Этапы развития технологии машиностроения в России.
Технология машиностроения как наука прошла в своем развитии через несколько этапов.
Первый этап, охватывающий период XIX —начало XX в., был ознаменован первыми работами по обобщению накопленного производственного опыта в области металлообработки. Второй этап, совпадающий с завершением периода восстановления и началом реконструкции промышленности России (до 1930 г.), характеризуется накоплением отечественного и зарубежного опыта производства машин. В технических журналах, каталогах и брошюрах этого времени публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования, оснастки и инструментов. Издаются первые руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.
Третий этап относится к периоду 1930 — 1991 гт. и определяется продолжением накопления, обобщения и систематизации производственного опыта, началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов и формированием технологии машиностроения как науки в связи с опубликованием в 1933 — 1935 гг. первых систематизированных научных трудов ученых А.П.Соколовского, А И. Каширина.
На этом этапе русскими учеными и инженерами были разработаны основополагающие принципы построения технологических процессов и заложены основные теоретические положения технологии машиностроения, типизация технологических процессов, теория базирования заготовок при обработке, измерении и сборке, методы расчета припусков на обработку, жесткость технологической системы, расчетно-аналитический метод определения первичных погрешностей обработки заготовок, методы исследования точности обработки на станках с применением математической статистики и теории вероятностей.
Четвертый этап, охватывающий годы Великой Отечественной войны и послевоенного развития (1941 — 1970), — период наиболее интенсивного развития технологии машиностроения, разработки новых технологических идей и формирования научных основ технологической науки. Глубокому научному анализу, теоретической проработке и практической проверке подверглись принципы дифференциации и концентрации операций, методов поточного производства в условиях серийного и крупносерийного изготовления военной техники, методы скоростной обработки металлов, применение переналаживаемой технологической оснастки и ряд других технических новинок.
В эти годы формируется современная теория точности обработки заготовок и подробно разрабатывается расчетно-аналитический метод определения погрешностей обработки и их суммирования; совершенствуются методы математической статистики для анализа точности процессов механической обработки и сборки, работы оборудования и инструмента (Н.А.Бородачев, А.И.Яхин и др.). Начаты работы по анализу микрорельефа обработанной поверхности при использовании абразивного инструмента (Ю. В.Линник, И.В.Дунин-Барковский и др.). Получили дальнейшее развитие работы по созданию ученья о жесткости технологической системы и ее влиянии на точность и производительность механической обработки с широким внедрением методов расчета жесткости в конструкторские и технологические расчеты при проектировании станков и инструментов.
В это время проводятся теоретические и экспериментальные исследования качества обработанной поверхности (наклепа, шероховатости, остаточных напряжений) и их влияния на эксплуатационные свойства деталей машин (П. Е. Дьяченко, А. И. Исаев, А.Н.Каширин, И.В.Крачельский, А.А.Маталин, А.В.Под- зей, Э. В. Рыжов, А. М. Сулима и др.). Формируется новое научное направление — изучение технологической наследственности (А.М.Дальский, А. А.Маталин, П. И.Яшерицын).
Большое внимание в этот период стало обращаться на проблему организации поточных и автоматизированных технологических процессов обработки заготовок в серийном и массовом производстве. Групповой метод технологии и организации производства был разработан и внедрен в производство С.П.Митрофановым; В. В. Бойцовым и Ф.С. Демьянюком созданы теоретические основы поточно-автоматизированного производства на базе типизации технологических процессов и классификации обрабатываемых деталей; подробно разрабатывается построение структур технологических операций (В.М.Кован, В.С.Корсаков, Д. В.Чарнко).
Путем обобщения и систематизации материалов по технологии сборки В. С. Корсаковым и М. П.Новиковым разрабатываются научные основы сборки деталей. В производстве начинают находить широкое применение методы объемной и чистовой обработки пластическим деформированием, электрофизической и электрохимической обработки.
Пятый этап (с 1970 г. по настоящее время) характеризуется широким использованием достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических и практических задач технологии машиностроения. В качестве теоретической основы ее новых направлений или аппарата для решения практических технологических вопросов принимаются различные разделы математической науки (теория графов, множеств и т.д.), теоретической механики, физики, химии, теории пластичности, металловедения, кристаллографии и многих других наук. Это существенно повышает общий теоретический уровень технологии машиностроения и ее практические возможности.
В практике машиностроения имеют место широкое применение вычислительной техники при проектировании технологических процессов и моделировании процессов механической обработки; автоматизация программирования процессов обработки на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Создаются системы автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП).
Большое внимание в 1990-е гг. уделялось вопросам рационального использования робототехники при автоматизации технологических процессов и создании гибких автоматизированных производственных систем на основе использования ЭВМ, автоматизации межоперационного транспортирования и накопления деталей, активного и пассивного контроля деталей на поточно-автоматизированных линиях.
Бурное развитие машиностроения и научно-исследовательских работ в последние десятилетия привело к созданию новых специализированных дисциплин: «Технология автомобилестроения», «Технология автотракторостроения», «Технология станкостроения» и др. Дальнейшая работа по формированию «Технологии машиностроения» как науки привела к делению дисциплины на два самостоятельных курса: «Основы технологии машиностроения» и «Специальная часть технологии машиностроения». В первом курсе излагаются вопросы, общие для всех отраслей машиностроения, во втором — вопросы, специфические для данной отрасли машиностроения, касающиеся главным образом обработки основных заготовок деталей и сборки машин.
- Роль машиностроения в экономическом развитии России.
- Этапы развития технологии машиностроения в России.
- 3. Основные положения, понятия и определения. Машина, машины двигатели, рабочие машины. Изделия. Деталь.
- 4. Основы технологии оборочных процессов. Основные положения и понятия.
- 5. Технологические методы обеспечения точности сборки.
- 6. Организационные формы сборки.
- 7.Составление технологической схемы сборки
- 8.Производственный и технологический процессы.
- 9. Этапы технологической подготовки производства.
- 10.Элементы технологических процессов.
- 11.Технологичность конструкции изделий.
- 12.Проектирование технологических процессов.
- 13.Анализ исходных данных при проектировании технологических процессов.
- 14. Типы производства и их характеристики.
- 15. Построение технологического процесса в различных типах производства.
- 17. Классификация поверхностей обрабатываемых заготовок.
- 18. Виды баз.
- 19. Погрешность базирования.
- 20. Правило шести точек.
- 21.Выбор технологических баз.
- 22. Установление маршрута обработки отдельных поверхностей.
- 23. Проектирование технологического маршрута изготовления детали.
- 24. Место термообработки в технологическом маршруте.
- 25. Определение припусков на обработку.
- 26. Расчет минимального промежуточного припуска.
- 27. Расчет максимально припуска.
- 28. Проектирование технологической операции.
- 29. Структура построения операций обработки.
- 30. Выбор оборудования.
- 31. Выбор технологической оснастки, режущего и мерительного инструмента.
- 32. Установления режимов резанья.
- 33. Техническое нормирование.
- 34.Технико-экономические показатели технологического процесса.
- 35. Документирование технологического процесса.
- 36. Особенности технологии производства осей и валов.
- 37. Технология обработки ступенчатых валов.
- 39. Технология шлифования валов.
- 40. Технология производства корпусных деталей.
- 41. Особенности обработки отверстий в корпусных деталях.
- 42. Технология производства зубчатых колес. Материал колес, виды заготовок.
- 46. Технологическая оснастка
- 47. Методы установки заготовки на станке.
- 48. Классификация приспособлений
- 49. Элементы и механизмы приспособлений
- 50. Устройства координирующие положение режущего инструмента.
- 51. Зажимные элементы приспособлений их классификация.