3.10.2. Гидравлический разрыв пласта
Сущность гидравлического разрыва пласта (ГРП) состоит в образовании и расширении в пласте трещин при создании высоких давлений на забое скважин жидкостью, закачиваемой в скважину. В образовавшиеся трещины нагнетают отсортированный крупнозернистый песок для того, чтобы не дать трещине сомкнуться после снятия давления.
Образованные в пласте трещины или открывающиеся и расширившиеся, соединяясь другими, становятся проводниками нефти и газа, связывающими скважину с удаленными от забоя продуктивными зонами пласта. Протяженность трещин в глубь пласта может достигать нескольких десятков метров. Образовавшиеся в породе трещины шириной 1—2 мм, заполненные крупнозернистым песком, обладают значительной проницаемостью.
Дебиты скважин после гидроразрыва пласта часто увеличиваются в несколько раз. Операция ГРП состоит из следующих последовательно проводимых этапов:
1) закачка в пласт жидкости разрыва для образования трещин;
2) закачка жидкости-песконосителя;
3) закачка жидкости для продавливания песка в трещины.
Обычно в качестве жидкости разрыва и жидкости-песконосителя применяют одну и ту же жидкость. Поэтому для упрощения терминологии обычно эти жидкости называются жидкостями разрыва.
Жидкости разрыва в основном применяют двух видов: углеводородные жидкости и водные растворы.
Иногда используют водонефтяные и нефтекислотные эмульсии.
Углеводородные жидкости применяют в нефтяных скважинах. К ним относятся: сырая нефть повышенной вязкости; мазут или его смесь с нефтями; дизельное топливо или сырая нефть, загущенные нефтяными мылами.
Водные растворы применяют в нагнетательных скважинах. К ним относятся — вода; водный раствор сульфит-спиртовой барды; растворы соляной кислоты; вода, загущенная различными реагентами; загущенные растворы соляной кислоты.
При выборе жидкости разрыва в основном учитывают такие параметры, как вязкость, фильтруемость и способность удерживать зерна песка во взвешенном состоянии.
Так как при незначительной вязкости для достижения давления разрыва требуется закачка в пласт большого объема жидкости, необходимо использовать несколько одновременно работающих насосов. Если вязкость жидкости превышает допустимые значения, для образования трещин необходимы высокие давления, так как с увеличением вязкости растут потери при прокачке жидкости по трубам.
Песок для заполнения трещин при ГРП должен удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь высокую механическую прочность, чтобы образовывать надежные песчаные подушки в трещинах, и не разрушаться под действием веса пород; 2) сохранять высокую проницаемость. Таким является крупнозернистый, хорошо окатанный и однородный по составу кварцевый песок с размерами зерен от 0,5 до 1,0 мм.
Требуемое количество песка для закачки в пласт зависит от степени трещиноватости пород. В сильнотрещиноватые породы (известняки и доломиты) закачивается до нескольких десятков тонн песка. Значительное количество песка закачивают также и в рыхлые породы, обычно уже дренированные при предыдущей эксплуатации и предрасположенные к пробкообразованию. В пласты, сложенные из песчаников и малотрещиноватых известняков, целесообразно закачивать 8 — 10 т песка на скважину. В отдельных случаях это количество уменьшают до 4 — 5 т или, наоборот, увеличивают до 20 т. Концентрация песка в жидкости-песконосителе, в зависимости от ее фильтруемости и удерживающей способности, может колебаться от 100 до 600 кг на 1 м3 жидкости.
Технология гидроразрыва пласта состоит в следующем. Вначале забой скважины очищают от песка и глины и отмывают от загрязняющих отложений. Иногда перед ГРП целесообразно проводить солянокислотную обработку или дополнительную перфорацию. В таких случаях снижается давление разрыва и повышается его эффективность.
В промытую и очищенную скважину спускают трубы диаметром 89 мм, по которым жидкость разрыва направляется к забою. Трубы меньшего диаметра при ГРП применять нецелесообразно, так как при прокачке жидкости в них возникают большие потери давления.
Для предохранения обсадной колонны от воздействия высокого давления над разрываемым пластом устанавливается пакер. Он полностью разобщает фильтровую зону скважины от ее вышележащей части, при этом давление, создаваемое насосами, действует только на фильтровую зону и нижнюю поверхность пакера. Таким образом, в процессе гидроразрыва пласта на пакер снизу вверх действуют большие усилия. Если не принимать соответствующие меры, пакер вместе с насосно-компрессорными трубами будет подниматься вверх, что недопустимо. Для предотвращения этого на трубах устанавливают гидравлический якорь.
При нагнетании в трубы жидкости давление действует на поршни гидравлического якоря, вследствие чего они выходят из своих гнезд и прижимаются к обсадной колонне. Чем выше давление, тем с большей силой поршни прижимаются к колонне. Кольцевые грани на торце поршней врезаются в колонну и препятствуют перемещению насосно-компрессорных труб [9].
Устье скважины оборудуется специальной головкой, к которой подключаются агрегаты для нагнетания в скважину жидкостей разрыва.
К основному оборудованию относятся: передвижные насосные агрегаты, максимальное давление которых составляет 70 МПа при подаче 6 л/с. Для смешивания жидкости-песконосителя с песком применяют пескосмесительные установки, смонтированные на высокопроходимых автомобилях. Процесс смешивания песка с жидкостью и подачи смеси на приме насосных агрегатов механизирован. Пескосмесительный агрегат имеет грузоподъемность 9ти производительность 50 т/ч. Он оборудован загрузочным шнеком. С помощью таких агрегатов готовится смесь песка с жидкостью любой заданной концентрации.
Так как в процессе гидравлического разрыва пласта обычно используют несколько насосных агрегатов, для упрощения их обвязки между собой и с арматурой устья при нагнетании жидкости в скважину применяют самоходный блок манифоль-да. Этот блок состоит из напорного и приемно-раздаточного коллекторов, комплекта труб с шарнирными соединениями и подъемной стрелы. Все оборудование смонтировано на шасси автомобиля. Насосные агрегаты с помощью быстросъемных гибких соединений из труб подключаются к блоку манифольда, который, в свою очередь, соединяется с арматурой устья.
- Антонова е.О., Крылов г.В., Прохоров а.Д., Степанов о.А.
- Оглавление
- Глава 1 6
- Глава 2 22
- Глава 3 61
- Глава 4 107
- Глава 5 141
- Глава 6 155
- Глава 7 176
- Глава 8 182
- Предисловие
- Глава 1 краткие сведения из геологии
- 1.1. Гипотезы происхождения нефти
- 1.2. Условия залегания нефти, газа и воды в нефтяных и газовых залежах
- 1.3. Состав и свойства нефти
- 1.4. Состав и свойства природного газа
- 1.5. Свойства пластовых вод
- 1.6. Поиск и разведка месторождений нефти и газа
- 1.7. Запасы месторождений
- Глава 2 Бурение Нефтяных и Газовых Скважин
- 2.1. Классификация скважин
- 2.2. Элементы скважин
- 2.3. Общая схема бурения
- 2.4. Конструкция скважин
- 2.5. Буровые долота
- 2.5.1. Назначение и классификация
- 2.5.2. Долота для сплошного бурения лопастные долота
- Шарошечные долота
- Твердосплавные долота
- 2.5.3. Долота для колонкового бурения
- 2.6. Бурильная колонна
- 2.7. Механизмы для вращения долота
- 2.7.1. Роторы
- 2.7.2. Турбобуры
- 2.7.3. Электробуры
- 2.8. Промывка и продувка скважин
- 2.8.1. Назначение и классификация промывочных жидкостей
- 2.8.2. Промывочные жидкости на водной основе
- 2.8.3. Химическая обработка глинистого раствора
- 2.8.4. Приготовление и очистка глинистого раствора
- 2.8.5. Промывочные жидкости на неводной основе
- 2.8.6. Продувка скважин воздухом
- 2.9. Режим бурения
- 2.10. Разобщение пластов и заканчивание скважины
- 2.10.1. Элементы обсадной колонны
- 2.10.2. Условия работы обсадной колонны в скважине
- 2.10.3. Цементирование обсадных колонн
- 2.10.4. Оборудование забоя скважин и перфорация
- 2.10.5. Вызов притока нефти или газа из пласта
- 2.11. Буровые установки
- Глава 3 добыча нефти и газа
- 3.1. Пластовая энергия и силы, действующие в залежах
- 3.2. Режимы дренирования нефтяных и газовых залежей
- 3.2.1. Водонапорный режим
- 3.2.2. Упругий (упруговодонапорный) режим
- 3.2.3. Газонапорный режим
- 3.2.4. Газовый режим
- 3.2.5. Гравитационный режим
- 3.3. Системы разработки
- 3.4. Контроль и регулирование разработки нефтяной залежи
- 3.5. Разработка газовых месторождений
- 3.6. Разработка газоконденсатных месторождений
- 3.7. Искусственные методы воздействия на нефтяные пласты
- 3.8. Методы повышения нефтеотдачи и газоотдачи пластов
- 3.9. Способы эксплуатации нефтяных и газовых скважин
- 3.9.1. Фонтанная эксплуатация
- Классификация фонтанной арматуры
- Регулирование работы фонтанных скважин
- Борьба с отложениями парафина в фонтанных скважинах
- 3.9.2. Газлифтная эксплуатация
- 3.9.3. Насосная эксплуатация
- 3.9.4. Эксплуатация скважин бесштанговыми погружными насосами
- 3.9.5. Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин
- 3.10. Методы увеличения производительности скважин
- 3.10.1. Кислотные обработки скважин
- 3.10.2. Гидравлический разрыв пласта
- 3.10.3. Гидропескоструйная перфорация скважин
- 3.10.4. Виброобработка забоев скважин
- 3.10.5. Разрыв пласта давлением пороховых газов
- 3.10.6. Торпедирование скважин
- 3.10.7. Тепловое воздействие на призабойную зону скважин
- 3.11. Подземный ремонт скважин
- 3.11.1. Текущий ремонт
- 3.11.2. Капитальный ремонт скважин
- Глава 4 промысловый сбор и подготовка нефти и га3а к транспорту
- 4.1. Системы сбора нефти
- 4.1.1. Старые негерметизированные системы нефтегаюводосбора
- 4.1.2. Высоконапорные герметизированные и автоматизированные системы сбора и подготовки нефти, газа и воды [9, 38]
- 4.2. Подготовка нефти к транспорту
- 4.3. Основные способы отделения воды от нефти
- 4.3.1. Механическое обезвоживание нефти
- 4.3.2. Термическое обезвоживание нефти
- 4.3.3. Химическое обезвоживание нефти
- 4.3.4. Фильтрация
- 4.3.5. Теплохимическое деэмульгирование
- 4.3.6. Электрическое обезвоживание
- 4.4. Стабилизация нефти
- 4.5. Системы сбора и подготовки газа
- 4.6. Очистка газа от механических примесей
- 4.7. Методы предупреждения образования гидратов
- 4.8. Сорбционные методы осушки газа
- 4.8.1. Осушка газа абсорбентами
- 4.8.2. Осушка газа адсорбентами
- 4.8.3. Осушка газа молекулярными ситами
- 4.9. Осушка газа охлаждением
- 4.10. Одоризация газа
- 4.11. Очистка природного газа от сернистых соединений и углекислого газа
- Глава 5 основы трубопроводного транспорта нефти и газа
- 5.1. Классификация трубопроводов
- 5.2. Состав сооружений магистральных трубопроводов
- 5.2.1. Линейные сооружения магистральных трубопроводов
- 5.2.2. Перекачивающие и тепловые станции
- 5.2.3. Конечные пункты магистральных трубопроводов
- 5.3. Обоснование строительства и изыскания трасс магистральных трубопроводов
- 5.3.1. Выбор наиболее выгодного способа транспорта нефтяных грузов
- 5.3.2. Выбор наиболее выгодного способа транспортировки нефти и нефтепродуктов
- 5.3.3. Порядок проектирования магистральных трубопроводов
- 5.3.4. Изыскания трассы и площадок станций
- 5.3.5. Геологические, гидрологические и геофизические изыскания
- 5.3.6. Сбор климатологических и гидрометрических данных
- 5.3.7. Прочие изыскания по энергоснабжению перекачивающих станций
- Изыскания по водоснабжению и канализации
- 5.3.8. Отвод земель
- Глава 6 Глава 6 хранение нефти и нефтепродуктов
- 6.1. Классификация, зоны и объекты нефтебаз
- 6.2. Размещение нефтебаз и проводимые на них операции
- 6.3. Классификация резервуаров для нефти и нефтепродуктов
- 6.4. Стальные резервуары
- 6.5. Неметаллические резервуары
- 6.6. Подземные хранилища нефти и нефтепродуктов
- Глава 7 Общие сведения о транспорте газа
- 7.1. Железнодорожный транспорт сжиженных газов
- 7.2. Водный транспорт сжиженных газов
- 7.3. Автомобильный транспорт сжиженных газов
- 7.4. Трубопроводный транспорт сжиженных газов
- 7.5. Трубопроводный транспорт конденсата и широкой фракции легких углеводородов
- Глава 8 распределение и хранение газов
- 8.1. Газораспределительные станции магистральных газопроводов
- 8.2. Газораспределительные сети
- 8.3. Методы покрытия неравномерностей потребления газа
- 8.4. Хранилища природного газа
- 8.4.1. Газгольдеры
- 8.4.2. Накопление газа в последнем участке магистрального газопровода
- 8.4.3. Подземные хранилища
- Список литературы