logo
Антонова Е

Предисловие

Нефть и газ в настоящее время во всем мире и в России — основные виды энергетических ресурсов, на долю которых приходится около 70 % всех видов используемых ресурсов. Важными и актуальными задачами являются вопросы, свя­занные со всей технологической цепочкой — от разведки месторождений до использования нефти и газа. Преоблада­ющее использование нефти и газа в мире предопределило приоритетность всех вопросов, связанных с разведкой, до­бычей, транспортом, переработкой и использованием их. Про­исходит постоянное совершенствование в первую очередь разведки месторождений, в эксплуатацию вовлекаются мес­торождения морского шельфа, идет освоение добычи нефти с больших глубин, прорабатываются технологии добычи не­фти в циркумполярной зоне Северного Ледовитого океана. Осваиваются месторождения с глубиной залегания 4 — 5 км, что требует создания новой техники и технологии бурения. Разрабатываются мероприятия по увеличению нефтеотдачи пластов для повышения коэффициента извлекаемости. В пос­ледние годы открыты газогидратные месторождения газа в зоне многолетнемерзлотных грунтов, где газ находится в виде газогидратов, создаются новые технологии добычи газа для этих месторождений и методы оценки запасов в них. Совершенствуются и развиваются способы доставки нефти и газа в районы их потребления, переработки. На сегодняш­ний день основным видом транспорта углеводородного сы­рья стал трубопроводный, хотя существенное значение для США и Японии имеет морской транспорт и нефти и газа [31]. Построены и эксплуатируются специальные суда для транспорта природного газа в жидком состоянии с темпера­турой — 80 °С, так как в этом случае 1 м3 сжиженного газа эквивалентен 600 м3 природного газа при нормальных усло­виях. Объемы танкеров для доставки нефти и газа составля­ют 300 — 500 тыс. т. В трубопроводном транспорте, являю­щемся основным средством доставки нефти и газа в России, также постоянно совершенствуется технологическое обору­дование — в первую очередь на компрессорных станциях газопроводов, где используются газотурбинные установки мощностью от 10 до 25 МВт [19, 37]. В последние годы отчетливо проявляется тенденция снижения объемов добы­чи и транспортировки нефти и нефтепродуктов. Магист­ральные нефтепроводы используются лишь наполовину их пропускной способности. Они находятся в эксплуатации уже свыше 20 лет, в связи с чем остро стоит проблема поддер­жания их надежности на проектном уровне во избежание аварий, что требует новых подходов к оценке технического состояния нефте- и газопроводов, для чего созданы и ис­пользуются внутритрубные диагностические снаряды, позво­ляющие осуществить оценку технического состояния линей­ной части и объемы и сроки ремонтов [24]. Значительно изменились и сами ремонты — их техника, технология и материалы. Это позволит сократить сроки проведения ре­монтов и повысить надежность проводимых ремонтов. Осу­ществляется совершенствование методов и способов хране­ния нефти, нефтепродуктов и газа. Сооружаются подземные хранилища газа для снижения неравномерности загрузки газопроводов, особенно у крупных промышленных центров. В свою очередь, меняющиеся условия эксплуатации, приме­нение новых технологий, материалов требуют постоянного повышения квалификации обслуживающего персонала для грамотной и безаварийной работы всех систем добычи, до­ставки и использования углеводородного сырья. Учебник знакомит с основными положениями нефтегазового произ­водства и современными техническими решениями, которые используются в настоящее время в этой отрасли.

Авторы выражают благодарность д-ру техн. наук про­фессору Н.А. Малюшину и д-ру техн. наук профессору O.K. Ангелопуло за ценные замечания и предложения, а также сотрудникам Тюменской государственной архитек­турно-строительной академии Е.А. Высотиной, А.В. Тарков­скому и М.В. Терехину за помощь, оказанную при подго­товке рукописи к печати.