9.1 Общие сведения о составе и свойствах нефти
Нефть и нефтепродукты представляют собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов и высокомолекулярных углеводородных соединении с комплексами кислорода, серы, азота, некоторых металлов и органических кислот. Определить индивидуальный химический состав нефти практически невозможно, поэтому ограничиваются определением группового химического состава, т.е. отдельных рядов и групп углеводородов. Несмотря на многообразие углеводородов, основными структурными элементами нефти являются углерод и водород, а элементарный состав колеблется в небольших пределах: углерод 83-87%, водород 11-14%.
К остальным относятся: нейтральные смолы, растворимые в бензинах; асфальтены, растворимые в горячем бензоле; карбены, растворимые в сероуглероде; карбониты, ни в чем не растворимые. При сгорании нефти получается зола (сотые доли процента), состоящая из окислов кальция, магния, железа, алюминия, кремния, натрия и ванадия (соединения последнего являются переносчиками кислорода и способствуют активной коррозии). В нефти можно обнаружить более половины элементов таблицы Менделеева. Элементарный (часто говорят «химический») состав нефти полностью не известен.
Трудность определения состава заключается в том, что выделить из нефти соединения можно пока лишь путем перегонки, но при этом состав нефти может значительно измениться в результате различных реакций. Нефть состоит из метановых (парафиновых) (СпН2п+2), нафтеновых (СпН2п) и ароматических (СпН2п-6) углеводородов.
В зависимости от преобладания в нефти одного из трех представителей углеводородов (более 50%), нефти именуются метановые, нафтеновые или ароматические. В случае, когда к доминирующему присоединяется другой углеводород в количестве не менее 25%, то им дают комбинированное название, например, метанонафтеновые.
Классификация нефтей по углеводородному составу позволяет определить нефть как раствор чистых углеводородов и гетероатомных органических соединений, т. е. углеводородов, содержащих в молекуле атомы кислорода или азота, или серы. Именно раствор, а не смесь, причем не обычный раствор, а раствор различных соединений друг в друге.
Фракции. Разделение таких многокомпонентных смесей проводят на части, состоящие из углеводородов, близких по составу, которые принято называть фракциями. Нефть и нефтепродукты имеют температуру начала кипения tн.к. и конца кипения tк.к.
Фракционный состав нефтяной смеси определяется обычно простой перегонкой или ректификацией, а на практике его определяют стандартным перегонным аппаратом и измеряют в объемных или массовых единицах. Нефтепродукты и конденсата, получаемые из нефти, являются фракциями, вскипающими в достаточно узких температурных пределах, определяемых техническими условиями. При перегонке нефти, имеющей типичный состав, можно получить: 31% бензиновых фракций, 10% керосиновых, 51% дизельных, 20% базового масла и около 15% составит мазут.
Условно товарные нефтепродукты делятся на светлые, темные, пластичные смазки и нефтехимические продукты. К светлым нефтепродуктам относят бензины, керосины, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива. Темные нефтепродукты — это различные масла и мазуты.
В процессе перегонки, составляющие его компоненты, отгоняются в порядке возрастания их температур кипения. Нефти классифицируются по содержанию в них бензиновых, керосиновых и масляных фракций. Фракционный состав нефтяных смесей определяется обычно простой перегонкой с дефлегмацией или ректификацией, разгонку легких фракций проводят при низких температурах и повышенных давлениях, средних фракций — при атмосферном давлении, тяжелых фракций — в вакууме.
Промышленная перегонка нефти основывается на схемах с так называемым однократным испарением и дальнейшей ректификацией. Фракции, выкипающие до 350оС, отбирают при давлении несколько превышающим атмосферное, называют светлыми дистиллятами (фракциями). Названия фракциям присваиваются в зависимости от направления их дальнейшего использования. В основном, при атмосферной перегонке получают следующие светлые дистилляты: 140оС (начало кипения) - бензиновая фракция, 140-180оС – лигроиновая фракция (тяжелая нафта), 140-220оС (180-240оС) - керосиновая фракция, 180-350оС (220-350оС, 240-350оС) - дизельная фракция (легкий или атмосферный газойль, соляровый дистиллят). Фракция, выкипающая выше 350оС, является остатком после отбора светлых дистиллятов и называется мазутом. Мазут разгоняют под вакуумом и в зависимости от дальнейшего направления переработки нефти получают следующие фракции: для получения топлив - 350-500оС вакуумный газойль (дистиллят), более 500оС вакуумный остаток (гудрон); для получения масел - 300-400оС (350-420оС) легкая масленая фракция (трансформаторный дистиллят), 400-450оС (420-490оС) средняя масленая фракция (машинный дистиллят), 450-490оС тяжелая масленая фракция (цилиндровый дистиллят), выше 490оС гудрон. Мазут и полученные из него фракции - темные.
Фракционирование – это разделение сложной смеси компонентов на более простые смеси или отдельные составляющие. Продукты, получаемые как при первичной, так и при вторичной переработки нефти, относят к светлым, если они выкипают до 350оС, и к темным, если пределы выкипания 350оС и выше. Нефти различных месторождений заметно отличаются по фракционному составу, содержанию светлых и темных фракций. Эти фракции являются базовыми для получения товарных нефтепродуктов, ассортимент которых достаточно велик и весьма разнообразен.
К физико-химическим относятся свойства, характеризующие состояние нефти и нефтепродуктов и их состав (например, плотность, вязкость, фракционный состав).
Плотность. Эта величина может служить самостоятельной характеристикой, а также входить в другие величины - удельную рефракцию, характеристический фактор и пр. Относительная плотность нефтей и нефтепродуктов при +20°С колеблется в пределах от 0,7 до 1,07. Содержание в нефти легких фракций сказывается на плотности больше, чем содержание смол. Плотность нефти заметно зависит температуры, эта зависимость достаточно хорошо описывается формулой:
ρ(t)= ρ (200C) {1+ ζ(t-200C)}
где ρ (200C) - плотность нефти при температуре 20 °С; ζ (1/°С) -коэффициент объемного расширения (табличная величина, зависящая от плотности нефти при 20 °С).
При изменении давления плотность нефти также изменяется. Несмотря на то, что все нефти являются слабо сжимаемыми жидкостями, изменение их плотности при изменении давления все же имеется. Изменения плотности малы по сравнению с ее номинальным значением. Соответствующие поправки необходимо учитывать только в приемосдаточных операциях.
Плотность нефти и нефтепродуктов связана с их химическим составом, поэтому в ГОСТах на реактивные топлива, керосин, некоторые бензины она является нормируемым показателем. Плотность нефти - важный фактор, который следует учитывать при очистке водных поверхностей. При плотности нефти, приближающейся к 900 кг/м3, возникает угроза ее осаждения на дно. Это же явление наблюдается и при уменьшении плотности воды вследствие понижения ее температуры с 4 до 0°С. Однако нефть может всплыть на поверхность даже через большой промежуток времени при повышении ее температуры и соответствующем изменении плотности.
Молекулярная масса. Теоретически молекулярная масса смеси аддитивно складывается из молекулярных масс отдельных компонентов. Однако для этого необходимо знать молярные (объемные) концентрации всех компонентов, входящих в данную смесью.
Вязкость нефтей и нефтепродуктов.
Вязкость является одной из главных характеристик этой жидкости. Вязкость - это свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению под действием приложенных к ней сил. При воздействии на нефть каких-либо сил между отдельными ее слоями возникает трение. Величина касательного напряжения т (Н/м2 или кг/м*с2), возникающего между отдельными слоями нефти, как правило, определяется по формуле:
τ=μ* dv/dr
где dv/dr - скорость сдвига отдельных слоев нефти друг относительно друга (градиент скорости по радиусу трубы) (с-1); μ - коэффициент пропорциональности (коэффициент динамической вязкости) (кг/м*с).
Для контроля метрологических характеристик узла учета и расчета оптимальных режимов работы нефтепроводов пользуются понятием коэффициента кинематической вязкости, который определяется как отношение μ / ρ (м2/с). Единицей измерения кинематической вязкости чаще всего является стокс (см2/с) или сантистокс (мм2/с). Например, коэффициент кинематической вязкости воды равен 0,01 Ст = 10 -6 м2/с = 1 сантистокс (сСт). Вязкость маловязких нефтей может составлять 5 - 15 сСт; более вязких нефтей - 15 - 35 сСт, но существуют нефти с вязкостью 50 и более сСт.
Для измерения вязкости нефти используют специальные приборы, называемые вискозиметрами. Наиболее распространенными являются капиллярные вискозиметры, в частности вискозиметр Пинкевича. Принцип действия всех капиллярных вискозиметров основан на определении времени свободного истечения фиксированного объема испытываемой жидкости из камеры прибора через узкую цилиндрическую трубку (капилляр). Чем больше вязкость жидкости, тем дольше длится ее истечение. С учетом диаметра капилляра производится пересчет времени истечения жидкости в кинематическую вязкость.
Вязкость нефтей зависит от температуры. При повышении температуры вязкость нефти, как правило, уменьшается, при понижении - увеличивается. Для перерасчета вязкостей используются различные зависимости вязкости от температуры. Зависимость вязкости нефти от температуры носит экспоненциальный характер.
Индекс вязкости Дина и Девиса (ИВ) широко используется в мировой практике для оценки вязкостно-температурных свойств масел. Это отношение вязкости исследуемого масла при 37,8 0С и 98,9 0С к вязкости при этих температурах эталонных масел, вязкость которых при 98,9 0С была бы равна вязкости используемого масла в условных единицах.
Теплоемкость нефтей является особенно важной характеристикой для тех из них, которые можно транспортировать по трубопроводам только с предварительным подогревом. Повышение температуры снижает вязкость нефти и позволяет сделать ее пригодной для перекачки. Количество энергии, которое необходимо затратить для нагревания нефти, зависит от ее теплоемкости. Теплоемкостью С вещества называется количество теплоты, которое необходимо передать единице массы этого вещества, чтобы повысить его температуру на 1 град. Для большинства нефтей теплоемкость лежит в пределах 1500 - 2000 Дж/(кг* град).
Теплопроводность нефтей определяет перенос энергии от более нагретых участков нефти к менее нагретым. Коэффициент теплопроводности λ – это количество тепла, которое проходит через единичную площадь слоя толщиной 1 м при разности температур в один градус Вт/(м * град).
Давление насыщенных паров (ДНП) является важным показателем содержания легких углеводородов в нефти и ее испаряемости. ДНП – это давление насыщенных паров транспортируемой нефти над ее поверхностью в замкнутом объеме, находящихся в термодинамическом равновесии с жидкостью при данной температуре (жидкость не испаряется, пары не конденсируются). При изменении температуры термодинамическое равновесие нарушается. При повышении температуры ДНП увеличивается, а при понижении – уменьшается. ДНП оказывает влияние на образование паровых пробок в трубопроводах, на значение потерь от испарения при закачке нефти в резервуары и хранении в них, на глубину переработки и выход фракций. ДНП измеряется по методу Рейда в соответствии с требованиями ГОСТ 1756 – 2000. В паспорте качества на нефть записывается значение ДНП, измеренное при строго определенной температуре 37,8 0С (100 0F), что позволяет сравнивать различные нефти по этому показателю.
Температура кипения. Любое индивидуальное вещество кипит при определенной температуре, называемой температурой кипения, которая зависит от химической природы вещества и внешнего давления. Нефть является многокомпонентной жидкостью и каждый индивидуальный углеводород, входящий в ее состав имеет собственную температуру кипения. Легкие углеводороды кипят при низких температурах, а тяжелые – при высоких. Поэтому нефть можно характеризовать только температурой начала кипения, величина которой зависит в основном от содержания в ней легких углеводородов.
Температура застывания имеет важное значение при осуществлении технологических операций с нефтью, например при определении времени безопасной остановки «горячего» нефтепровода для проведения ремонтных работ. В соответствии с ГОСТ 20287 – 74 температурой застывания считается температура, при которой охлаждаемая в пробирке стандартных размеров нефть остается неподвижной в течение одной минуты при наклоне пробирки под углом 45 0. На температуру застывания сильное влияние оказывают содержащиеся в нефти парафины и асфальтосмолистые вещества. Температура застывания нефтей и нефтепродуктов находится в интервале от – 80 до + 150 0С.
Электризация нефтей. Нефть и нефтепродукты обладают высоким электрическим сопротивлением и относятся к диэлектрикам. При движении по трубопроводам, насосам и арматуре от трения на стенках труб и оборудования могут образовываться заряды статического электричества с разностью потенциалов до 30 – 40 Кв. В случае разряда статического электричества возникают искры, которые могут привести к воспламенению или взрыву. Наиболее часто применяемой мерой защиты от статического электричества, цель которой – устранение электрических разрядов с проводящих элементов оборудования и трубопроводов, является заземление резервуаров, насосов, арматуры и трубопроводов.
Токсичность – свойство нефти и ее паров оказывать отравляющее действие на организм человека. Особенно токсичны пары сернистых нефтей. Отравление парами может происходить от вдыхания их при зачистке и ремонтных работах в резервуарах, в плохо вентилируемых помещениях, где возможно выделение углеводородных паров, в насосном цехе, в колодцах и т. д.. По характеру воздействия на организм человека нефть и ее пары относятся к наркотическим веществам, вызывающим головокружение, сухость во рту, головную боль, тошноту, повышенное сердцебиение, общую слабость, а в больших дозах – удушье.
По степени воздействия на организм человека нефть и ее пары относятся к 4 классу, т.е. к малоопасным веществам со средней смертельной концентрацией в воздухе более 50 000 мг/м3. Одной из основных характеристик токсичности различных веществ является их предельно допустимая концентрация (ПДК) в воздухе. ПДК – это максимальная концентрация данного вещества в воздухе, которая в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
При перекачке и отборе проб нефть относят к 3-му классу опасности (ПДК аэрозоля нефти в воздухе рабочей зоны - не более 10 мг/куб. м), при хранении и лабораторных испытаниях - к 4-му классу опасности (ПДК по легким углеводородам в пересчете на углерод - не более 300 мг/куб.м).
- Предисловие
- Нормативные ссылки
- Используемые сокращения
- Введение
- 1 Экономика компании (отрасли)
- 1. Оао «ак «Транснефть», ее основные цели, задачи, функции, структура управления
- 2. Организационная структура оао «ак «Транснефть»
- 3. Экономика нефтепроводного транспорта и Компании на современном этапе, перспективы развития
- 2 Основы технического черчения
- 1. Форматы
- 2. Основная надпись
- 3. Масштабы
- 4. Линии
- 5. Основы проекционного черчения. Расположение проекций на чертеже
- 6. Основные правила нанесения размеров на чертеже
- 7. Разрезы
- 8. Сечения
- 9. Выносные элементы
- 10. Выполнение эскизов деталей
- 11. Сборочный чертеж
- 12. Выполнение спецификации к сборочному чертежу
- 13. Выполнение схем
- 3 Материалы трубопроводного транспорта
- 3.1 Металлы и сплавы, их свойства и обозначения
- 3.1.1 Чугуны
- 1. Серые литейные чугуны
- 2. Высокопрочные чугуны
- 3. Ковкие чугуны
- 3.1.2 Конструкционные стали
- 3.1.2.А Углеродистые стали
- 2.1.2.Б Легированные стали
- 3.1.2.В Классификация сталей
- 3.1.3 Инструментальные стали и сплавы
- 3.1.4 Коррозионностойкие (нержавеющие) стали
- 3.1.5 Стали для труб нефтепроводов
- 3.1.6 Цветные металлы и сплавы
- 1. Медь и ее сплавы
- 2. Алюминий и его сплавы
- 3.2 Другие материалы для трубопроводного транспорта
- 3.2.1 Крепежные соединения
- 3.2.2 Прокладочные набивочные и уплотнительные материалы
- 3.2.2.А Резины: классификация, состав и области применения
- 3.2.2.Б Паронит, электронит
- 3.2.2.В Терморасширенный (гибкий) графит
- 3.2.2.Г Войлок
- 3.2.2.Д Асбестовые материалы
- 3.2.2.Е Эбонитовые изделия
- 3.2.2.Ж Бумажные материалы
- 3.2.2.З Лакокрасочные покрытия
- 3.2.2.И Незамерзающие жидкости
- 3.2.2.К Смазочные материалы
- 3.2.2.Л Рукава и шланги резиновые их применение и условное обозначение
- 4 Основы гидравлики
- 5 Основы электротехники и оборудование
- 5.1 Применение электроэнергии на трубопроводном транспорте нефти
- 1. В линейной части:
- 2. На нефтеперекачивающих станциях:
- 3. На резервуарных парках:
- 4. Во вспомогательных системах и системах управления и защиты:
- 5.2 Электрическое поле, ток и его источники
- 5.3 Соединение проводников. Превращение электрической энергии
- 5.4 Электрические машины. Трансформаторы и выпрямители
- 5.5 Электродвигатели синхронные и асинхронные. Основные правила эксплуатации электродвигателей
- 5.5.1 Синхронные электродвигатели
- 5.5.2 Асинхронные электродвигатели
- 5.5.3 Эксплуатация электродвигателей
- 5.6 Воздушные электролинии. Опоры воздушных линий. Провода и тросы
- 5.7 Монтаж кабельных линий. Прокладка кабелей
- 5.8 Распределительные устройства и подстанции.
- 5.9 Электрическое освещение
- 5.10 Заземление электроустановок
- 5.11 Основные правила обслуживания электроустановок
- 6 Сварка и резка металлов
- 6.1 Физические основы сварки
- 6.2 Классификация способов сварки.
- 6.3 Виды дуговой сварки
- 6.4 Электрическая сварочная дуга
- 6.5 Источники питания сварочной дуги
- 6.6 Сварочная проволока и электроды
- 6.7 Ручная дуговая сварка плавящимся электродом
- 6.8 Дуговая сварка под слоем флюса
- 6.9 Дуговая сварка в защитных газах
- 6.10 Дуговая сварка неплавящимся электродом
- 6.11 Электрическая контактная сварка
- 6.12 Сварка сосудов и трубопроводов
- 6.13 Термическая резка металлов
- 7 Основы слесарного дела
- 7.1 Общие понятия
- 7.2 Разметка
- 7.3 Рубка металла
- 7.4 Правка и гибка металла
- 7.5 Резка металлов и труб
- 7.6 Опиливание металлов
- 7.7 Сверление, развертывание и зенкование отверстий
- 7.8 Нарезание резьбы
- 7.9 Шабрение плоскостей
- 7.10 Притирка
- 7.11 Паяние и лужение
- 7.12 Ремонт запорной арматуры
- 7.13 Соединение и разъединение труб
- 7.14 Склеивание
- 8 Грузоподъемные машины и механизмы
- 8.1 Основные сведения о грузоподъемных машинах, используемых на трубопроводном транспорте
- 8.1.1 Грузоподъемные краны
- 8.1.2 Трубоукладчики
- 8.1.3 Краны-манипуляторы
- 8.2 «Основные сведения о съемных грузозахватных приспособлениях»
- 8.2.1 Стропы и захваты
- 8.2.2 Стропы-полотенца и троллейные подвески
- 8.2.3. «Правила эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений»
- 8.3 Правила эксплуатации грузоподъемных машин
- 9 Свойства нефти
- 9.1 Общие сведения о составе и свойствах нефти
- 9.1.1 Пожаровзрывоопасные свойства нефти
- 9.2 Требования к нефти
- 10 Магистральные нефтепроводы
- 10.1 Основные понятия
- 10.2 Линейные сооружения магистрального нефтепровода
- 10.3. Автоматизация и телемеханизация магистральных нефтепроводов.
- 10.3.1. Автоматизация магистральных нефтепроводов и нефтеперекачивающих станций
- 10.3.2. Телемеханизация магистральных нефтепроводов
- 10.3.3. Производственно-технологическая связь
- 10.3.4. Обслуживание боксов и узлов кип и асу тп линейной службой эксплуатации.
- 11 Оборудование нпс
- 11.1 Основное оборудование нпс
- 11.1.1 Резервуары нпс
- 11.1.2 Насосы
- 11.1.3 Узел предохранительных устройств
- 11.1.4 Фильтры-грязеуловители
- 11.1.5 Система измерения контроля нефти - сикн
- 11.1.6 Система сглаживания волн давления, шланговые клапаны
- 11.1.7 Блок регуляторов давления
- 11.2 Вспомогательные системы нпс
- 11.2.1 Система пожаротушения
- 11.2.2 Система вентиляции
- 11.2.3 Система канализации.
- 11.2.4 Система водоснабжения
- 12 Трубы и арматура нефтепроводов
- 12.1 Трубы
- 12.2 Виды соединений трубопроводов
- 12.3 Трубопроводная арматура
- 12.3.1 Классификация трубопроводной арматуры
- 12.3.2 Условные обозначение трубопроводной арматуры
- 12.3.3 Запорная арматура
- 12.3.4 Предохранительные клапаны и устройства
- 12.3.5 Обратные клапаны
- 12.3.6 Регулирующая арматура
- 12.3.7 Эксплуатация арматуры
- 13 Линейная часть магистрального нефтепровода Факторы, влияющие на выбор трассы.
- 13.1 Схемы прокладки нефтепроводов
- 13.2 Линейные сооружения мн
- 13.3 Переходы через естественные и искусственные препятствия
- 13.3.1 Надземные переходы
- 13.3.2 Устройство и способы сооружения подводных переходов
- 13.3.3 Прокладка трубопроводов через болота и обводненные участки
- 13.3.4 Переходы через автомобильные и железные дороги
- 13.4 Устройство камер приема, пуска, пропуска сод
- 14 Обслуживание линейной части магистрального нефтепровода
- 14.1 Организация обслуживания линейной части магистральных нефтепроводов.
- 14.1.1. Охранная зона нефтепровода
- 14.1.2. Оформление трассы нефтепровода
- 14.1.3. Работы по техническому обслуживанию и ремонту объектов мн
- 14.2. Очистка внутренней полости линейной части нефтепроводов и проведение диагностики
- 14.2.1. Проведение очистки и диагностики мн
- 14.2.1.А. Очистка внутренней полости нефтепроводов. Скребки.
- 14.2.1.Б. Диагностика мн и технологических нефтепроводов
- 4. Дефектоскопы внутритрубные ультразвуковые типа уск-02. 19.02.11
- 14.3. Основная техническая документация мн
- 14.4. Обслуживание технологических трубопроводов нпс и резервуаров.
- 15 Капитальный ремонт магистрального нефтепровода
- 15.1 Общие положения
- 15.2 Организационно-техническая подготовка капитального ремонта
- 15.2.1 Организационные мероприятия
- 15.2.2 Подготовительные работы
- 15.3 Капитальный ремонт нефтепровода с полной заменой труб
- 15.3.1 Последовательность технологических операций при капитальном ремонте с полной заменой труб
- 15.4 Капитальный ремонт нефтепровода с полной заменой изоляционного покрытия
- 15.4.1 Последовательность технологических операций при капитальном ремонте полной заменой изоляционного покрытия
- 15.5 Выборочный ремонт нефтепровода
- 15.5.1. Технологические операции при выполнении выборочного ремонта
- 15.6 Виды работ, проводимые при всех типах капитального ремонта
- 15.6.1. Земляные работы при капитальном ремонте нефтепровода
- 15.6.1.А Рекультивация плодородного слоя почвы
- 15.6.1.Б. Разработка траншеи и ремонтного котлована 310/1 29.01.11
- 15.6.1.В. Засыпка траншей
- 15.6.2. Очистка внешней поверхности трубопровода
- 15.6.3. Сварочно-восстановительные работы при капитальном ремонте нефтепровода
- 15.6.4. Изоляционные работы при капитальном ремонте нефтепровода.
- 15.6.5 Подъем, поддержание и уклада нефтепровода при капитальном ремонте
- 15.6.5.А. Особенности подъема, поддержания и укладки трубопровода при капитальном ремонте с заменой труб
- 15.6.5.Б Особенности подъема, поддержания и укладки трубопровода при ремонте с заменой изоляционного покрытия
- 15.6.5.В Особенности подъема, поддержания и укладки трубопровода при выборочном ремонте
- 15.6.5.Г. Укладка изолированного нефтепровода в траншею.
- 15.6.6. Очистка внутренней полости и испытание нефтепровода на прочность и герметичность после капитального ремонта. Сдача нефтепровода в эксплуатацию
- 15.6.6.А Очистка полости нефтепровода
- 15.6.6.Б. Испытание нефтепровода на прочность и герметичность
- 15.6.6.В. Сдача нефтепровода в эксплуатацию
- 15.7 Машины, механизмы и приспособления, применяемые при капитальном ремонте нефтепровода
- 16 Ремонт дефектов магистрального нефтепровода
- 16.1 Типы дефектов и методы ремонта
- 16.2 Методы ремонта дефектных участков мн без вырезки
- 16.2.1 Шлифовка
- 16.2.2 Заварка дефектов
- 16.2.3 Установка ремонтных муфт
- 16.3 Технология замены поврежденного участка нефтепровода методом вырезки
- 16.3.1 Земляные работы
- 16.3.2 Вскрытие нефтепровода и сооружение ремонтного котлована
- 16.3.3 Устройство амбара для приема нефти
- 16.3.4 Врезка вантузов в нефтепровод
- 16.3.5 Остановка перекачки нефти по нефтепроводу и отключение участка
- 16.3.6 Откачка нефти из отключенного участка
- 16.3.7 Вырезка дефектных труб, «катушек»
- 16.3.8 Герметизация полости нефтепровода
- 16.3.9 Сварочно-монтажные работы
- 16.3.10 Заполнение трубопровода нефтью после окончания работ и пуск нефтепровода
- 16.3.11 Вывод нефтепровода на заданный режим
- 16.3.12 Изоляция врезанной катушки
- 17 Аварийно-восстановительные работы
- 17.1 Методы обнаружения разрывов мн
- 17.2 Планы ликвидации возможных аварий
- 17.2.1 Классификация и характеристика аварий
- 17.2.2 Оперативная часть плана
- 17.2.3 Техническая часть плана 310/1 4.03.11
- 17.3 Организация работ по ликвидации аварий
- 17.3.1 Методы ликвидации аварий
- 17.3.2 Ликвидация аварий на участках магистральных нефтепроводов
- 1. Сооружение земляного амбара. Сбор нефти.
- 2. Подготовка ремонтной площадки и размещение технических средств.
- 3. Вскрытие нефтепровода и сооружение ремонтного котлована.
- 4. Освобождение аварийного участка нефтепровода от нефти.
- 5. Вырезка дефектного участка.
- 6. Контроль качества сварных швов.
- 7. Засыпка ремонтного котлована.
- 17.3.3 Ликвидация аварий на особых участках магистральных нефтепроводов
- 17.3.4 Ликвидация последствий аварии
- 17.4 Подразделения службы ликвидации аварий
- 18 Устройство и эксплуатация основных приспособлений и механизмов для ремонта магистральных нефтепроводов
- 18.1 Устройство для холодной врезки ухв-150, ухв-300
- 1. Назначение устройства.
- 2. Технические характеристики устройства.
- 3. Конструкция устройства.
- 4. Порядок вырезки отверстия в нефтепроводе через вантуз.
- 5. Действия при нештатных ситуациях.
- 6. Транспортирование и хранение устройства.
- 7. Меры безопасности при эксплуатации устройств.
- 8. Ограничения применения устройств ухв-150, ухв-300.
- 18.2 Прорезное устройство акв-103 «Пиранья»
- 1. Назначение устройства.
- 2. Технические характеристики.
- 3. Комплектность устройства.
- 4. Конструкция устройства.
- 5. Порядок вырезки отверстия в нефтепроводе через вантуз.
- 6. Действия при нештатных ситуациях.
- 7. Транспортирование и хранение устройства.
- 8. Меры безопасности при эксплуатации устройства.
- 9. Ограничения применения устройства «Пиранья – 2с».
- 18.3 Приспособление для перекрытия патрубков типа «пакер-м»
- 1. Назначение приспособления.
- 2. Технические характеристики приспособления.
- 3. Конструкция приспособления.
- 4. Порядок проведения работ по герметизации патрубка и ликвидации вантуза.
- 5. Хранение и транспортирование приспособления.
- 6. Меры безопасности при эксплуатации приспособления типа «Пакер».
- 7. Ограничения применения технологии «Пакер».
- 18.4 Машина для безогневой резки труб мрт 325…1420 мм «Волжанка - 2»
- 1. Назначение машины.
- 2. Технические характеристики труборезной машины.
- 3. Конструкция труборезной машины.
- 4. Порядок вырезки «катушки» нефтепровода.
- 5. Действия при нештатных ситуациях.
- 6. Хранение и транспортирование приспособления.
- 7. Меры безопасности при эксплуатации машин безогневой резки труб.
- 18.5 Устройство для перекрытия внутренней полости магистральных нефтепроводов «Кайман»
- 1. Назначение устройства.
- 2. Технические характеристики устройства.
- 3. Конструкция устройства.
- 4. Порядок установки герметизатора во внутреннюю полость нефтепровода.
- 5. Хранение и транспортирование герметизатора.
- 6. Меры безопасности при эксплуатации герметизаторов «Кайман».
- 18.6 Герметизатор резинокордный для временного перекрытия внутренней полости магистральных нефтепроводов «грк»
- 1. Назначение устройства.
- 2. Технические характеристики устройства.
- Основные технические характеристики герметизатора грк
- 3. Конструкция герметизатора.
- 4. Порядок герметизации внутренней полости нефтепровода.
- 5. Хранение и транспортирование герметизатора.
- 6. Меры безопасности при эксплуатации герметизаторов «грк».
- 19 Защита магистральных нефтепроводов от коррозии
- 19.1 Виды и механизмы коррозии стальных трубопроводов. Методы защиты мн от коррозии
- 19.2 Защита магистральных нефтепроводов изоляционными покрытиями
- 19.3 Электрохимическая защита
- 20 Промышленная, пожарная безопасность и охрана труда
- 20.1 Ростехнадзор, Министерство здравоохранения и социального развития.
- 20.2 Федеральный Закон «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- 20.2.1 Общие положения
- 20.2.2 Основы промышленной безопасности
- 20.3 Информация об обстоятельствах и причинах несчастных случаев на объектах мн
- 20.4 Содержание территории насосных станций
- 20.5 Правильное содержание рабочего места. Мероприятия, проводимые при введении аварийного режима
- 20.5.1 Мероприятия, проводимые при введении аварийного режима
- 20.6 Основные правила безопасности при эксплуатации электрооборудования
- 20.7 Организационные и технические мероприятия по организации безопасному проведению огневых работ, газоопасных и других работ повышенной опасности
- 20.8 Меры безопасности при проведении обслуживания линейной части магистрального нефтепровода
- 20.9 Меры безопасности при проведении ремонтных и аварийно-восстановительных работ на линейной части мн и технологических трубопроводов нпс
- 20.10 Меры безопасности при эксплуатации средств механизации, ручных машин, инструмента и приспособлений
- 20.11 Безопасный способ ведения сварочных работ при ремонте емкостей из-под горючих веществ
- 20.12 Правила хранения, использования и транспортировки баллонов с горючими газами и кислородом
- 20.13 Характеристики пожарной безопасности нефти и нефтепродуктов
- 20.14 Пожарная безопасность объектов мн
- Назначение, содержание и местонахождение на объекте первичных средств пожаротушения.
- 20.15 Промышленная санитария на предприятии
- 20.16 Оказание первой доврачебной помощи при различных видах травм
- 20.16.1 Оказание первой помощи при поражении электрическим током
- 1. Освобождение пострадавшего от действия электрического тока
- 2. Оказание первой помощи при поражении электротоком
- 20.16.2 Оказание первой помощи при ранении
- 20.16.3 Оказание первой помощи при кровотечении
- 20.16.4 Оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок
- 20.16.5. Оказание первой помощи при ожогах
- 20.16.6 Оказание первой помощи при обморожениях
- 20.16.7 Оказание первой помочи при попадании инородных тел
- 20.16.8 Оказание первой помощи при обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях
- 20.17 Меры безопасности при передвижении дорожно-строительной техники
- 20.18 Меры безопасности при выполнении земляных работ
- 20.18.1 Требования к выполнению земляных работ
- 20.18.2 Выполнение земляных работ в горных условиях
- 20.18.3 Земляные работы в многолетнемерзлых грунтах
- 20.18.4 Земляные работы на заболоченных участках
- 20.18.5 Земляные работы на переходах через водные преграды
- 20.18.6 Рекультивация земель
- 20.19 Меры безопасности при выполнении изоляционных работ
- 20.20 Меры безопасности при вырезке монтажу участков мн
- 20.21 Меры безопасности при герметизации мн
- 20.22 Меры безопасности при герметизации патрубков вантузов
- 20.23 Меры безопасности при работе с грузоподъемными устройствами и механизмами
- 21 Охрана окружающей среды
- 21.1 Понятия экологии как научной дисциплины
- 21.2. Антропогенное воздействие на окружающую среду
- 21.3. Экологический кризис. Глобальные экологические проблемы
- 21.4. Природные ресурсы
- 21.5. Загрязнение окружающей среды
- 21.5.1. Нефть и нефтепродукты как загрязнители окружающей среды
- 21.5.2. Причины загрязнения окружающей среды в процессе эксплуатации нефтепроводов
- 21.5.3. Пути устранения загрязнения при авариях на мн
- 21.6. Классификации выбросов нефти, оценка их количества
- 21.7. Система экологического менеджмента
- 21.7.1. Основные термины и определения сэм оао «ак «Транснефть»
- 21.7.2. Документ «Экологическая политика оао «ак «Транснефть»»
- Список использованных источников