Расчет площадей помещений
Состав помещений. Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные.
В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады (рис. 3.2), а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены.
В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок).
В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия согласно СНиП 2.09.04-87 „Административные и бытовые здания" входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций.
Рис. 3.2. Состав помещений автономного АТП
Расчет площадей зон ТО и ТР. В зависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами:
по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах;
графическим построением (см. разд. 4.1, 4.3) — на стадии разработки планировочного решения зон.
Площадь зоны ТО или ТР
FЗ = faXЗКП
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
XЗ — число постов; КП — коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент КП представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КП зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов КП = б- 7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания КП может быть принято равным 4-5. Меньшие значения КП принимаются для крупногабаритного подвижного состава и при числе постов не более 10.
Расчет площадей производственных участков. Площади участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка
FУ = fОБКП
где fОБ- суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2; КП— коэффициент плотности расстановки оборудования.
Для расчета FУ предварительно на основе Табеля [23] и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования и определяется его суммарная площадь fОБ по участку.
Если в помещениях предусматриваются рабочие посты (сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами и определяемую в соответствии с нормативами (см. табл. 4.2).
Площадки складирования агрегатов, узлов, деталей и материалов, располагаемые в производственных помещениях, в площадь fОБ, занятую оборудованием, не включаются, а суммируются с расчетной площадью помещения FУ.
Площадь окрасочного участка определяется в зависимости от количества и габаритов окрасочно-сушильного оборудования, постов подготовки, нормативных расстояний между оборудованием, автомобилями, а также автомобилями и элементами здания на постах ТО и ремонта (см. табл. 4.2).
Значения коэффициента КП для соответствующих производственных участков (помещений) согласно ОНТП следующие:
Слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонта приборов системы питания, вулканизационный, медницкий, арматурный, краскоприготовительная, кислотная, компрессорная .. | 3,5-4 |
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОГМ) | 4-4,5 |
Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий | 4,5-5 |
В отдельных случаях для приближенных расчетов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:
FУ = f1 + f2 (РТ – 1)
где f1- площадь на одного работающего, м3 (табл. 3.6); f2- то же на каждого последующего работающего, м3; РТ — число технологически рабочих в наиболее загруженную смену.
Таблица 3.6. Удельные площади производственных участков на одного работающего
Участок | Площадь, м2 /чел. | Участок | Площадь м2/чел. | ||
на первого работающего | на каждого следующего работающего | на первого работающего | на каждого последующего работающего | ||
Агрегатный (без помещений мойки агрегатов и деталей) | 22
| 14
| Шиномонтажный | 18 | 15 |
Вулканизационный | 12 | 6 | |||
Кузнечно-рессорный | 21 | 5 | |||
Слесарно-механический | 18 | 12 | Медницкий | 15 | 9 |
Сварочный | 15 | 9 | |||
Электротехнический | 15 | 9 | Жестяницкий | 18 | 12 |
Ремонта приборов системы питания | 14 | 8 | Арматурный | 12 | 6 |
Обойный | 18 | 5 | |||
Аккумуляторный (без помещений кислотной, зарядной и аппаратной) | 21 | 15 | Деревообрабатывающий | 24 | 18 |
Таксометровый | 15 | 9 |
Примечания: 1. Данные приведены без учета площади, занимаемой постами.2. Для АТП с числом до 200 автомобилей отдельные помещения для мойки агрегатов и деталей, кислотной, зарядной и аппаратной могут не предусматриваться. 3. Для АТП с числом 250— 400 автомобилей площадь помещений для мойки агрегатов и деталей принимается равной 72-108 м2, кислотной 18-36 м2, зарядной 12-24 м2 и аппаратной 15-18 м2.
Удельные площади участков, приведенные в этой таблице, рассчитаны для АТП грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 5 и до 8 т и автобусов среднего класса. Для АТП легковых автомобилей среднего класса площади участков следует уменьшить на 15-20 %. Согласно нормативам площадь помещения производственного участка на одного работающего должна быть не менее 4,5 м2.
Расчет площадей складских помещений. Для определения площадей складов используются два метода расчета: по удельной площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава и по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов, и по коэффициенту плотности расстановки оборудования.
Расчет площадей складов по удельной площади на 10 единиц подвижного состава. При этом методе расчета соответствующими коэффициентами учитываются среднесуточный пробег единицы подвижного состава коэффициент , число технологически совместимого подвижного состава (), его тип (), высота складирования () и категория условий эксплуатации (). Площадь склада:
где АИ - списочное число технологически совместимого подвижного состава; - удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава (табл.3.7), м2.
Таблица 3.7. Удельные площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава, м2 (по ОНТП-01-91)
Складские помещения и сооружения по предметной специализации | Удельные площади на 10 ед. подвижного состава, м2 для | |||
легковых автомобилей | автобусов | грузовых автомобилей | прицепов и полуприцепов | |
Запасные части, детали, эксплуатационные материалы | 2,0 | 4,4 | 4,0 | 1,0 |
Двигатели, агрегаты и узлы | 1.5 | 3,0 | 2,5 | - |
Смазочные материалы (с насосной станцией) | 1.5 | 1,8 | 1,6 | 0,3 . |
Лакокрасочные материалы | 0.4 | 0,6 | 0,5 | 0,2 |
Инструменты | 0,1 | 0,15 | 0,15 | 0,05 |
Кислород и ацетилен в баллонах | 0,15 | 0,2 | 0,15 | 0,1 |
Пиломатериалы | — | - | 0,3 | 0,2 |
Металл, металлолом, ценный утиль | 0,2 | 0,3 | 0,25 | 0,15 |
Автомобильные шины (новые, отремонтированные и подлежащие восстановлению) | 1,6 | 2,6 | 2,4 | 1,2 |
Подлежащие списанию автомобили, агрегаты (на открытой площадке) | 4,0 | 7,0 | 6,0 | 2,0 |
Помещение для промежуточного хранения запасных частей и материалов (участок комплектации и подготовки производства) | 0,4 | 0,9 | 0,8 | 0,2 |
Порожние дегазированные баллоны, (для газобаллонных автомобилей) | 0,2 | 0,25 | 0,25 | - |
Примечание. Для БЦТО, ПТК и ЦСП площади принимаются с коэффициентом 0,6.
Ниже приведены значения (правая колонка) для различных среднесуточных пробегов подвижного состава (левая колонка, в км):
100 | 0,8 |
150 | 0,85 |
200 | 0,9 |
250 | 1,0 |
300 | 1,15 |
350 | 1,25 |
Коэффициент зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава:
До 50 | 1,4 |
Свыше 50 до 100 | 1,2 |
100 " 150 | 1,15 |
" 150 " 200 | 1,1 |
Свыше 200 до 300 | 1,0 |
" 300 " 400 , | 0,95 |
" 400 " 500 . | 0,90 |
" 500 " 600. | 0,87 |
Значения коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава:
Легковые автомобили: |
|
особо малого класса | 0,6 |
малого " | 0,7 |
среднего " | 1,0 |
Автобусы: |
|
особо малого класса | 0,4 |
малого " | 0,6 |
среднего " | 0,8 |
большого " | 1,0 |
особо большого " | 1,4 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: |
|
до 1 | 0,5 |
свыше 1 до 3 | 0,6 |
3 " 5 | 0,8 |
" 5 " | 1,0 |
"8 " 16 | 1,3 |
внедорожные автомобили-самосвалы | 2,2 |
Прицепы грузоподъемностью, т: |
|
одноосные до 5 | 0,9 |
двухосные свыше 5 до 8 | 1,0 |
" свыше 8 | 1,2 |
Полуприцепы грузоподъемностью, т: |
|
До14 | 1,1 |
свыше 20 | 1,5 |
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы |
|
грузоподъемностью свыше 22 т | 1,5 |
Значения коэффициентов в зависимости от высоты складирования (в метрах):
-
3,0
1,6
3,6
1,35
4,2
1,15
4.8
1.0
5,4
0,9
6,0
0,8
6,6
0,73
7,2
0,67
Значения коэффициентов в зависимости от категории условий эксплуатации:
-
I категория.
1,0
II
1,05
Ш
1,1
IV
1,15
V
1,2
Расчет площадей складов по хранимому запасу. Для расчета площади складских помещений предварительно по нормативам определяется количество (запас) хранимых запасных частей и материалов исходя из суточного расхода и продолжительности хранения. Далее по количеству хранимого подбирается оборудование складов (вместимости для хранения смазочных материалов, насосы, стеллажи и пр.) и определяется площадь fоб помещения, занимаемая этим оборудованием. Затем рассчитывается площадь склада
FСК = fОБКП
Где fОБ = 2,5 - коэффициент плотности расстановки оборудования. (возможно опечатка КП=2,5)
В связи со спецификой организации хранения и раздачи топлива в ДТП расчет склада топлива в данной методике не рассматривается.
Запас склада смазочных материалов определяется по каждому типу автомобиля и по каждой марке масла, т.е. для моторных, трансмиссионных, пластичных (консистентных) и специальных масел.
Запас смазочных материалов
ЗМ = 0.01GСУТqМДЭ
где GСУТ суточный расход топлива, л; qМ- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива (табл. 3.8); ДЭ число дней запаса.
Суточный расход топлива автомобилей
GСУТ = GЛ + GТ
где GЛ - расход топлива на линии: GТ - расход топлива на внутригаражное маневрирование и технические надобности.
Суточный расход GТ нормируют в размере 0,5 % расхода топлива на линии. Расчет суточного расхода GЛ жидкого топлива при линейной работе грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, а также автобусов и легковых автомобилей производится по общепринятой методике. Объем отработавших масел принимается в размере 15 % расхода свежих масел. ДЭ принимается равным 15.
Определив запасы для каждого вида смазочных материалов, подбирают цистерны и баки для свежих и отработавших масел и определяют площадь, занимаемую этим оборудованием, и площадь склада. Запас (число) покрышек или камер на складе шин
Зш = АИТlccXК ДЭ /LП,
где Хк - число колес автомобиля без запасного; LП - средний пробег покрышки с учетом ее восстановления, определяемый по фактическим данным или нормативам, км: ДЭ =10.
Длина стеллажей для хранения покрышек
lст= ЗШ /П.
где П = 6÷10 - число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении.
Таблица 3.8. Нормы расхода смазочных материалов*
1 Материал | Норма расхода на 100 л топлива для автомобилей и автобусов, работающих | |
на бензине и сжиженном газе | на дизельном топливе | |
Моторные масла, л** Трансмиссионные масла, л Специальные*** масла, л Пластичные (консистентные) смазки, кг | 2,4 0,3 0,1 0,2 | 3,2 0,4 0,1 0,3 |
* Для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации менее трех лет, норма расхода масел и смазок снижается на 50 %, а при эксплуатации более восьми лет , может быть увеличена в пределах до 20 %.
** Для автомобилей ВАЗ норма расхода моторного масла устанавливается в размере 0,8 л независимо от срока службы автомобиля.
*** Для автобусов с гидромеханической трансмиссией эта норма расхода увеличена до 0,3 л.
Ширина стеллажа bСТ определяется размером покрышки.
Площадь, занимаемая стеллажами, fОБ= lст bСТ соответственно площадь склада
FСК = fОБКП
Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывают отдельно.
Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов в кг
Gi = АИТlccXК/10000 = а GаДЗ/100
где АИ - списочное число однотипных автомобилей; Gа - масса автомобиля, кг; а - средний процент расхода запасных частей металлов и других материалов от массы автомобиля на 10 тыс.км пробега (табл. 3.9); ДЗ - дни запаса (для запасных частей 20 дней, агрегатов и материалов 10 дней).
Запас агрегатов
GАГ = КАГ qАГ АИ/100
где КАГ - число агрегатов на 100 автомобилей одной модели по нормативам Положения; qАГ - масса агрегата, кг.
Таблица 3.9. Примерный расход запасных частей, металлов и материалов в процентах от массы автомобиля на 10 тыс. км. пробега.
Объект хранения | Автомобили | Автобусы | |
грузовые | легковые | ||
Запасные части | 1,0-2,5 | 2,5-5,0 | 1,0-2,0 |
Металлы и металлические изделия | 1,0-1,5
| 0,7-1,3
| 0,8-2,0
|
Лакокрасочные изделия и химикаты | 0,15-0,3
| 0,5-1,0
| 0,15-0,4
|
Прочие материалы | 0,15-0,25 | 0,25-0,5 | 0,25-0,6 |
Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, материалов и металлов:
fО = Gi /g
где Gi, - масса объектов хранения, кг; g - допускаемая нагрузка на 1 м2 занимаемой стеллажом площади, составляющая для запасных частей 600 кг/м2, агрегатов - 500 кг/м2, металла - 600-700 кг/м2.
Расчет площади зоны хранения (стоянки) автомобилей. При укрупненных расчетах площадь зоны хранения
FСК = fО АСТ КП
где fО - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2; АСТ - число автомобиле-мест хранения; Кп = 2,5-3,0 - коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.
Площадь стоянок для данного типа подвижного состава может быть определена по удельной площади (в м2) на одно место хранения и соответствующим коэффициентам. Методика расчета приведена в разд. 5.3.
В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.
Число автомобиле-мест хранения при закреплении их за автомобилями соответствует списочному составу парка, т.е. АСТ = АИ.
При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест
АСТ = АИ – ХТР - ХТО – ХП – АКР – АЛ
где ХТР - число постов ТР, ХТО - число постов ТО; ХП - число постов ожидания (подпора); АКР - число автомобилей, находящихся в КР; АЛ - среднее число автомобилей постоянно отсутствующих на предприятии (круглосуточная работа на линии, командировки).
Рисунок 3.3 Зависимость удельной площади S административно-бытовых помещений от числа работающих Р (по данным Гипроавтотранса)
Расчет площадей административно-бытовых помещений. Эти помещения являются объектом архитектурного проектирования и должны соответствовать требованиям упомянутого СНиП 2.09.04-87.
На стадии технико-экономического обоснования и предварительных расчетов ориентировочно общая площадь административно-бытовых помещений может быть определена по графику, приведенному на рис. 3.3.
Детальная разработка административно-бытовых помещений производится в объеме архитектурно-строительной части проекта на основании заданий проектировщиков-технологов. Расчет площадей отдельных помещений административно-бытового назначения производится по соответствующим нормам и числу работающих.
Расчет площадей технических помещений. Площади технических помещений компрессорной, трансформаторной и насосной станций, вентиляционных камер и других помещений рассчитываются в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от принятой системы и оборудования электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.
- Проектирование предприятий автомобильного транспорта
- Проектирование предприятий автомобильного транспорта
- 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
- Содержание
- Введение
- Производственно-техническая база и порядок проектирования предприятий автомобильного транспорта
- Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
- Порядок проектирования атп
- Задание на проектирование
- Стадии проектирования
- Основные этапы технологического проектирования атп
- Расчет производственной программы, объема работ и численности производственных рабочих атп
- Выбор исходных данных
- Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
- Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих
- Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей
- Годовой объем работ по то и тр
- Распределение объема то и тр по производственным зонам и участкам
- Годовой объем вспомогательных работ
- Расчет численности производственных рабочих
- Технологический расчет производственных зон, участков и складов
- Расчет постов и поточных линий
- Выбор метода организации то и тр автомобилей
- Режим работы зон то и тр
- Расчет числа отдельных постов то
- Расчет поточных линий периодического действия
- Расчет поточных линий непрерывного действия
- Расчет числа постов тр
- Расчет числа постов ожидания
- Укрупненный расчет постов то и тр
- Определение потребности в технологическом оборудовании
- Расчет показателей механизации производственных процессов то и тр
- Расчет площадей помещений
- Технологическая планировка производственных зон и участков
- Зоны то и тр
- Реконструкция и техническое перевооружение производственно-технической базы атп
- Предпосылки и направления развития и совершенствования птб
- Факторы, влияющие на эффективность функционирования птб
- Основные причины неэффективного использования птб
- Особенности и основные этапы разработки проектов реконструкции и технического перевооружения атп
- Особенности разработки проектов реконструкции.
- Основные этапы разработки проекта реконструкции действующего атп
- Методология анализа состояния птб
- Общие положения
- Исходные данные для разработки проекта реконструкции.
- Анализ отдельных элементов птб
- Пути и методы реконструкции птб
- Перспективы развития атп
- Организационно-технологические формы развития птб
- Предпосылки развития птб
- Региональная структура предприятий
- Список литературы