logo search
УП_ОАПТОМИ_УММ-2443

5.3. Средства механизации (подъемно-транспортное оборудование)

В термических цехах для выполнения различных работ загрузки и разгрузки шахтных печей, для передачи поддонов и деталей от разгрузочного конца печи к загрузочному, для передачи деталей с одной операции на другую применяют различное подъемно-транспортное оборудование: тали, краны, конвейеры, ручные тележки и т.д.

Простейшим подъемным механизмом являются тали с ручным приводом. По конструкции они делятся на тали с червячными и зубчатыми передачами. Более широкое распространение получили тали с червячными передачами (рис. 5.3.).

Движение тяговой цепи 6 заставляет вращаться беговое колесо 7 и червяк 5. Вращение червяка вызывает вращение червячного колеса 9 и ведущей звездочки 8. Цепь 4, служащая для подъема груза, приходит в движение. Для предотвращения вращения ведущей звездочки в обратном направлении предусмотрено храповое колесо 3 с собачкой 10. Храповое колесо свободно сидит на червячном валу и приводится в движение через упор 2. Обойма 1 служит для крепления подшипников червяка 5 и червячного колеса 9. Грузоподъемность ручных червячных талей от 0,5 до 3 тс.

Рис. 5.3.Ручная червячная таль

В электрических талях подъем грузов производится с помощью электродвигателей. Груз поднимается стальным канатом, который наматывается на барабан. Грузоподъемность электрических талей от 0,25 до 5 тс.

Электроталь, подвешенную к монорельсовой тележке, которая перемещается вручную или электродвигателем, называют электротельфером (рис. 5.4).

Перемещение поддонов у печей непрерывного действия, а также транспортировка цементационных ящиков или корзин с деталями осуществляется с помощью роликовых конвейеров. Роликовый конвейер состоит из сварной рамы и роликов, которые изготовляют из труб диаметром 60-150 мм, со стенками толщиной 4,5-5 мм. Длина роликов выбирается в зависимости от ширины тары. Роликовые конвейеры можно переносить в любое место цеха.

Передача деталей от закалочных баков к отпускным печам, к моечным машинам и на участок контроля производится цепными конвейерами. Движение цепного конвейера происходит по замкнутой трассе.

Цепной конвейер (рис. 5.5.) состоит из подвесного рельса 1, тяговой цепи 2, рабочей каретки 3 и холостой каретки 4. К рабочей каретке крепятся корзины с деталями 5. Для предохранения работающих в цехе от возможного выпадения деталей из движущихся корзин предусмотрено сетчатое ограждение 6.

Характеристика некоторых талей типа ТВ приведена в табл. 5.4.

Рис. 5.4. Электротельфер типа ТВ

Таблица 5.4

Характеристика электрических талей

Тип

тали

Грузоподъемность, т

Высота подъема, м

Скорость, м/мин

Масса, кг

Электродвигатель для подъема

Диаметр каната, мм

Электродвигатель для передвижения

подъема

передвижения

Мощность, кВт

Число оборотов в мин

Мощность, кВт

Число оборотов в мин

ТВ-0,25

0,25

6

8

ручное

70

0,45

960

4,8

-

-

ТВ-0,5

0,5

6

8

ручное

90

0,85

940

6,2

-

-

ТВ-1

1,0

6

8

30

490

1,8-2,7

960

8,8

0,65

1410

ТВ-2

2,0

6

8

30

510

3,0-3,5

960

11

0,65

1410

Для подъема, загрузки и выгрузки, а также для перемещения тяжелых конструкций и деталей применяют ручные мостовые краны.

На рис. 5.6 показаны конструкции ручных мостовых кранов. Однобалочные ручные мостовые краны имеют грузоподъемность до 5 тс при пролетах до 12 м. Для большей грузоподъемности, а также при пролетах, превышающих 2 м, устанавливают двухбалочные краны.

В электрических мостовых кранах ходовые колеса приводятся в движение электродвигателем.

Рис. 5.5. Схема цепного конвейера

Рис. 5.6. Ручные мостовые краны:

а) - однобалочный, б) - двухбалочный

Некоторое применение, например, для шахтных печей и местного обслуживания другого оборудования, имеют консольные поворотные краны.

Подъемно-транспортное оборудование обычно снабжается различными грузозахватными приспособлениями. Грузозахватные приспособления разнообразны по конструкции и назначению. В целях классификации их можно разделить на группы: для изделий типа штампов и цементационных ящиков, для изделий типа бандажей и ободов; для прутков и профилей, листового материала, для плит и др. изделий.

Транспортировка деталей внутри цеха и между цехами производится с помощью ручных тележек и электрокар. Электродвигатель электрокар питается постоянным током от аккумуляторных батарей. Грузоподъемность электрокар 1,5 и 5 тс. Для электрокар изготовляют специальную тару на ножках. Электрокар захватывает вилочным захватом тару, поднимает ее и перевозит к месту назначения.