферросплавы, отходы и лом металла) целесообразным установить на уровне, приближающемся к 5 %. Конечный уровень связывания приблизить к 0 %.
Предложенные Правительством РФ уровни связывания в размере 15 % в начале и 5 % в конце имплементационного периода, с нашей точки зрения, не соответствует целям интенсификации развития экономики России – такой уровень связывания обеспечит в будущем еще более устойчивую сырьевую ориентацию страны. | В настоящее время иностранные поставщики (ЮАР, ЕС, Чехия и Словакия, Грузия, Турция, Швейцария и Лихтенштейн) обеспечивают российскую металлургию относительно дешевым сырьем указанных видов. Снижение уровня связывания до указанных размеров в течение 3 лет позволит в значительной степени снизить материальные издержки производства российской металлургии, что положительно скажется на уровне ее конкурентоспособности и позволит высвободить денежные ресурсы в целях эффективного инвестирования. Все это будет способствовать скорейшим структурным преобразованиям в российской экономике, снижению ее сырьевой направленности и повышению в ВВП доли производства продукции с высокой степенью передела. |
3 | Уровень импортных пошлин на металлопродукцию высокого качества – сортовой прокат и листовой прокат из коррозионно-стойкой и легированных сталей, как предлагает Правительство РФ, необходимо установить в размере 15 % в начале и 5 % в конце имплементационного периода (4 года). Начальный уровень связывания 13 % по холоднокатаному листовому прокату должно быть увеличено до 20 %. | Имплементационный период и значительная разница между уровнями связывания поможет – наряду с продуманной государственной инвестиционной политикой – привлечь дополнительные финансовые ресурсы в целях развития производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. |
4 | Импортные пошлины на листовой прокат из железа и нелегированных сталей на первоначальном этапе должны быть, как предлагает Правительство РФ, на уровне 10 % и 5 % - в конце 3-х летнего имплементационного периода. В отношении продукцию с более высокой степенью передела, такую, как лист из электротехнической стали, с покрытием и пр., предлагаем повысить верхний уровень связывания до 15 %. | Достаточная разница между уровнями связывания позволит не только при необходимости применить соответствующие механизмы государственного защитного воздействия, но и поможет предприятиям наиболее эффективным образом закончить начатые инвестиционные проекты по модернизации и обновлению производства и увеличению качества и сортамента производимой продукции, а также в условиях наибольшего благоприятствования начать новые. А повышение в ВВП доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости положительно скажется на развитии экономики в целом. |
5 | Установленные Правительством уровни связывания на все остальные виды продукции черной металлургии (чугун, гранулы и порошки, другие металлопродукты) в размере 10 и 5 % (начальный и конечный) абсолютно обоснованны с точки зрения стратегии развития черной металлургии. |
3. Предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ
Традиционно конкурентоспособность российской металлургии на мировом рынке обеспечивалась не только благодаря относительно дешевому сырью и энергии, но низкой доле амортизационных отчислений и оплаты труда в себестоимости продукции. Это влечет за собой как минимум две проблемы:
1) выбытие основных фондов в отрасли составляет 1 % в год, в то время как этот показатель должен достигать 3,5 % (по данным Министерства промышленности науки и технологий РФ). Оборудование изношено на 2/3, что увеличивает издержки на ремонт, экологию, охрану труда и т.п. и попросту делает производство стратегически неэффективным;
2) продолжается тенденция по увеличению цен на сырье и продукцию естественных монополий. Активный экспорт руды неминуемо способствует выравниванию внутренних и внешних цен на сырье. Принятая Правительством «Стратегия развития России до 2010 года» предусматривает опережающий рост цен на электричество и энергоносители. Решением Комиссии правительства РФ по вопросам тарифного регулирования повышены на 17,5 % тарифы на внутренние железнодорожные грузовые перевозки. Конечно же, есть предельный порог затрат, за которым неминуемо обрушение отрасли. По расчетам, проведенным в ОАО «Северсталь», если тенденция повышения цен на сырье и продукцию естественных монополий сохранится, то к 2003г. издержки черной металлургии превысят выручку.
Указанные проблемы, безусловно, требуют решения. Производителям просто необходима сильная поддержка государства в проводимой внешнеэкономической политике, помимо этого очень актуальной становится проблема снижения темпов роста издержек на сырье, энергоносители и железнодорожные перевозки. Также пока не нерешены вопросы ускорения модернизации основных производственных фондов и повышения среднего уровня оплаты труда в отрасли.
В целях активного содействия решению проблем целесообразно:
№ п/п | Предложение | Обоснование |
1. | - снизить экспортные пошлины на продукцию отрасли; - изменить условия обязательной продажи валютной выручки: увеличить сроки, уменьшить долю | Снижение экспортных тарифов и изменение условий продажи валютной выручки позволят расширить присутствие российских металлургических предприятий на внешних рынках за счет снижения цен на продукцию и возможности использования отсрочки платежа. Расширение присутствия на внешних рынках увеличит выручку в иностранной валюте, что повысит приток валютных ресурсов в Центральный банк Все это, в свою очередь, поможет переместить часть объемов реализации с внутреннего рынка на внешний, предотвратив тем самым дальнейшее негативное противостояние между российскими производителями, и увеличить объемы реализации предприятий. |
2. | снизить темпы роста цен на продукцию естественных монополий; | Снижение тарифов на продукцию естественных монополий (МПС, РАО «ЕЭС» и др.) не только позволит увеличить потребление предприятиями черной металлургии такого рода продукции, но и оптимизировать состав издержек, что на фоне увеличения объемов реализации повлечет за собой повышение уровня прибыли. Рост объемов реализации и прибыли (в том числе за счет снижения издержек в части расходов на обслуживание кредитов через механизм снижение процентной ставки рефинансирования) в значительной степени увеличит поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов с оборота. |
3. | - содействовать снижению импортных пошлин на ввоз основных средств инвестиционного назначения; - упростить механизм ввоза указанных товаров; - расширить возможности применения механизма ускоренной и иных видов амортизации | снижение количества барьеров для ввоза из-за рубежа основных средств производственного назначения, в том числе не имеющих аналогов в России, доступная и эффективная амортизационная политика ускорит процессы замещения старого оборудования на новое. Динамичная инвестиционная политика предприятий позволит повысить эффективность производства, тем самым укрепить свое положение на внешнем и внутреннем рынках, повысить конкурентоспособность, изменить, наряду со снижением издержек на продукцию естественных монополий, структуру себестоимости. |
4. | снизить уровень процентных ставок рефинансирования Центрального банка в целях расширения коммерческого кредитования. | Появление в распоряжении предприятий значительной части финансовых ресурсов в виде возросшей нераспределенной прибыли и относительно доступных коммерческих кредитов позволит использовать их в инвестиционных целях: расширить производство, модернизировать оборудование, повысить эффективность производства. |
6. | с целью увеличения среднего уровня благосостояния работающих, необходимо снизить нормативы обязательных отчислений на фонд оплаты труда | Снижение нормативов отчислений на фонд оплаты труда – единого социального налога и его составляющих – позволит в наиболее полной и даже расширенной форме финансировать собственную и городскую социальную сферу, что особенно важно в вопросе повышения уровня благосостояния работников отрасли, поскольку большая часть предприятий черной металлургии являются градообразующими. Кроме того, повышение среднего уровня оплаты труда в отрасли позволит существенно расширить потребительский спрос. |
Безусловно, нуждается в некотором изменении и внешнеторговое законодательство. В частности, возможно внесение следующих поправок в Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»:
В связи с невозможностью предоставления данных о продажах на внутреннем рынке по десятизначным кодам ТН ВЭД и отсутствием статистических данных об объемах производства по кодам ТН ВЭД по определению «аналогичный или непосредственно конкурирующий товар», необходимо предоставить возможность использовать либо данную классификацию, либо более укрупненную (несколько знаков ТН ВЭД, ОКП), либо проверять идентичность товара по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам.
Внести понятия «статуса страны импортера» с рыночной и нерыночной экономикой и описать методику определения «статуса страны», определить критерии «рыночности». Данный статус необходим для методики определения нормальной стоимости.
Создать форму «типового вопросника» как для отечественных предприятий-петиционеров так и для предприятий-импортеров и иностранных производителей, а также установить четкие временные границы: осуществление уведомления и рассылки вопросников заинтересованным сторонам в течение 15 дней с даты начала расследования и предоставление информации, запрашиваемой в вопроснике, в течение 30 дней с даты его получения. При непредставлении или несвоевременном представлении информации ответчиками, Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (далее Комиссией) должна быть использована информация истцов или другая «наиболее достоверная информация» (best information available).
Для проверки информации, представленной в рамках расследования от всех заинтересованных сторон, ведущий расследование орган имеет право проводить «верификацию» на предприятиях, участвующих в расследовании. При отказе участника расследования принять верификационную комиссию, Комиссия вправе считать предоставленные ранее данные указанного предприятия недействительными.
Установить процедуру обязательного вынесения предварительного решения Комиссией на основании полученной информации от заинтересованных сторон не позднее 6 месяцев с даты инициирования расследования, и возможность введения ретроактивных пошлин.
6. Изменить условия прекращения действия компенсационных пошлин при отказе иностранным государством или союзом иностранных государств от предоставления специфических субсидий или при согласии экспортеров поднять цены в размере субсидии на введение компенсационных пошлин сроком действия 5 лет, либо до тех пор, пока не будет полностью компенсирован ущерб отрасли российской федерации от субсидированного импорта.
Помощь в решении основных проблем отрасли, безусловно, поможет поддерживать производство конкурентоспособной продукции не только в черной металлургии, но и окажет положительное общеотраслевое влияние.
- Текущее состояние
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Алюминиевая промышленность Состояние рынка алюминиевых изделий в России
- Благоприятный для России прогноз ситуации на рынке алюминия
- Процессы, происходящие в алюминиевой отрасли
- Перспективы российской алюминиевой промышленности в условиях присоединения России к вто
- Авиационная промышленность Введение
- Текущая ситуация
- Объемы производства гражданской авиатехники
- Перспективы развития
- Вступление в вто
- Рекомендации
- Приложение 1 Основные факторы, характеризующие ситуацию на авиационном рынке России
- Приложение 2 Меры нетарифного регулирования
- Предложения по допустимым ставкам импортного тарифа (начальный и конечный уровень связывания) Обоснование
- Трудности формализованного подхода
- Оценка уровня ставок импортного тарифа
- Автомобильная промышленность
- Текущая ситуация и перспективы развития
- Вступление в вто
- Приложение 1 Обеспеченность легковыми автомобилями, шт. На 1000 чел.*
- Приложение 2 Отечественное производство и импорт легковых автомобилей, 1994-2001 гг.
- Приложение 3. Сравнительные данные предложений по таможенной политике в отношении юридических лиц (автомобиль класса «с» высшей ценовой категории)
- Приложение 5 дтп с участием подержанных иномарок
- Приложение 6 Технологическое оборудование и отдельные комплектующие, не имеющие отечественных аналогов
- Приложение 7 Предложения по внесению изменений в Тарифные предложения рф
- Химическая промышленность
- Текущая ситуация
- Перспективы развития
- Рекомендации
- Приложение 1 Реестр протекционистских мер относительно российских химикатов
- Приложение 2 Позиции, нуждающиеся в защите повышенными тарифами
- Приложение 3 Позиции, нуждающиеся в снижение тарифных барьеров
- Сельское хозяйство Текущее состояние и краткосрочные перспективы развития отрасли
- Долгосрочные перспективы развития отрасли и проблема вступления в вто
- Выводы и рекомендации
- Приложение 1
- Приложение 2 Экспорт важнейших товаров апк
- Рынок финансовых услуг Банковское дело
- Страхование