2.9. Режим бурения
Под режимом бурения понимается определенное сочетание параметров, влияющих на показатели бурения. К числу таких параметров относятся: 1) осевая нагрузка на долото; 2) частота вращения долота; 3) массовый расход прокачиваемой промывочной жидкости; 4) качество промывочной жидкости (плотность, вязкость, водоотдача, статическое напряжение сдвига).
Сочетание этих параметров, позволяющее получать наиболее высокие качественные и количественные показатели бурения при данной технической вооруженности буровой, называется рациональным (или оптимальным) режимом бурения.
На практике часто в процессе бурения приходится отбирать керн, бурить скважину в неблагоприятных геологических условиях (зонах, склонных к поглощениям, осложнениям, связанным с нарушением целостности ствола скважины и т. п.), забуривать в сторону от ранее пробуренного ствола и т. д. Режимы бурения, применяемые в таких случаях, называются специальными режимами.
Эффективность работы долота оценивается двумя параметрами:
1) механической скоростью бурения vmеx′ м/ч;
2) проходкой на долото hֽ м.
При выборе режима бурения следует учитывать, что с изменением одного из параметров не всегда увеличиваются механическая скорость проходки и проходка на долото. Для каждой породы существует оптимальное сочетание нагрузки на долото, частоты вращения долота и расхода промывочной жидкости.
При турбинном способе бурения изменение одного параметра режима бурения вызывает автоматическое изменение других. В случае увеличения расхода промывочной жидкости при неизменной нагрузке на долото частота вращения п вала турбобура (долота) растет прямо пропорционально. Если же нагрузка на долото будет увеличена, а расход промывочной жидкости останется постоянным, то частота вращения вала турбобура (долота) уменьшится.
В практике бурения скважин расход промывочной жидкости устанавливают с учетом обеспечения наивыгоднейших условий работы турбобура и наибольшего выноса выбуренной породы. С углублением скважины в связи с уменьшением ее диаметра расход промывочной жидкости уменьшают от интервала к интервалу [9].
При бурении в интервале, для которого установлен постоянный расход жидкости, из трех параметров режима бурения можно изменять только нагрузку на долото, регулируя тем самым частоту его вращения. Последняя при постоянным расходе промывочной жидкости достигает своего максимума при снятии нагрузки на долото.
При создании нагрузки на долото частота вращения вала турбобура (долота) уменьшается, а вращающий момент увеличивается. Эффективная работа турбобура будет обеспечена при таких нагрузках на долото, когда мощность на валу турбобура N достигнет максимального значения. В этот период частота вращения вала турбобура составляет примерно половину частоты вращения долота при отсутствии на него нагрузки, а вращающий момент около половины момента, развиваемого при торможении вала турбобура (л = 0). При максимальной мощности на валу турбобура турбина имеет и максимальное значение КПД.
Нагрузка на долото зависит от твердости проходимости пород. При разбуривании твердых пород в целях повышения эффективности работы долота повышают нагрузку, а при бурении в мягких породах — снижают. В то же время частота вращения долота в первом случае уменьшается, а во втором — увеличивается, что и требуется для достижения хороших показателей его работы.
При работе турбобуров в соответствии с описанными условиями обеспечиваются наилучшие показатели работы долота, так как повышение и снижение частоты вращения долота приводит к неустойчивому режиму работы турбобура.
При роторном бурении отсутствует ярко выраженная взаимосвязь параметров режима бурения и, следовательно, влияние их друг на друга, как при турбинном способе. Поэтому можно устанавливать любые комбинации параметров режима бурения, контролировать их [9, 30].
Расход промывочной жидкости устанавливается с учетом качественной очистки забоя скважины. Нагрузка на долото и частота его вращения устанавливаются для каждого геологического горизонта с учетом твердости проходимых пород.
Подача бурильной колонны — вертикальное перемещение на поверхности, которое осуществляется опусканием ведущей трубы в ротор на некоторую величину в результате ослабления тормоза лебедки.
Давление долота на забой создается частично весом бурильной колонны, однако чрезмерное ее увеличение может вызвать поломку бурильной колонны и искривление скважины. Во избежание этого нижняя часть бурильной колонны выполняется утяжеленной.
При работе с утяжеленным низом его вес используется только на 75 %.
Для контроля за равномерным давлением на долото пользуются прибором, называемым индикатором веса. Давление промывочной жидкости измеряется датчиком, который монтируется на трубопроводе между насосами или на стояке нагнетательной линии буровых насосов. Частота вращения ротора измеряется тахометрами различных конструкций. Кроме того, применяют приборы для определения механической скорости бурения, а также другие приборы, регистрирующие и показывающие параметры бурения на забое (частота вращения вала турбобура, пространственное положение забоя скважины и т. д.).
В последнее время все шире внедряется передача параметров режима бурения на расстояние. Это позволяет на диспетчерских пунктах (участках) оборудовать специальные пульты, на которых монтируют показывающие и регистрирующие приборы параметров режима бурения каждой буровой. Диспетчер (инженер участка) получает возможность круглосуточно следить за работой буровых и при необходимости незамедлительно вносить нужные коррективы в процесс проводки скважины.
- Антонова е.О., Крылов г.В., Прохоров а.Д., Степанов о.А.
- Оглавление
- Глава 1 6
- Глава 2 22
- Глава 3 61
- Глава 4 107
- Глава 5 141
- Глава 6 155
- Глава 7 176
- Глава 8 182
- Предисловие
- Глава 1 краткие сведения из геологии
- 1.1. Гипотезы происхождения нефти
- 1.2. Условия залегания нефти, газа и воды в нефтяных и газовых залежах
- 1.3. Состав и свойства нефти
- 1.4. Состав и свойства природного газа
- 1.5. Свойства пластовых вод
- 1.6. Поиск и разведка месторождений нефти и газа
- 1.7. Запасы месторождений
- Глава 2 Бурение Нефтяных и Газовых Скважин
- 2.1. Классификация скважин
- 2.2. Элементы скважин
- 2.3. Общая схема бурения
- 2.4. Конструкция скважин
- 2.5. Буровые долота
- 2.5.1. Назначение и классификация
- 2.5.2. Долота для сплошного бурения лопастные долота
- Шарошечные долота
- Твердосплавные долота
- 2.5.3. Долота для колонкового бурения
- 2.6. Бурильная колонна
- 2.7. Механизмы для вращения долота
- 2.7.1. Роторы
- 2.7.2. Турбобуры
- 2.7.3. Электробуры
- 2.8. Промывка и продувка скважин
- 2.8.1. Назначение и классификация промывочных жидкостей
- 2.8.2. Промывочные жидкости на водной основе
- 2.8.3. Химическая обработка глинистого раствора
- 2.8.4. Приготовление и очистка глинистого раствора
- 2.8.5. Промывочные жидкости на неводной основе
- 2.8.6. Продувка скважин воздухом
- 2.9. Режим бурения
- 2.10. Разобщение пластов и заканчивание скважины
- 2.10.1. Элементы обсадной колонны
- 2.10.2. Условия работы обсадной колонны в скважине
- 2.10.3. Цементирование обсадных колонн
- 2.10.4. Оборудование забоя скважин и перфорация
- 2.10.5. Вызов притока нефти или газа из пласта
- 2.11. Буровые установки
- Глава 3 добыча нефти и газа
- 3.1. Пластовая энергия и силы, действующие в залежах
- 3.2. Режимы дренирования нефтяных и газовых залежей
- 3.2.1. Водонапорный режим
- 3.2.2. Упругий (упруговодонапорный) режим
- 3.2.3. Газонапорный режим
- 3.2.4. Газовый режим
- 3.2.5. Гравитационный режим
- 3.3. Системы разработки
- 3.4. Контроль и регулирование разработки нефтяной залежи
- 3.5. Разработка газовых месторождений
- 3.6. Разработка газоконденсатных месторождений
- 3.7. Искусственные методы воздействия на нефтяные пласты
- 3.8. Методы повышения нефтеотдачи и газоотдачи пластов
- 3.9. Способы эксплуатации нефтяных и газовых скважин
- 3.9.1. Фонтанная эксплуатация
- Классификация фонтанной арматуры
- Регулирование работы фонтанных скважин
- Борьба с отложениями парафина в фонтанных скважинах
- 3.9.2. Газлифтная эксплуатация
- 3.9.3. Насосная эксплуатация
- 3.9.4. Эксплуатация скважин бесштанговыми погружными насосами
- 3.9.5. Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин
- 3.10. Методы увеличения производительности скважин
- 3.10.1. Кислотные обработки скважин
- 3.10.2. Гидравлический разрыв пласта
- 3.10.3. Гидропескоструйная перфорация скважин
- 3.10.4. Виброобработка забоев скважин
- 3.10.5. Разрыв пласта давлением пороховых газов
- 3.10.6. Торпедирование скважин
- 3.10.7. Тепловое воздействие на призабойную зону скважин
- 3.11. Подземный ремонт скважин
- 3.11.1. Текущий ремонт
- 3.11.2. Капитальный ремонт скважин
- Глава 4 промысловый сбор и подготовка нефти и га3а к транспорту
- 4.1. Системы сбора нефти
- 4.1.1. Старые негерметизированные системы нефтегаюводосбора
- 4.1.2. Высоконапорные герметизированные и автоматизированные системы сбора и подготовки нефти, газа и воды [9, 38]
- 4.2. Подготовка нефти к транспорту
- 4.3. Основные способы отделения воды от нефти
- 4.3.1. Механическое обезвоживание нефти
- 4.3.2. Термическое обезвоживание нефти
- 4.3.3. Химическое обезвоживание нефти
- 4.3.4. Фильтрация
- 4.3.5. Теплохимическое деэмульгирование
- 4.3.6. Электрическое обезвоживание
- 4.4. Стабилизация нефти
- 4.5. Системы сбора и подготовки газа
- 4.6. Очистка газа от механических примесей
- 4.7. Методы предупреждения образования гидратов
- 4.8. Сорбционные методы осушки газа
- 4.8.1. Осушка газа абсорбентами
- 4.8.2. Осушка газа адсорбентами
- 4.8.3. Осушка газа молекулярными ситами
- 4.9. Осушка газа охлаждением
- 4.10. Одоризация газа
- 4.11. Очистка природного газа от сернистых соединений и углекислого газа
- Глава 5 основы трубопроводного транспорта нефти и газа
- 5.1. Классификация трубопроводов
- 5.2. Состав сооружений магистральных трубопроводов
- 5.2.1. Линейные сооружения магистральных трубопроводов
- 5.2.2. Перекачивающие и тепловые станции
- 5.2.3. Конечные пункты магистральных трубопроводов
- 5.3. Обоснование строительства и изыскания трасс магистральных трубопроводов
- 5.3.1. Выбор наиболее выгодного способа транспорта нефтяных грузов
- 5.3.2. Выбор наиболее выгодного способа транспортировки нефти и нефтепродуктов
- 5.3.3. Порядок проектирования магистральных трубопроводов
- 5.3.4. Изыскания трассы и площадок станций
- 5.3.5. Геологические, гидрологические и геофизические изыскания
- 5.3.6. Сбор климатологических и гидрометрических данных
- 5.3.7. Прочие изыскания по энергоснабжению перекачивающих станций
- Изыскания по водоснабжению и канализации
- 5.3.8. Отвод земель
- Глава 6 Глава 6 хранение нефти и нефтепродуктов
- 6.1. Классификация, зоны и объекты нефтебаз
- 6.2. Размещение нефтебаз и проводимые на них операции
- 6.3. Классификация резервуаров для нефти и нефтепродуктов
- 6.4. Стальные резервуары
- 6.5. Неметаллические резервуары
- 6.6. Подземные хранилища нефти и нефтепродуктов
- Глава 7 Общие сведения о транспорте газа
- 7.1. Железнодорожный транспорт сжиженных газов
- 7.2. Водный транспорт сжиженных газов
- 7.3. Автомобильный транспорт сжиженных газов
- 7.4. Трубопроводный транспорт сжиженных газов
- 7.5. Трубопроводный транспорт конденсата и широкой фракции легких углеводородов
- Глава 8 распределение и хранение газов
- 8.1. Газораспределительные станции магистральных газопроводов
- 8.2. Газораспределительные сети
- 8.3. Методы покрытия неравномерностей потребления газа
- 8.4. Хранилища природного газа
- 8.4.1. Газгольдеры
- 8.4.2. Накопление газа в последнем участке магистрального газопровода
- 8.4.3. Подземные хранилища
- Список литературы