Ф. Ратцель э. Норденшельд л. Фробениус
Основные представители: Фридрих Рaтцель (1844-1904) - “Антропогеография” (1909). Эрланд Норденшельд (1877-1938) - “Сравнительные этнографические исследования” (1919). Роберт Гребнер (1877-1934) - “Метод этнологии” (1905). Лео Фробениус (1873-1938) - “Естественнонаучное учение о культуре” (1899).
К 1920-м гг. диффузионизм стал терять популярность, ибо стало очевидно несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” эмпирическим наблюдениям.
Функционализм. Его теоретические основы были почти одновременно сформулированы в Германии Турнвальдом и в Англии Малиновским. В Англии сложилось в крупное направление, оказавшее значительное воздействие на развитие этнологии. С точки зрения функционалистов исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи с другими культурами.
Функционалисты отталкиваются от концепции “социальных институций” (норм и моделей поведения, установленных в определенном обществе). С их помощью и в их рамках индивиды реализуют свои взаимные ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых результатов. Культура служит нуждам индивида и прежде всего его основным потребностям: базовым (необходимость в пище и удовлетворение физических потребностей), производным (потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в познании, законах, мифологии, искусстве и пр.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках перечисленных потребностей. Например, магия дает психологическую защиту от опасности, миф придает исторический авторитет системе управления и ценностям общества. Таким образом, этнокультура не имеет лишних и бесполезных элементов, ибо она является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая среда в ходе удовлетворения им своих потребностей. Люди организуют культурные элементы, взаимодействуя друг с другом вербальным образом или посредством символических действий. Культурные элементы, человеческие группы и системы символов — вот три компонента культурного процесса. Обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей. Функционалистами все элементы культуры классифицировались согласно тому, какие потребности они удовлетворяют. Они рассматривались с точки зрения значения и функции в целостной культурной системе. Каждая социальная институция трактовалась как элемент, способствующий укреплению стабильности общества.
- Министерство образования и науки рф
- История развития этнологического знания. Основные направления этнологии.
- Э. Тэйлор л. Морган д. Фрезер
- Ф. Ратцель э. Норденшельд л. Фробениус
- Р. Турнвальд б.Малиновский а. Радклифф-Браун
- Адаптация человека и расоведение
- Адаптивные типы человека
- Большие расы
- Малые расы в составе евразийской расы
- Малые расы в составе азиатско-американской расы
- Малые расы в составе экваториальной расы
- Этнос, этнические процессы
- Этногенез, теории этногенеза.
- Классификация этносов
- Языковые семьи планеты Индоевропейская языковая семья
- Индоевропейские языки
- Другие языки
- Охотники, собиратели и рыболовы
- Ручные земледельцы и скотоводы
- Пашенное земледелие.
- Раздел II. Краткий этнографический очерк некоторых регионов Земли
- Народы Австралии и Океании
- Народы Индонезии
- Народы Африки
- Народы Северной Америки.
- Основныe племена американских индейцев
- Рекомендуемая литература:
- Раздел I.
- Раздел II.